Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 09:54, курсовая работа
Цель работы. Данная работа имеет цель комплексно проанализировать проблемы, которые возникают в Российской Федерацией, когда она выступает как кредитор.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ динамики государственного долга в 2000-2013 годах в России;
Рассмотреть особенности государственного кредитования в Российской Федерации;
Выявить основные направления государственного кредита в России;
Дать прогноз развития государственного кредитования в РФ на период с 2014-2016 годы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1. Сравнительная характеристика государственного долга в 2000 и 2010 годах в РФ…………………………………………………………………………5
1.2. Особенности и проблемы государственного кредитования в РФ………..8
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО. КРЕДИТА В РФ………………………………………………………………….11
2.1. Основные направления развития госкредита в России…………………..11
2.2. Прогноз развития государственного кредитования в РФ на 2014-2016 года………………………………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..21
2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
Рисунок 2. Государственный долг Российской Федерации в 2009—2013 годах (трлн., %)
«Невысокий уровень государственного долга в Российской Федерации позволяет проводить политику постепенного увеличения объема государственных займов, не боясь за сохранность долговой устойчивости Российской Федерации», — так говорится в «Основных направлениях бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» [4].
Относительно высокий уровень мировых цен на энергоносители (около 100 дол./баррель), исходя из которых планировалась долговая политика на 2012—2014 года, способен обеспечить достаточно высокий уровень доходов федерального бюджета на ближайшие годы.
Также прогнозируются достаточно высокие показатели долговой устойчивости России в 2012—2014 годах, что мы видим из таблицы 2.
Таблица 2. Показатели долговой устойчивости России (%)
2012 |
2013 |
2014 | |
Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета |
3,6 |
4,0 |
4,5 |
Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета |
9,7 |
10,4 |
11,8 |
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета |
76,3 |
87,7 |
94,5 |
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг |
10,9 |
12,5 |
13,2 |
Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Однако бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, диктует необходимость повышенного внимания финансовых властей к сфере корпоративных заимствований. В этой связи в 2014-2016 гг. будет продолжено решение задачи по совершенствованию системы мониторинга внешнего долга банков и корпораций, в том числе с целью создания механизма оперативного влияния на их заемную политику, особенно предприятий с крупной долей государственного участия.
Планируется ввести в практику утверждение наблюдательным советом государственной корпорации предельных значений показателей долговой устойчивости. Разработка и утверждение таких показателей должно осуществляться на индивидуальной основе, а определение универсальных показателей для хозяйствующих субъектов, действующих в различных отраслях экономики, нецелесообразно (рис. 3).
Рисунок 3. Международные валютные резервы и внешний долг Российской Федерации, в % к ВВП [4, c.273]
При этом нельзя игнорировать возможность как менее, так и более благоприятных сценариев развития, т. е. достижения показателей, существенно отличающихся от российских официальных прогнозов
В ближайшие годы могут наблюдаться повышенные внешние риски и связи со стагнацией мировой экономики, возможным снижением цен на нефть и другими факторами. В то же время требуется также принимать во внимание возможность более оптимистического сценария, учитывающего вероятность превышения мировыми ценами на нефть официальных российских прогнозных ориентиров. В таких условиях необходимо стремиться к сбалансированной долговой политике.
Нельзя игнорировать то, что потенциал банков и иных инвесторов в сфере долговой политики в России, возможно остается сравнительно мало реализованным. Причем, как показывает опыт нынешних кризисных процессов за рубежом, взвешенное решение проблем долговой политики во многом определяет успешное развитие экономики в целом и ее основных участников – государства, компаний и банков.
2.2. Прогноз развития государственного кредитования в Российской Федерации на 2014-2016 годы
В настоящее время Россия умеренно использует инструменты государственной долговой политики в сравнении с другими странами: отношение государственного долга в России к ВВП почти 9 %, тогда как во многих странах этот показатель достигает 50—200 % [11].
По состоянию на 1 января 2014 г. внутренний государственный долг России, выраженный в ценных бумагах, составил менее 3,6 трлн. руб.; внешний государственный долг — менее 1,2 трлн. руб. [24]. На данном этапе отмечается тенденция к росту объема государственного долга в целом.
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях умеренного ускорения темпов роста российской экономики, стабильного уровня инфляции, сохранения цен на нефть примерно на уровне 100 долл. США, некоторого ослабления курса рубля (Таблица 3).[ 3].
Таблица 3. Основные макроэкономические показатели в 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
ВВП (млрд. руб.) |
66 515 |
73 993 |
82 937 |
Темпы роста ВВП к предыдущему году (%) |
+3,7 |
+4,3 |
+4,5 |
Цена на нефть (долл.США/барр.) |
97,0 |
101,0 |
104,0 |
Инфляция (%) |
5,5 |
5,0 |
5,0 |
Курс руб./долл. США |
32,4 |
33,0 |
34,7 |
Источник: http://www.garant.ru
Неустойчивый характер восстановления мировой экономики, а также нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран, прежде всего, государств Европы, создают серьезные риски ухудшения глобальной экономической конъюнктуры и сохранения напряженности на мировых финансовых рынках в среднесрочной перспективе. Замедление роста экономик стран БРИКС, и, как следствие, сокращение мирового спроса на энергоносители чревато снижением цен на нефть в среднесрочной перспективе до уровня существенно ниже 100 долл. США за баррель, возникновением новой волны глобального финансового-экономического кризиса и реализацией пессимистических сценариев экономического развития России.
Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении планового периода, однако будет иметь относительно низкие значения (0,8% ВВП в 2013 г. и 0,2% ВВП в 2014 г.) с планируемым выходом на бездефицитный бюджет в 2015 г. При умеренном общем дефиците бюджета значения ненефтегазового дефицита сохранятся на все еще высоком, хоть и последовательно снижающемся уровне: в 2013 г. – 10,1% ВВП, в 2014 г. – 8,9% ВВП, в 2015 г. – 8,6% ВВП.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему выступать государственные заимствования, объем валового привлечения по которым составит в 2014-2016 гг. 1,4 трлн. рублей, 1,1 трлн. рублей и 1,4 трлн. рублей соответственно (Таблица 4).
Таблица 4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2014-2016 гг., млрд. руб.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Дефицит федерального бюджета |
-521,4 |
-143,6 |
-10,8 |
Государственные заимствования, в том числе: |
606,5 |
563,4 |
414,4 |
привлечение |
1 448,8 |
1 079,3 |
1 356,4 |
погашение |
-842,3 |
-515,9 |
-942,0 |
Государственные внутренние заимствования, в том числе: |
448,6 |
398,5 |
306,5 |
привлечение |
1 213,2 |
842,2 |
1 114,8 |
погашение |
-764,6 |
-443,7 |
-808,3 |
Государственные внешние заимствования, в том числе: |
157,9 |
164,9 |
107,9 |
привлечение |
235,6 |
237,1 |
241,6 |
погашение |
-77,7 |
-72,3 |
-133,7 |
Использование Резервного фонда |
-373,4 |
-596,3 |
-818,6 |
Использование Фонда национального благосостояния |
5,7 |
7,5 |
8,9 |
Приватизация |
427,7 |
330,8 |
595,1 |
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации |
-58,3 |
-89,6 |
-160,0 |
Прочее |
-86,7 |
-72,1 |
-29,0 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С теоретической и с практической точки зрения исследование вопросов государственного кредита в Российской Федерации является очень сложным. Это связано со сложностью отношений в сфере государственного кредита.
Государственный кредит является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. Государственный бюджет, чаще всего дефицитен, поэтому дополнительно собираемые финансовые ресурсы используются для покрытия разницы между бюджетными расходами и доходами. Если бюджет профицитен, то собранные с госкредита средства используются для финансирования социальных программ. Государственный кредит - это средство расширяющее экономические возможности государства и служит важным условием ускорения развития экономики страны.
Чаще всего, государство выступает в качестве заемщика средств. Объем операций значительно ниже в том случае, когда государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам.
В экономической литературе вопрос о функциях государственного кредита является дискуссионным, в основе дискуссий лежат спорные вопросы сущности и функций финансов.
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
В настоящее время в России сложились такие экономические условия, что государственный кредит приобрел чрезвычайно важное значение. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
В процессе написания курсовой работы рассмотрены следующие вопросы:
В первой главе изучено современное состояние государственного кредита в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ государственного долга в 2000-2013 годах. Рассмотрены особенности государственного кредитования в Российской Федерации;
Во второй главе выявлены основные направления государственного кредита в России. Сделан прогноз развития государственного кредитования в РФ на период с 2014-2016 годы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации// Российская газета от 15 декабря 1993, № 237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// СЗ РФ от 3 августа 1998 г, № 31, ст. 3823.
3. Основные направления государственной
долговой политики Российской Федерации
на 2013 - 2015 гг. ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/products/
4. Основные направления Государственной
долговой политики Российской Федерации
на 2012-2014 гг// http://safbd.ru/sites/default/
5. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ//"О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"// Российская газета, // Российская газета, от 07 декабря 2013 года.
6. Бабенко A.M., Государственные и муниципальные финансы: Учеб. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 618 с.
7. Бармин В. Н. Механизм размещения государственных облигаций// М.: ЮНИТИ, 2010. - 192 с.
8. Бюджетная система РФ :Учеб./ Под ред. Поляка Г.Б. -М.: Дана, 2010.-630 с.
9. Головин Д.Л. Российская и мировая практика внешних заимствований. М., 2010. 275 с.
10. Государственные финансы: Учебник/ Под ред. К.Д. Мальцева. М.: РАГС, 2013. -720 с.
11. Государственный долг: Учебник/ Под ред. С.Н. Солдатова. Москва, 2013.-246 с.
12. Данилкин С.А. Мировые и российская практика регулирования государственного долга. М.: ВШЭ, 2012 . - 352 с.
13. Зуев Д.И. Теория финансового права. Иркутск, 2010. 241 с.
14. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.:ЮНИТИ, 2012.-308 с.
15. Куликов А.Г. « Формирование государственного кредита»: Учебник/ Под общ. Ред. И.Д. Магульника М.: РАГС, 2013.- 570 с.
16. Мирин С.М. Воздействие на финансовый рынок России. — М.: Альпина Паблишер, 2012. 574с.
Информация о работе Государство как кредитор: проблемы и решения