Государство как кредитор: проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Данная работа имеет цель комплексно проанализировать проблемы, которые возникают в Российской Федерацией, когда она выступает как кредитор.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ динамики государственного долга в 2000-2013 годах в России;
Рассмотреть особенности государственного кредитования в Российской Федерации;
Выявить основные направления государственного кредита в России;
Дать прогноз развития государственного кредитования в РФ на период с 2014-2016 годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1. Сравнительная характеристика государственного долга в 2000 и 2010 годах в РФ…………………………………………………………………………5
1.2. Особенности и проблемы государственного кредитования в РФ………..8
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО. КРЕДИТА В РФ………………………………………………………………….11
2.1. Основные направления развития госкредита в России…………………..11
2.2. Прогноз развития государственного кредитования в РФ на 2014-2016 года………………………………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..21

Файлы: 1 файл

Государство как кредитор готовая .docx

— 124.30 Кб (Скачать файл)

Тема:  Государство как кредитор: проблемы и решения  
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ…………………………………………………………………………………..5

1.1. Сравнительная характеристика  государственного долга в 2000 и 2010 годах в РФ…………………………………………………………………………5

1.2. Особенности и проблемы  государственного кредитования  в РФ………..8

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО. КРЕДИТА В РФ………………………………………………………………….11

2.1. Основные направления  развития госкредита в России…………………..11

2.2. Прогноз развития государственного  кредитования в РФ на 2014-2016 года………………………………………………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..21

Приложения……………………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование  государственного кредита - это наиболее острая проблема российской экономики. При этом государственный долг в настоящее время остается одним из проблемных вопросов, который  сдерживает социально-экономический рост страны.

В исследуемой сфере большое место занимает проблема управления государственным кредитом. В настоящее время, когда  в России сохраняется значительный по объему государственный долг, необходимо правильно организовать, упорядочить и урегулировать его,  с целью поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания не лишена недостатков в финансово-правовом аспекте.

.Актуальность исследования обусловлена тем, что в научной литературе мало внимания уделено вопросам исследования роли государства, как кредитора.

Степень научной разработанности темы исследования. В настоящее время в экономической литературе слишком мало материалов, посвященных исследованию  государственного кредита. Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные общетеоретические вопросы государственного кредита как экономической категории рассматривались в дореволюционный науке, в советский период, а также исследуются современными учеными юристами и экономистами.

Цель  работы. Данная работа  имеет цель комплексно проанализировать  проблемы, которые возникают в   Российской Федерацией, когда она выступает как кредитор.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ динамики государственного долга в 2000-2013 годах в России;
  2. Рассмотреть особенности государственного кредитования в Российской Федерации;
  3. Выявить основные направления государственного кредита в России;
  4. Дать прогноз развития государственного кредитования в РФ на период с 2014-2016 годы.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют м, метод системного анализа,  описательтоды индукции и дедукции, а также логический и аналитический метод.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ

1.1. Анализ состояния и перспектив государственного долга РФ в 2000-2013 годах.

Один из наиболее важных экономических итогов 2013г. заключается в том, что совокупный внешний долг России снова вырос. По оценке ЦБ РФ, на 1 января 2014г. он достиг 732,046 млрд. долларов, что превысило на 15% прошлогодний показатель в 636,435 млрд. долларов. В том числе «новый российский долг» увеличился на 18,1% – с 51,334 до 60,66 млрд. долларов. 
Рассмотрим более подробно структуру внешней задолженности России, кто и сколько должен (Таблица 1) [30]:

Таблица 1.Структура внешней задолженности РФ на 1 января 2014 г.

