Государство как кредитор: проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Данная работа имеет цель комплексно проанализировать проблемы, которые возникают в Российской Федерацией, когда она выступает как кредитор.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ динамики государственного долга в 2000-2013 годах в России;
Рассмотреть особенности государственного кредитования в Российской Федерации;
Выявить основные направления государственного кредита в России;
Дать прогноз развития государственного кредитования в РФ на период с 2014-2016 годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1. Сравнительная характеристика государственного долга в 2000 и 2010 годах в РФ…………………………………………………………………………5
1.2. Особенности и проблемы государственного кредитования в РФ………..8
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО. КРЕДИТА В РФ………………………………………………………………….11
2.1. Основные направления развития госкредита в России…………………..11
2.2. Прогноз развития государственного кредитования в РФ на 2014-2016 года………………………………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..21

Файлы: 1 файл

Государство как кредитор готовая .docx

— 124.30 Кб (Скачать файл)

                             2008г.         2009г.       2010г.        2011г.       2012г.

Рисунок  2.  Государственный  долг  Российской  Федерации  в  2009—2013  годах  (трлн.,  %) 

«Невысокий  уровень  государственного  долга  в  Российской  Федерации  позволяет  проводить  политику  постепенного  увеличения  объема  государственных  займов,  не  боясь  за  сохранность  долговой  устойчивости  Российской  Федерации»,  —  так  говорится  в  «Основных  направлениях  бюджетной  политики  на  2014  год  и  плановый  период  2015  и  2016  годов»  [4].

Относительно  высокий  уровень  мировых  цен  на  энергоносители  (около 100 дол./баррель),  исходя  из  которых  планировалась  долговая  политика  на  2012—2014  года,   способен  обеспечить  достаточно  высокий  уровень  доходов  федерального  бюджета  на  ближайшие  годы. 

Также  прогнозируются  достаточно  высокие  показатели  долговой  устойчивости  России  в  2012—2014  годах,  что  мы  видим  из  таблицы  2.

Таблица  2.  Показатели  долговой  устойчивости  России  (%)

 

2012

2013

2014

Доля  расходов  на  обслуживание  государственного  долга  Российской  Федерации  в  общем  объеме  расходов  федерального  бюджета

3,6

4,0

4,5

Отношение  расходов  на  обслуживание  и  погашение  государственного  долга  Российской  Федерации  к  доходам  федерального  бюджета

9,7

10,4

11,8

Отношение  государственного  долга  Российской  Федерации  к  доходам  федерального  бюджета

76,3

87,7

94,5

Отношение  государственного  внешнего  долга  Российской  Федерации  к  годовому  объему  экспорта  товаров  и  услуг

10,9

12,5

13,2

Отношение  расходов  на  обслуживание  государственного  внешнего  долга  Российской  Федерации  к  годовому  объему  экспорта  товаров  и  услуг

0,6

0,6

0,7


 

  Однако бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, диктует необходимость повышенного внимания финансовых властей к сфере корпоративных заимствований. В этой связи в 2014-2016 гг. будет продолжено решение задачи по совершенствованию системы мониторинга внешнего долга банков и корпораций, в том числе с целью создания механизма оперативного влияния на их заемную политику, особенно предприятий с крупной долей государственного участия.

Планируется ввести в практику утверждение наблюдательным советом государственной корпорации предельных значений показателей долговой устойчивости. Разработка и утверждение таких показателей должно осуществляться на индивидуальной основе, а определение универсальных показателей для хозяйствующих субъектов, действующих в различных отраслях экономики, нецелесообразно (рис.  3). 

Рисунок  3.   Международные валютные резервы и внешний долг Российской Федерации, в % к ВВП [4, c.273]

При  этом  нельзя  игнорировать  возможность  как  менее,  так  и  более  благоприятных  сценариев  развития,  т.  е.  достижения  показателей,  существенно  отличающихся  от  российских  официальных  прогнозов 

В  ближайшие  годы  могут  наблюдаться  повышенные  внешние  риски  и  связи  со  стагнацией  мировой  экономики,  возможным  снижением  цен  на  нефть  и  другими  факторами.  В  то  же  время  требуется  также  принимать  во  внимание  возможность  более  оптимистического  сценария,  учитывающего  вероятность  превышения  мировыми  ценами  на  нефть  официальных  российских  прогнозных  ориентиров.  В  таких  условиях  необходимо  стремиться  к  сбалансированной  долговой  политике.

Нельзя  игнорировать  то,  что  потенциал  банков  и  иных  инвесторов  в  сфере  долговой  политики  в  России,  возможно  остается  сравнительно  мало  реализованным.  Причем,  как  показывает  опыт  нынешних  кризисных  процессов  за  рубежом,  взвешенное  решение  проблем  долговой  политики  во  многом  определяет  успешное  развитие  экономики  в  целом  и  ее  основных  участников  –  государства,  компаний  и  банков.   

 

2.2. Прогноз  развития  государственного кредитования  в Российской Федерации на 2014-2016 годы

В  настоящее  время  Россия  умеренно  использует  инструменты  государственной  долговой  политики  в  сравнении  с  другими  странами:  отношение  государственного  долга  в  России  к  ВВП  почти  9  %,  тогда  как  во  многих  странах  этот  показатель  достигает  50—200  % [11].  

По  состоянию  на  1  января  2014  г.  внутренний  государственный  долг  России,  выраженный  в  ценных  бумагах,  составил  менее  3,6  трлн.  руб.;  внешний  государственный  долг  —  менее  1,2  трлн.  руб. [24].  На  данном  этапе  отмечается  тенденция  к  росту  объема  государственного  долга  в  целом. 

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях умеренного ускорения темпов роста российской экономики, стабильного уровня инфляции, сохранения цен на нефть примерно на уровне 100 долл. США, некоторого ослабления курса рубля (Таблица 3).[ 3].

Таблица 3. Основные макроэкономические показатели в 2013-2015 гг.

Показатель

2013

2014

2015

ВВП (млрд. руб.)

66 515

73 993

82 937

Темпы роста ВВП к предыдущему году (%)

+3,7

+4,3

+4,5

Цена на нефть (долл.США/барр.)

97,0

101,0

104,0

Инфляция (%)

5,5

5,0

5,0

Курс руб./долл. США

32,4

33,0

34,7


Источник: http://www.garant.ru

Неустойчивый характер восстановления мировой экономики, а также нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран, прежде всего, государств Европы, создают серьезные риски ухудшения глобальной экономической конъюнктуры и сохранения напряженности на мировых финансовых рынках в среднесрочной перспективе. Замедление роста экономик стран БРИКС, и, как следствие, сокращение мирового спроса на энергоносители чревато снижением цен на нефть в среднесрочной перспективе до уровня существенно ниже 100 долл. США за баррель, возникновением новой волны глобального финансового-экономического кризиса и реализацией пессимистических сценариев экономического развития России.

Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении планового периода, однако будет иметь относительно низкие значения (0,8% ВВП в 2013 г. и 0,2% ВВП в 2014 г.) с планируемым выходом на бездефицитный бюджет в 2015 г. При умеренном общем дефиците бюджета значения ненефтегазового дефицита сохранятся на все еще высоком, хоть и последовательно снижающемся уровне: в 2013 г. – 10,1% ВВП, в 2014 г. – 8,9% ВВП, в 2015 г. – 8,6% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему выступать государственные заимствования, объем валового привлечения по которым составит в 2014-2016 гг. 1,4 трлн. рублей, 1,1 трлн. рублей и 1,4 трлн. рублей соответственно (Таблица 4).

Таблица 4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2014-2016 гг., млрд. руб.

Показатель

2014

2015

2016

Дефицит федерального бюджета

-521,4

-143,6

-10,8

Государственные заимствования, в том числе:

606,5

563,4

414,4

привлечение

1 448,8

1 079,3

1 356,4

погашение

-842,3

-515,9

-942,0

Государственные внутренние заимствования, в том числе:

448,6

398,5

306,5

привлечение

1 213,2

842,2

1 114,8

погашение

-764,6

-443,7

-808,3

Государственные внешние заимствования, в том числе:

157,9

164,9

107,9

привлечение

235,6

237,1

241,6

погашение

-77,7

-72,3

-133,7

Использование Резервного фонда

-373,4

-596,3

-818,6

Использование Фонда национального благосостояния

5,7

7,5

8,9

Приватизация

427,7

330,8

595,1

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации

-58,3

-89,6

-160,0

Прочее

-86,7

-72,1

-29,0


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С теоретической и с практической точки зрения исследование вопросов государственного кредита в Российской Федерации является очень сложным. Это связано со сложностью отношений в сфере государственного кредита.

Государственный кредит является  средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. Государственный бюджет, чаще всего дефицитен, поэтому дополнительно собираемые финансовые ресурсы используются для покрытия разницы между бюджетными расходами и доходами. Если бюджет профицитен, то собранные с госкредита средства используются для финансирования социальных программ. Государственный кредит - это средство  расширяющее экономические возможности государства и служит важным условием ускорения развития экономики страны.

Чаще всего, государство выступает в качестве заемщика средств. Объем операций значительно ниже в том случае, когда государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам.

В экономической литературе вопрос о функциях государственного кредита является дискуссионным, в основе дискуссий лежат спорные вопросы сущности и функций финансов.

Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.

При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

В настоящее время в России сложились такие  экономические условия, что государственный кредит приобрел чрезвычайно важное значение. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

В процессе написания курсовой работы рассмотрены следующие вопросы:

В первой главе изучено современное состояние государственного кредита в Российской Федерации.  Проведен  сравнительный анализ государственного долга в 2000-2013 годах. Рассмотрены особенности государственного кредитования в Российской Федерации;

Во второй главе выявлены  основные направления государственного кредита в России. Сделан  прогноз развития государственного кредитования в РФ на период с 2014-2016 годы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации// Российская газета от 15 декабря 1993, № 237.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// СЗ РФ от 3 августа 1998 г, № 31, ст. 3823.

3. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг. ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191964/#ixzz2xCABgJDi

4. Основные направления Государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг// http://safbd.ru/sites/default/files/dolgovaya_politika_na_sayt.pdf

5. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ//"О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"// Российская газета, // Российская газета, от 07 декабря 2013 года.

6. Бабенко A.M., Государственные и муниципальные финансы: Учеб. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 618 с.

7. Бармин В. Н. Механизм размещения государственных облигаций// М.: ЮНИТИ, 2010. - 192 с.

8. Бюджетная система РФ :Учеб./ Под ред. Поляка Г.Б. -М.: Дана, 2010.-630 с.

9. Головин Д.Л. Российская и мировая практика внешних заимствований. М., 2010. 275 с.

10. Государственные финансы: Учебник/ Под ред. К.Д. Мальцева. М.: РАГС, 2013. -720 с.

11. Государственный долг: Учебник/ Под ред. С.Н. Солдатова. Москва, 2013.-246 с.

12. Данилкин С.А. Мировые и российская практика регулирования государственного долга. М.: ВШЭ, 2012 . - 352 с.

13. Зуев Д.И. Теория финансового права. Иркутск, 2010. 241 с.

14. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.:ЮНИТИ, 2012.-308 с.

15. Куликов А.Г. « Формирование государственного кредита»: Учебник/ Под общ. Ред. И.Д. Магульника М.: РАГС, 2013.- 570 с.

16. Мирин С.М. Воздействие на финансовый рынок России. — М.: Альпина Паблишер, 2012. 574с.

Информация о работе Государство как кредитор: проблемы и решения