Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ государственного кредита потому что, кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………….….. 3
2.Сущность, функции и значение государственного кредита …………….… 4
3.Принципы государственного кредита………………………………….…... 10
4.Российская Федерация как заемщик, кредитор и гарант………….………. 16
5.Заключение…………………………………………………………………… 27
6.Список литературы………………………………………………………….. 28
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

             Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тверской Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра финансов

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Финансы

на тему: «Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила:

студентка 3 курса

очного отделения

специальность 080105

Финансы и кредит

                                                                                             Гурова О.А   

Научный руководитель:

                                                                                             Медведева И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2012

                                   Содержание.

1.Введение………………………………………………………………….…..   3

2.Сущность, функции и значение государственного кредита …………….… 4

3.Принципы государственного кредита………………………………….…... 10

4.Российская Федерация как заемщик, кредитор и гарант………….………. 16

5.Заключение…………………………………………………………………… 27

6.Список литературы…………………………………………………………..  28

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

                       

 

 

 

 

                                  Введение.

В своей курсовой работе я обратилась к теме " Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы " неслучайно. Целью данной курсовой работы является анализ государственного кредита потому что, кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. 
Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей). Задачи которые были поставлены:

  1. Сущность, функции и значение государственного кредита .
  2. Принципы государственного кредита.

3.Российская Федерация как заемщик, кредитор и гарант. 

 

 

 

 

  1.Сущность, функции и значение государственного кредита.

Одним из звеньев финансовой системы государства является государственный кредит. Из множества определений государственного кредита, на мой взгляд, наилучшим образом отражает всю его сущность вот это: Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, иностранными, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит.

Для того, чтобы лучше понять значение государственного кредита, перечислим его функции. Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

1.Распределительную

2. Регулирующую

3. Контрольную.

1) Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

 Финансирование расходов капитального  характера за счет позаимствованных  средств в определенных пределах  имеет положительное значение. Школа  или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат тридцать – пятьдесят лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их  услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени  и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

  При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате  государственных займов капиталов, например, финансирования за их  счет военных или социальных  расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

  Усиление тяжести налогового  бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2) Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

  Государство регулирует денежное  обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.

  Выступая на финансовом рынке  в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в тоже время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

  До определенных пределов  этот процесс не оказывает  существенного негативного влияния  на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовым рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

 Положительное воздействие  на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя  спрос на товары национального  производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

  1. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденными особенностями этой категории:
    • тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств.
    • охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку
    • предполагает возвратность и возмездность получения средств.
    • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

 В основном контролируется  целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.

 В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный  кредит может оказывать либо  положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

Значение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами.

Информация о работе Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы