Анализ расходов на обслуживание госдолга
России в 2011-2013 гг.
В соответствии
с Основными направлениями долговой
политики Российской Федерации на 2011-2013
годы, одобренными Правительством Российской
Федерации 23 сентября 2010 года, государственная
политика в области государственного
долга Российской Федерации будет
направлена на обеспечение безусловного
исполнения бюджетных обязательств,
развитие эффективного рынка государственных
ценных бумаг и минимизацию стоимости
государственных заимствований, создание
условий для осуществления корпоративных
заимствований.
Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах
в целях обеспечения сбалансированности
федерального бюджета предусматривается
осуществлять значительные заимствования
на внутреннем финансовом рынке. Всего
за 2011-2013 годы предусматривается общее
привлечение средств от размещения государственных
ценных бумаг Российской Федерации, номинированных
в валюте Российской Федерации, в объеме
(сальдо) 4 330,5 млрд. рублей. Государственный
долг Российской Федерации при этом увеличится
с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Динамика объема и структуры государственного
долга Российской Федерации в 2009 -2013 годах
представлена в следующей таблице.
|
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января
2012 года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2014 года |
Изменение 2013 г. к 2010 г. |
отчет 2009 г. |
Закон №308-ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
проект |
млрд. руб. |
% |
Государственный долг Российской Федерации,
млрд. рублей |
3 233,1 |
5 316,7 |
6 844,7 |
8 976,8 |
11 170,3 |
5853,6 |
ПО |
% к ВВП |
8,3 |
11,8 |
13,6 |
16 |
18 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Государственный внутренний
долг, млрд. руб. |
2 094,7 |
3 726,7 |
5 148,4 |
6 976,4 |
8 826,3 |
5099,6 |
137 |
% к ВВП |
5,4 |
8,3 |
10,2 |
12,5 |
14,2 |
|
|
Государственный внешний
долг, млрд. руб. |
1 138,4 |
1 590,0 |
1 696,3 |
2 000,4 |
2 344,0 |
754,0 |
47,4 |
% к ВВП |
2,9 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |
|
|
Анализ динамики
показывает, что государственный
долг увеличится за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза.
Увеличение государственного долга
произойдет в основном за счет роста
государственного внутреннего долга.
Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению
с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году
до 14,2 % ВВП в 2013 году.
Доля государственного
внутреннего долга в совокупном
объеме государственного долга в 2013
году составит 79,0 %.
Динамика
объема и структуры государственного
долга Российской Федерации в 2008
-2013 годах представлена на следующей
диаграмме.
Динамика объема и структуры государственного
долга Российской Федерации в 2008 -
2013 годах.
Объем государственного
долга в 2011 году превысит показатель
2010 года на 28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза.
В 2011 - 2013 годах долговая нагрузка на федеральный
бюджет возрастет. В целях определения
безопасных уровней объемов и структуры
государственного долга в мировой практике
используется ряд показателей, имеющих
определенные пороговые значения.
Наиболее
значимый вклад в увеличение государственного
внутреннего долга вносят государственные
ценные бумаги, номинальная стоимость
которых указана в валюте Российской
Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг
в общем объеме государственного
внутреннего долга Российской Федерации
будет повышаться с 78,7 % на начало 2011
года до 81 % на начало 2014 года. Объем
внутреннего долга, выраженного в государственных
ценных бумагах, согласно законопроекту,
в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или
больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011 -2013 годы
указанный долг увеличится в 2,4 раза и
к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей,
или 81 % объема внутреннего долга.
В соответствии с Основными направлениями
долговой политики Российской Федерации
на 2011 -2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО
предполагается осуществить выпуск еврооблигаций
в рублях, первое размещение их возможно
в 2010 году. Предполагается, что выпуск
таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов
и содействовать укреплению позиции рубля,
как одной из расчетных валют.
На внутреннем рынке государственных
ценных бумаг преобладают инструменты
со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10
лет, выпуск более долгосрочных инструментов
предполагает необходимость выплат премий
инвесторам за риск, что будет способствовать
удорожанию обслуживания таких бумаг.
