Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория
2. Государство как кредитор и гарант. Бюджетные кредиты и ссуды
3. Заемная деятельность государства на внутреннем и внешнем рынках

Файлы: 1 файл

финансы и кредит1.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Государственный  кредит как экономическая и  финансовая категория

Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении  преобладает деятельность государства  как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда  государство предоставляет ссуды  юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений  – финансов и кредита – и  несет черты как тех, так и  других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита  государственный кредит имеет ряд  особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в том случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеют четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

  1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа  или библиотека обеспечивают потребности  не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет.

Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное  воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием  и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использованных средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями  государства, зависит от их срока  и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа доля инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

  1. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы  среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже  государственных ценных бумаг или  выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные  средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос  государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного  негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального  производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно  развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

  1. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

- очень тесно связана  с деятельностью государства  и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

- охватывает движение стоимости  в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

- осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами.

 

2. Государство  как кредитор и гарант.

Бюджетные кредиты и  ссуды.

Государство  — гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115).

Согласно Бюджетному кодексу в Законе о федеральном  бюджете должны быть установлены  верхние пределы государственных гарантий РФ, предоставляемых в валюте РФ и в иностранной валюте. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга (ст. 116). При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.

Традиционно государство  гарантирует вклады населения в  Сберегательном банке. В последние  годы РФ выступает гарантом и по долговым обязательствам различных  юридических лиц.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. №773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» в целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного  механизма предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства

1) не предоставляются  организациям, имеющим задолженность  по платежам в федеральный  бюджет либо государственные  внебюджетные фонды;

2) предоставление осуществляется на конкурсной основе.

Государство  — кредитор. В середине 90-х годов усилилась  активность РФ как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994— 1995 гг. происходит перенос силы тяжести  на кредитные отношения, которые рассматриваются как, более эффективные, позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.

Внутренние кредиты. Бюджетный  кодекс РФ различает бюджетные кредиты  и бюджетные ссуды.

Бюджетный кредит — форма  финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда —  бюджетные средства, предоставляемые  другому бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков  средств федерального бюджета могут  выступать:

1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс (ст.118) предусматривает,  что бюджетные учреждения не  имеют права получать кредиты  у кредитных организаций и  других физических и юридических  лиц, за исключением ссуд из  бюджета и государственных внебюджетных фондов;

Информация о работе Государственный кредит