 Наименование должника

 На 1 января 2013 (млрд. долларов США )

На 1 января 2014 (млрд. долларов США)

 

Органы государственного управления 

53,92

63,44

 Внешние долги банковской смистемы

200,75

214.94

Центральный банк России

15.844

15.844

Внешние долги российских компаний

350,25

437,82

Совокупный внешний долг РФ

636,43

732,04





Источник: сайт finance.ru 

Долги органов государственного управления (собственно госдолг) перед зарубежными кредиторами увеличились за год почти на 16,5% и достигли 63,44 млрд. долларов. Учитывая объем золотовалютных резервов РФ (свыше 500 млрд. долларов), долг государства не выглядит пугающим. Главным образом, долги номинированы в ценных бумагах: 
- во-первых, в иностранной валюте – на общую сумму 28,901 млрд. долларов, 
из них в еврооблигациях со сроками погашения в период с 2015г. по 2043г. – 15,966 млрд. долларов, в еврооблигациях 2030 года погашения, выпущенных с целью реструктуризации задолженности перед банками-кредиторами, входящими в Лондонский клуб – 12,935 млрд. долларов; 
- во-вторых, в российских рублях – на сумму 29,658 млрд. долларов, 
из них в облигациях федерального займа (ОФЗ) – 27,832 млрд. долларов, 
в еврооблигациях 2018г. погашения – 1,826 млрд. долларов. 
При этом частично роста госдолга можно объяснить тем фактом, что иностранным гражданам была предоставлена возможность свободно приобретать российские ОФЗ.

Внешние долги банковской системы в 2013г. возросли на 6.6% – до 214.94 млрд. долларов. Долг Центробанка России практически не изменился и составляет 15.844 млрд. долларов (годом ранее – 15,639 млрд. долларов). 
Основные объемы внешней задолженности России по-прежнему приходятся на т.н. «прочие секторы» (предприятия и организации). Внешние долги отечественных компаний за 2013 год выросли на 20 процентов (73,019 млрд. долларов) и достигли внушительной цифры в 437,822 млрд. долларов. В том числе внешние обязательства в виде кредитов возросли с 230,512 до 266,297 млрд. долларов.

Несмотря на то, что рост совокупного внешнего долга России в 2013г. замедлился до 15,0% против 18.1% в 2012г., его масштабы (95,6 млрд. долларов) остаются очень значительными. Кроме того, уровень внешнего долга к началу 2014г. достиг отметки в 31,1% ВВП.

После кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП. Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.

На период 2010—2013 гг. принят трёхлетний бюджет, в соответствии с которым госдолг должен был удерживаться в рамках 2,2 % от ВВП. В 2014-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых заимствований, так как снизились  темпы роста ВВП и возникла угроза стагнации. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $ 100 млрд. долларов США.

В 2004—2008 годах удалось резко сократить государственный долг, что было связано с высокими ценами на нефть. В стране появились большие финансовые ресурсы, которые было решено отправить на покрытие государственных долгов. В августе 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 23,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Самый большой уровень российского государственного долга был зафиксирован в 1998 году (135,4 % ВВП). В начале 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 80 % ВВП).

В 2012 году общие выплаты составили $141,0 млрд. (из них только $4 млрд. приходится на органы государственного управления), в 2013 — $91,3 млрд. (на органы государственного управления- $4,6 млрд.).

Высокие цены на энергоносители позволили не только, существенно сократить государственный долг, но и накопить большие суммы денег, которые были аккумулированы в двух фондах: Стабилизационном фонде и Фонде будущих поколений. Для того, чтобы накопленные средства не обесценились в результате инфляции было принято решение- размещать деньги в ценных бумагах.  Наиболее ликвидными ценными бумагами сейчас считаются американские государственные облигации. В настоящее время, Россия является одним из крупнейших держателей американских ценных бумаг. На 1 января 2014 года наша страна является владельцем 2,6 % всего американского государственного долга, что составляет 140 млрд. долларов. Намечающийся финансовый кризис, поставил под сомнение политику проводимую министерством финансов России, хотя американские казначейские обязательства являются одними из самых надёжных, но имеют очень низкие процентные ставки. Специалисты предлагают уменьшить объем американских казначейских облигаций, и за больше вкладывать в модернизацию национального производства. (Приложение 1)

 

1.2. Особенности  и проблемы государственного  кредитования в  РФ  

   В настоящее время особое значение приобретает государственный кредит как форма экономических отношений. Государственный кредит РФ – это такие экономические отношения, субъектами которых выступает государство, физические, юридические лица. Для государственного кредита характерны те же условия, что и для каждого вида кредитования: срочность, платность, возвратность. Следует отметить, что государство может выступать при таких финансовых операциях как заемщиком, так и кредитором, и гарантом [15].   