В 2011 - 2013 годах предусматривается значительный
рост государственного внутреннего долга
по государственным гарантиям Российской
Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи
15) установлены верхние пределы государственного
внутреннего долга Российской Федерации
по государственным гарантиям Российской
Федерации: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд.
рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей,
на 1 января 2014 года -1 678,8 млрд. рублей.
К концу 2013 года долг по гарантиям составит
19 % объема государственного внутреннего
долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.
Заключение
Рынок внутреннего долга является
неотъемлемой частью национальной финансовой
системы, позитивные и негативные характеристики
которой напрямую воздействуют как
на состояние финансовой сферы, так
и на поступательное развитие реального
сектора.
Отношения, связанные с формированием
государственного долга, его погашением
и обслуживанием, - это динамичная, быстро
развивающаяся сфера экономической деятельности
государства. Участие в формировании политики
государственных заимствований и ее практической
реализации требует от государственных
служащих специальных знаний. Не менее
важно научиться пользоваться информацией
об условиях выпуска и обращения государственных
ценных бумаг многочисленным инвесторам
- юридическим и физическим лицам. Курсовая
работа была написана на основе обобщения
реального опыта проведения современной
Россией своих заимствований, регулирования
государством рынка государственных долговых
инструментов, проявившихся тенденций
во взаимоотношениях государства с разными
категориями инвесторов. На основе рассмотренных
и изученных вопросов можно сделать следующие
выводы, что основными задачами государства,
направленными на поддержание стабильности
рынка государственных заимствований
является: сохранение объемов и структуры
государственного долга, позволяющих
гарантированно выполнять обязательства
по его погашению и обслуживанию, а также
рефинансировать долг независимо от состояния
федерального бюджета; осуществление
государственных внутренних заимствований
в объеме, позволяющем активно развивать
рынок корпоративных и муниципальных
заимствований, обеспечивающих финансирование
инвестиций в отраслях и регионах; изменение
структуры государственного долга Российской
Федерации в части дальнейшего увеличения
удельного веса внутреннего долга в структуре
совокупного государственного долга.
Главными
целями долговой политики Российской
Федерации на ближайшее будущее
должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества долга за счет снижения
стоимости его обслуживания, совершенствования
структуры;
- обеспечение стабильного обслуживания
как внешних, так и внутренних обязательств
страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению инвестиционного
кредитного рейтинга и его дальнейшему
повышению, что не только обеспечит удешевление
новых заимствований для государства
и частных структур, но и будет способствовать
приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
- гибкое реагирование на изменяющиеся
условия внешнего и внутреннего финансовых
рынков и использование наиболее благоприятных
источников и форм заимствований;
- обеспечение надежного механизма перевода
заемных средств в инвестиции, ставящего
реальные заслоны на пути их нецелевого
использования. Дополнительные заемные
средства должны привлекаться только
для финансирования и кредитования приоритетных
проектов и программ при условии их эффективного
использования;
- усиление привлекательности российских
долговых бумаг для широкого круга инвесторов,
предотвращение резких колебаний их цены
на мировых финансовых рынках;
- создание комплексной системы управления
государственным долгом с участием органов
государственной власти, которая позволит
адекватно формулировать и реализовывать
национальные интересы в этой сфере;
- совершенствование учета и мониторинга
государственного долга, внедрения прогрессивных
технологий по управлению долгом, позволяющих
контролировать состояние долговой нагрузки
экономики и отслеживать ход выполнения
государственных обязательств в режиме
реального времени. Эти решения являются
обоснованными не только по линии улучшения
рынка государственного долга, но и по
линии улучшения социально-экономического
состояния страны и ее граждан.
Список литературы
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
- Финансы. Учебник / под. ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 1-е изд., 2001.
- Лаврушин О.И. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008
- Перекрестова Л.В., Романенко Н.М,, Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», «2007.
- Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов.- Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Перспектива. 2007;
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru