Государственный внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики. Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 220.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Анализ расходов на обслуживание госдолга                                                      России в 2011-2013 гг.

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная  политика в области государственного долга Российской Федерации будет  направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных  ценных бумаг и минимизацию стоимости  государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных  заимствований.                                                Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке. Всего за 2011-2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей. Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году. Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 -2013 годах представлена в следующей таблице.

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января

2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

Изменение 2013 г. к 2010 г.

отчет 2009 г.

Закон №308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект

млрд. руб.

%

Государственный долг Российской Федерации,

млрд. рублей

3 233,1

5 316,7

6 844,7

8 976,8

11 170,3

5853,6

ПО

% к ВВП

8,3

11,8

13,6

16

18

   

в том числе:

             

Государственный внутренний

долг, млрд. руб.

2 094,7

3 726,7

5 148,4

6 976,4

8 826,3

5099,6

137

% к ВВП

5,4

8,3

10,2

12,5

14,2

   

Государственный внешний

долг, млрд. руб.

1 138,4

1 590,0

1 696,3

2 000,4

2 344,0

754,0

47,4

% к ВВП

2,9

3,5

3,4

3,5

3,8

   

Анализ динамики показывает, что государственный  долг увеличится за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга  произойдет в основном за счет роста  государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению  с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.

Динамика  объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 -2013 годах представлена на следующей  диаграмме.

               Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 -          2013 годах.

Объем государственного долга в 2011 году превысит показатель 2010 года на 28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза.                                                                                                  В 2011 - 2013 годах долговая нагрузка на федеральный бюджет возрастет. В целях определения безопасных  уровней объемов и   структуры государственного долга   в мировой практике используется ряд показателей, имеющих   определенные пороговые значения.

Наиболее  значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг  в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации  будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.   Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011 -2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.                                                                                              В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 -2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.                                                                                                На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.                                                                                                                               В 2011 - 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года -1 678,8 млрд. рублей.                                                                                            К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.

Заключение

Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, позитивные и негативные характеристики которой напрямую воздействуют как  на состояние финансовой сферы, так  и на поступательное развитие реального  сектора.                                                                 Отношения, связанные с формированием государственного долга, его погашением и обслуживанием, - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам - юридическим и физическим лицам. Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка государственных заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

Главными  целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее  должно быть решение следующих задач:                                                                       - улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;                                                                                                    - обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;                                                                 - содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;                            - гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;                                                                                                                  - обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;                                                                                       - усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;                                                                                                                                   - создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;                            - совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.  Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
  2. Финансы. Учебник / под. ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 1-е изд., 2001.
  3. Лаврушин О.И. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008
  4. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М,, Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», «2007.
  5. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов.- Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Перспектива. 2007;
  6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru

 

 

 


Информация о работе Государственный внутренний долг