   Понятие «государственный долг» имеет прямое отношение к государственному кредиту. Увеличение кредиторской задолженности страны ведет к увеличению государственного долга. Имеет место и обратный процесс. Причем для государственного долга необходимо обеспечение его государственной казной.    

   Длительность выплаты государственного кредита - не более 30 лет. Немаловажное значение для достижения стратегических целей страны, определения её роли в современном рынке капиталов играет управление госдолгом. Уполномоченными по этому виду деятельности является Министерство Финансов РФ и Центральный Банк.  
  Государственный кредит РФ подразумевает наличие заключенного кредитного договора. В договоре обычно прописываются условия заключения договора, срок его действия, обязанности сторон, процентная ставка по кредиту, также могут быть внесены и другие пункты.   
  Государственный кредит несет следующие функции: 
 1. Перераспределительную (распределение происходит между бюджетами всех уровней РФ).

2. Регулирующую (эффективное применение полученных денежных средств). 
3. Функция учетная и функция контроля. 
 Государственный кредит преследует следующие цели:  
  1. Финансирование дефицита бюджета.

2.Выравнивание экономических условий экономики регионов. 
3. Помощь муниципальным образованиям.

4.Поддержка основных экономических секторов.  
     Государственный кредит РФ образует внутренние активы и внешние активы. Такой вид кредита может предоставляться субъектам государства и иностранным государствам. Закон о бюджете на очередной финансовый год подразумевает рассмотрение структуры государственного долга.   

   При необходимости может совершаться реструктуризация долга. Реструктуризация государственного долга – это изменение условий кредит, сроков его выплат и размеров выплат. Такие условия утверждает Государственная Дума. 

РФ разрабатывает специальные долгосрочные программы по предоставлению кредитов зарубежным странам. Такие документы включают в себя список кредитов на очередной год, цель предоставления, получателей, объемы кредитов.

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Основные направления  развития государственного кредита  в России

Россия в настоящее время является не только должником, но и кредитором. Кредиты предоставляются государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Это свидетельствует о возвращении России на мировую арену в качестве одного из основных кредиторов.

СССР в прошлом на мировой арене являлся одним из ведущих государств-кредиторов. Кредиты предоставлялись большому количеству государств  в виде поставок вооружений и оборудования. Однако, кредиты часто предоставлялись  в основном исходя из  политических предпочтений. Поэтому в 1992 году, Россия как правопреемник СССР, стала обладателем задолженности иностранных заемщиков в сумме- 140 млрд. долл.

В 2013 году были выданы государственные кредиты, для обеспечения поставок вооружений и оборудования, следующим государствам:  Китаю- 6799,91 млн.руб.,  Индии- 1,233 млн. руб., Киргизии- 327,42 млн.руб., Болгарии- 4.870,97 млн.руб. На 1 января 2014 года долги иностранных государств перед Россией достигли почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов). Главные должниками России  являются страны Азии и Африки.

Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2014 год" установлен предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории Российской Федерации на 2014 год в сумме до 20280,7 млн. руб., эквивалентной 691,98 млн.долл. США [4].

При этом 2013 году предельный размер ассигнований из федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам составлял 21 336 257,8 тыс. рублей.

Общая динамика финансовых требований России к иностранным государствам за несколько лет представлена в Приложении 2.

Из данных таблицы видно, что основными должниками России по состоянию на 2014 год являются Куба, Афганистан, Ирак, КНДР. Причем можно уточнить, что на протяжении последних лет долг этих стран имеет явную тенденцию к росту.  

Так  как  государственные  займы  —  это  один  из  важнейших  источников  финансирования  бюджетного  дефицита,  перед  началом  кризиса  снижение  государственного  долга  России  было  также  существенным  образом  связано  со  сравнительно  благополучным  состоянием  государственных  финансов.  До  2012  г.  наблюдалась  следующая  тенденция:  при  бюджетном  профиците  совокупный  объем  фондов  существенно  возрастал,  а  российский  государственный  долг  снижался  (рис.  1).       

Информация о работе Государство как кредитор: проблемы и решения