Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 23:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ государственного кредита потому что, кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки.
1.Введение………………………………………………………………….….. 3
2.Сущность, функции и значение государственного кредита …………….… 4
3.Принципы государственного кредита………………………………….…... 10
4.Российская Федерация как заемщик, кредитор и гарант………….………. 16
5.Заключение…………………………………………………………………… 27
6.Список литературы………………………………………………………….. 28
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
2.Принципы государственного кредита.
Принципы государственного кредита обеспечивают реализацию двух целей: сочетание публичных и частных интересов всех субъектов деятельности в сфере государственного кредитования; повышение эффективности кредитных отношений с участием государства.
Государственный кредит основывается на принципах:
- добровольности,
-возмездности,
-целевой направленности государственных кредитных средств,
-обеспеченности,
-срочности,
-возвратности.
Участие государства в кредитной деятельности предполагает унификацию основных правил осуществления этой части финансовой компетенции, формирование определенных принципов. Принципы государственного кредита обеспечивают реализацию двух целей: сочетание публичных и частных интересов всех субъектов деятельности в сфере государственного кредитования; повышение эффективности кредитных отношений с участием государства.
Государственный кредит основывается на принципах добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.
Принцип добровольности государственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч. 4 ст. 75 Конституции РФ государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях, связанных с государственным кредитом, проявляется в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает решение о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства. Так, БК РФ установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов (п. 3 ст. 103).
Принцип добровольности проявляется и в процессе управления государственным долгом. Например, постановлением Правительства РФ от 20 июля 1998 г. № 851 «О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации» Министерству финансов РФ совместно с Центральным банком РФ поручено осуществить на основе принципа добровольности все необходимые мероприятия по досрочному погашению государственных бескупонных облигаций.
Соблюдение принципа добровольности свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.
Гарантией добровольности кредитных отношений с участием государства служит принцип возмездности, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом. Возмездность в отношениях по государственному кредиту выражается, как правило, в начислении процентов к основному долгу, которые так же, как и сумма погашения, вносятся в федеральный бюджет или бюджет соответствующего субъекта РФ. Кроме выплаты доходов по фиксированно установленной процентной ставке в российской практике осуществления государственной кредитной деятельности используется плавающая процентная ставка, а также реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их номинальной цены.
На размер процентной ставки существенное влияние оказывают несколько условий: ставка рефинансирования Центрального банка РФ, связанный с ней закрепленный в ст. 93 БК РФ запрет на изменение процентной ставки, а также срок, на который предоставляется кредит. Развитие рыночных отношений привносит в кредитную деятельность государства элемент саморегуляции, что обусловливает большую зависимость размера процентной ставки от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке.
Привлечение государством временно свободных денежных средств на условиях возмездности выражается не только в получении кредитором прямой выгоды в виде доходности государственных ценных бумаг, но и в предоставлении участникам фондового рынка дополнительной выгоды в виде льготного налогообложения доходов и операций по государственным ценным бумагам.
Принцип целевой направленности государственных кредитных средств закреплен БК РФ и означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства, оговаривать цели их размещения.
Например, органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств. Средства федерального бюджета в качестве бюджетной ссуды субъекту РФ выдаются на финансирование кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета субъекта РФ.
Целевую направленность имеют и бюджетные кредиты, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями (ст. 76 БК РФ). Цели, на которые может быть предоставлен государственный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.
При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля (дополнительно к установленным бюджетным законодательством), обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечет применение мер ответственности в соответствии с БК РФ.
Целевую направленность имеют и правоотношения, в которых государство выступает в качестве заемщика. Так, ст. 13 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития устанавливает, что «Банк принимает для того, чтобы средства от какого-либо займа, предоставленного или гарантированного Банком... использовались только в целях, для которых Банк предоставил указанный займ...».
Принцип обеспеченности означает предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату государственного кредита. По различным причинам должнику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от погашения государственного кредита. Поэтому государство вынуждено гарантировать возврат выданных кредитов посредством применения к имуществу должника мер.
При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по государственному кредиту названными способами бюджетное законодательство исключает возможность предоставления кредита за счет публичных денежных средств.
Принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности является нарушением бюджетного законодательства и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.
Принцип обеспеченности кредитов проявляется не только в тех правоотношениях, где государство выступает в качестве кредитора, но и тогда, когда государство вынуждено осуществлять внешние заимствования. Так, в ст. 14 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития в качестве основного условия предоставления займов и гарантий названа максимальная безопасность вложений банка посредством предоставления поручительства в отношении возврата суммы займа.
Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен- Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором. Например, в соответствии с БК Рф долговые обязательства Правительства РФ могут предоставляться на срок от одного года до 30 лет.
Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами:
-вся сумма кредита возвращается по истечении срока разовым платежом;
-в соответствии с договором государственного кредита допускается возврат денежных средств частями. Важно отметить, что в этом случае проценты за пользование кредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.
Принцип возвратности относится не только к действиям должника. Уполномоченные государственные органы, представляющие государство в кредитных правоотношениях, обязаны предпринять все предусмотренные законодательством меры по взысканию задолженности. Для реализации этой обязанности уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд в порядке искового производства или в арбитражный суд с заявлением о принуждении к исполнению денежного обязательства перед государством либо о возбуждении производства по Делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника, имеющего непогашенную задолженность.
3.Российская Федерация
как заемщик, кредитор и гарант.
Российская Федерация
как заемщик на внешнем рынке.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним
из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям,
российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель
2010 года объем внешнего долга снизился,
составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время
в этом месяце Россия после двенадцатилетнего
перерыва снова вернулась к заимствованиям
на внешнем рынке, разместив два транша
еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял
100,0 % от ВВП.
Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял
146,4 % от ВВП.
По принятому трёхлетнему бюджету
на период 2008—2010 гг., госдолг
В 2004—2008 годах, по поручению
бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов
России от экспорта нефти, связанный со
стремительным ростом мировых цен на это
сырьё, государственный долг стремительно
сокращался. В результате длительных переговоров,
к концу августа 2006 Россия осуществила
досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по
кредитам Парижского клуба, после чего
её государственный долг составил 53 млрд
долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного
долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 январь 2000 года,
внешний долг достиг 158,7 млрд долларов
(а суммарный внешний и внутренний государственный
долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг
Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии
— 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США —
83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.
Динамика государственного внешнего долга России представлена в приложении 1.
Долги иностранных
государств
Россия занимает девятое место
в рейтинге держателей государственного
долга США, по данным Министерства финансов США.
В июле 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего
своего госдолга, или 130.9 млрд долларов.
Эксперты считают, что, несмотря на финансовый
кризис, американские казначейские обязательства
остаются одними из самых надёжных, но
высказываются за уменьшение вкладов
в экономику США и за вложение средств
в модернизацию национального производства.
Заемная деятельность
РФ на внутреннем рынке
В последние годы заемная деятельность
Правительства РФ на рынке ценных бумаг
стремительно активизируется, что объясняется
отказом от использования кредитов Центрального
Банка для покрытия бюджетного дефицита.
При этом для привлечения средств выпускаются
высокодоходные ценные бумаги.
В результате возникла парадоксальная
ситуация: самые надежные государственные
бумаги являются одновременно и самыми
доходными, а следовательно, и самыми популярными.
Как следствие основная масса средств
инвесторов, вовлеченная в операции с
ценными бумагами, идет не в производство,
а на финансирование федеральных расходов
и обслуживание внутреннего государственного
долга. Тем самым государственный кредит
начинает оказывать негативное воздействие
на экономическое развитие страны. Стремительное
увеличение расходов, связанных с обслуживанием
государственного долга, свидетельствует,
что нарастание государственного долга
РФ стало самовоспроизводящимся процессом.
Государственный внутренний
долг РФ на начало 2010 г. оценивался 2094,73 млрд. руб.
Таблица «Государственный внутренний
долг, выраженный в государственных ценных
бумагах» в Приложении 2.
Государственный внутренний
долг – финансовые обязательства государства,
возникающие в связи с привлечением для
выполнения государственных программ
и заказов средств негосударственных
организаций и населения страны.
В РФ включает в себя долговые
обязательства Правительства РФ, выраженные
в валюте РФ, перед юридическими и физическими
лицами, если иное не установлено законодательными
актами, обеспечивается всеми активами,
находящимися в распоряжении Правительства
РФ. Внутренний долг охватывает задолженности
прошлых лет, вновь возникшие задолженности
и долговые обязательства бывшего СССР
в части, принятой на себя РФ.
Структура современного внутреннего
долга РФ:
Государственные сберегательные
облигации с постоянной процентной ставкой
купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной
процентной ставкой купонного дохода
(ГСО-ФПС):
Облигаций федерального займа
с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД),
с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Купонные облигации могут выпускаться
с фиксированной процентной ставкой,
доход по которой выплачивается постоянно
на протяжении всего срока обращения облигации.
Установление фиксированной процентной
ставки возможно при стабильной экономике,
когда колебания цен и процентных ставок
весьма незначительны. В условиях высоких
и резко изменяющихся процентных ставок
установление фиксированной номинальной
доходности чревато большим риском для
эмитента. При снижении процентных ставок
эмитент должен будет выплачивать инвесторам
доход по ставке, зафиксированной при
эмиссии облигаций.
Облигации федерального займа
(ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные
облигации являются купонными, т. е. по
ним предусмотрены процентные выплаты
по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ
в определенные даты предусматривается
частичное погашение номинала (амортизация
долга). Данные облигации попадают в категорию
государственных облигаций.
Срок обращения ОФЗ устанавливался
от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в
1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги
велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел
от доходности по ГКО и устанавливался
в виде процента от номинала. Накопленный
купонный доход рассчитывался пропорционально
числу дней от даты предшествующей выплаты
до даты продажи ОФЗ.
Облигаций федерального займа
с постоянным купонным доходом являются
именными купонными среднесрочными (от
одного года до пяти лет) и долгосрочными
(от пяти до 30 лет) государственными ценными
бумагами и предоставляют их владельцам
право на получение номинальной стоимости.
Размеры всех купонов определяются как
постоянная величина на весь период до
погашения. Частота выплат по купону 1
раз в год. Номинал 1 000 рублей.
Облигации федерального займа
с амортизацией долга впервые выпущены
в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД
в том, что погашение номинальной стоимости
облигаций осуществляется по частям в
разные даты. Срок обращения облигаций
может быть от 1 года до 30 лет. При этом
по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ,
в период их обращения производятся регулярные
выплаты накопленного купонного дохода
(погашение купонов). Размещение на рынке
бумаг со столь длительным сроком обращения
по доходности менее 13% годовых является
несомненным достижением Минфина. Доходность
по этим бумагам станет теперь ориентиром
доходности долгосрочных финансовых инструментов
на российском рынке.
Российский внутренний долг,
выраженный в государственных ценных бумагах,
вырос за прошлый год на 25,4%. На 1 января 2011 года
долг составил 2,462 трлн. рублей против
1,837 трлн. на 1 января 2010 года,
Информация о работе Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы