Государственный внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики. Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 220.76 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Ижевский государственный технический  университет»

Им.М.Т. Калашникова

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

На тему: Государственный внутренний долг»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Овечкина О.В.

                                                                     Проверил: Гайдай Н.В.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Введение.

В настоящее время экономики  многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних  и внутренних долгов. Ни одно государство  не обходится без заимствования  денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления  ограниченности налоговых поступлений  в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.                                                                               Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Постепенно роль основного источника денежных поступлений в российский бюджет наряду с налогами (если не принимать во внимание сверх доходов от продажи углеводородного сырья) стали выполнять государственные займы, объемы выпуска которых в условиях экономического роста в стране - постоянно увеличиваются.                                                                                                                            Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.                    Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.                                                                                                                  Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.                                                                                                                             Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.                                                            Основными целями данной курсовой работы являются: раскрытие понятия государственного внутреннего долга РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Понятие  и значение государственного  долга.

Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных  нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового  состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов  государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований  является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых  заемщиком выступает государство  в лице его органов, а кредиторами  — физические и юридические лица. В сфере международных отношений  государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком1.

Как один из видов кредита, государственный кредит предоставляется на началах вероятности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во — первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский  кредит — это движение ссудного капитала, предоставляемого банками  предприятиям и организациям для  обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и  повышения его эффективности. Целью  предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован  в эффективном использовании  ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует  возврат заимствованных ресурсов. Таким  образом, мобилизация временно свободных  ресурсов кредитором в силу его экономических  интересов носит производительный характер.

Во —  вторых, при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные  документы), ценные бумаги и др. При  заимствовании средств государством обеспечением кредита является все  имущество находящееся в его собственности.

Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию  государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты2. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным  государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных  условиях исполнительной власти для  покрытия огромных государственных  расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к  инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка  РФ привел к  тому, что их место заняли займы  внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета  и  растущих заимствований существенно  возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

Значительные  размеры государственного долга  отражают кризисное состояние экономики  России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных  расходов по другим направлениям.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  возложено на Центральный  банк РФ.

В федеральный  долг не включаются долговые обязательства  национально- государственных и  административно- территориальных  образований РФ, т.е. муниципальных  займов, если они не гарантированы  Правительством РФ. Ответственность  по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение  являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная  цель выпуска  займов в сегодняшней  России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму  задолженности, которая должна быть погашена в данном  году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных  расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный  внутренний долг тесно связан с государственным  бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими  методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная  эмиссия и выпуск государственных  займов.

Наиболее  целесообразным является выпуск государственных  ценных бумаг, но в этом случае перед  государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных  ценных бумаг по срокам обращения, уровням  доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных  ценных бумаг в этих странах незначительна.

Различают внешний и внутренний государственный  долг.

Отметим, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

Более подробно рассмотрим государственный внутренний долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренний государственный долг и его сущность.

Экономика каждой отдельной страны представляет собой достаточно сложную картину, весьма богатую ярко выраженными  индивидуальными чертами. Наличие  индивидуальных признаков в государственных  бюджетах отдельных стран обусловлено  многочисленными и многообразными причинами, среди которых на первом месте стоят размеры территории государства, и, в особенности, численность  населения, географическое положение  страны, строй экономических отношений, относительное богатство или  бедность нации, политический строй  государства.

Но, несмотря на все разнообразие индивидуальных и локальных признаков, характеризующих  финансовые системы отдельных стран, им присущи общие, типические черты, существование которых объясняется  общностью тех основных условий, в среде которых развивается  хозяйство современных государств. Одной из особо важных типических характеристик является наличие в финансовых системах всех государств - государственного долга, везде государственная задолженность порождает огромные ежегодные расходы, повсюду финансовая политика практически ежегодно сталкивается с необходимостью прибегать к системе государственного заимствования с целью мобилизации или стерилизации денежных средств, что стало вторым после налогов методом финансирования государственных расходов.

Существование государственного долга в бюджетах всех государств, неизбежная необходимость  постоянного обращения к системе  государственного заимствования, безусловно, является одним из самых характерных  фактов в истории мирового финансового  хозяйства. Многочисленные исторические изыскания обильным фактическим  материалом доказывают, что практически  все государства с древних  времен прибегали к услугам и  помощи кредита и, что в их истории  слишком часто встречались такие  моменты, когда единственным выходом  из затруднительного положения оказывалось обращение к кредиту в той или иной форме.

По своей  сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих  в связи с перемещением капиталов  из национального частного сектора  в государственный бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении  бюджетного равновесия.

На первоначальных этапах развития стран с рыночной экономикой нарастание госдолга было связано с увеличением правительственных  военных расходов, а также расходов для обеспечения механизма функционирования тогда еще относительно небольшого государственного сектора. А постепенно, начиная с 1930-х годов, в связи  с резким ростом правительственных  расходов по вмешательству в экономику  значение внутреннего государственного долга качественно изменилось.

Последнее было вызвано двумя обстоятельствами. Во-первых, превращением государственных  финансов в важнейшую материальную основу государственного регулирования  экономики, основным теоретическим  источником для которого стали научные  разработки представителей кейнсианского течения. Превращение кредитного финансирования в важнейший инструмент стимулирования совокупного спроса и легализация бюджетных дефицитов как средства стабилизации экономики привело к увеличению размеров и качественным изменениям государственных расходов. Во-вторых, модификацией природы денежного обращения, когда в связи с утратой деньгами связи с золотом государственный кредит остался единственным стержнем их стабильности. Государственные займы стали выступать эффективным инструментом кредитно-денежной политики государства.

Внутренний  государственный долг играет достаточно весомую роль в экономике всех государств и по его доле в общем, объеме госзадолженности можно судить об экономическом положении государства. Например, в развитых рыночных государствах на долю внутреннего долга приходится основная масса всей госзадолженности, в то же время, как в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой в связи с низким уровнем внутренних накоплений основная масса государственной задолженности приходится на внешний долг.

В дальнейшем под внутренним государственным  долгом будем понимать - внутреннюю задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств  для выполнения государственных  программ и заказов, государственных  облигаций и других государственных  ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в  государственных банках, выраженную в валюте Российской Федерации.

Информация о работе Государственный внутренний долг