Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы исследование проблемы государственного кредита, формулирование основных понятий, определение экономического содержания и функций государственного кредита. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности; возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственный кредит 5
1.1 Сущность и значение государственного кредита 5
1.2 Управление государственным кредитом 8
1.3 Государство как кредитор 10
1.4 Правовое регулирование государственного кредита 12
Глава 2. Формы государственного кредита 17
2.1 Формы государственного кредита 17
2.2 Международный кредит и классификация международного кредита 23
2.3 Бюджетный кредит как специальная разновидность государственного кредита 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

ФДОК КУРСАЧ.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

1.3 Государство  как кредитор

Внутренние  кредиты. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные  ссуды. Бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных  расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  лицам или другому бюджету  на возвратной и возмездной основах». Бюджетная ссуда- бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету  на возвратной, безвозмездной или  возмездной основах на срок не более  шести месяцев в пределах финансового  года.

В качестве заёмщиков средств федерального бюджета могут выступать:

1) государственные  и муниципальные унитарные предприятия;

2) органы  исполнительной власти нижестоящих  бюджетов;

3) отдельные  категории граждан.

Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, может быть представлен  только при условии предоставления заёмщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредиту.

Обязательное  условие предоставления бюджетного кредита – проведение предварительной проверки финансового состояния заёмщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Субъектами  РФ беспроцентные бюджетные ссуды  из федерального бюджета могут быть предоставлены в пределах финансового  года на покрытие:

- временных  разрывов, возникающих при исполнении  бюджетов субъектов РФ;

- временных  кассовых разрывов, возникающих  в бюджетах субъектов РФ в  связи с несовпадениями сроков  возврата заёмщиками средств  в региональные фонды государственной  финансовой поддержки досрочного  завоза продукции в районы  Крайнего севера и приравненные  к ним местности с ограниченными  сроками завоза грузов по ранее  предоставленным ссудам и сроков  закупки и доставки грузов  в указанные районы и местности.

Кредиты субъектов РФ. В отличие от Федерации  субъекты РФ продолжают в настоящее  время активно использовать бюджетные  кредиты для поддержки различных  отраслей экономики.

Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Долговые  обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют  долг иностранных государств перед  РФ.

При расчётах с должниками РФ использует различные  формы погашения долга. В частности, большое распространение получила поставка товаров в счёт погашения  государственных кредитов, предоставленных  РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, установлены налоговые льготы.

Экономический рост, наблюдавшийся в РФ в 2005-2006гг., позволил увеличить в 2007г. объём  предоставляемых зарубежным странам  кредитов. 6

1.4 Правовое регулирование  государственного кредита

Для обеспечения  бесперебойного финансирования многообразных  потребностей государство формирует  дополнительные финансовые ресурсы  путем мобилизации временно свободных  денежных средств населения и  хозяйственных структур, главным  способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в  распоряжение органов государственной  власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как  правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Государственный кредит - совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за гашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при которых государство  выступает в качестве заемщика и  кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств необязательно  приводит к их изменению. Если должник  своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени  использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов, особенно в сезонных отраслях производства, выплатой премий, отпускных и т. п. Люди могут и  сознательно ограничивать текущие  потребности из-за необходимости  накопить денежные средства для покупки  товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют  место и в движении денежных средств  организаций и предприятий в  связи с длительностью производственного  цикла, сезонностью производства и  т. п. 7

Государственный кредит отличается от других видов  кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное  производство, то при заимствовании  средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся  в его собственности, имущество  данной территориальной единицы  или какой-либо ее доход. Еще одной  отличительной чертой банковского  кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для погашения  и выплаты по нему процентов за счет увеличения производимой стоимости  прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и  контрольную.

Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов - это одна сторона государственных  кредитных отношений. Другая их сторона - финансовые связи, обусловленные возвратностью  и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов  кредиторам обеспечивается за счет бюджетных  поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как  и размер вносимых в бюджет налогов  каждым владельцем ценных бумаг - с  величиной получаемых им доходов  от государственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона  госкредитных отношений имеет перераспределительный  характер.

В современных  условиях поступления от государственных  займов стали вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более  быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование  расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет  переложить платежи по основному  кредиту и процентов по нему на все последующие поколения, которые  будут пользоваться услугами объектов, построенных нынешним поколением.

Таким образом, положительное воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда  кредиты погашаются, налоги взимаются  не только для их уплаты, но и для  погашения процентов по задолженности.

При непроизводительном использовании мобилизованных в  результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Увеличение  налоговых поступлений, вызванное  заимствованиями государства, зависит  от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов  вынуждено направлять государство  на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные отношения, государство  вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, Уровень процентных ставок на рынке  денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещал займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует  накопления в виде приобретения государственных  ценных бумаг. Если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие  на производство несущественно.

Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счет заимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора  и гаранта. В частности, это может  выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных  районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых  банками согласно соответствующим  программам, путем погашения задолженности  банкам по кредитам, предоставленным  мелким предпринимателям в случае их банкротства, при помощи страхования  риска по низким ставкам неплатежа  экспортерам национальных товаров  и др.

Контрольная функция государственного кредита  органически связана с 

контрольной функцией финансов с учетом специфических  особенностей этой категории.

Глава 2. Формы  государственного кредита

2.1 Формы государственного  кредита

Государственный кредит, как уже отмечалось, подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных  расходов осуществляется в национальной валюте, преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте. Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.8

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются па финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представ- ляет собой государственное  долговое обязательство и дает право  ее владельцу по истечении определенного  срока получить обратно сумму  долга и процент. Нарицательная  стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).

Казначейские  обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство  направляет исключительно на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами  находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредствуется системой сберегательных учреждений, - обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (подписание соглашений (договоров) или выдача особых свидетельств).

Информация о работе Государственный кредит