Государсвтвенный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы имеет государственный кредит.
Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам.

Содержание работы

1 Часть: Сущность и функции государственно кредита…………...………3
2 Часть: Формы государственного кредита………………………………….5
3 Часть: Основные тенденции развития государственного кредита в РФ.............................................................................................................................8
Список использованной литературы………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Финансы!!!!.docx

— 33.26 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1 Часть: Сущность и функции государственно кредита…………...………3

 

2 Часть: Формы государственного кредита………………………………….5

 

3 Часть: Основные тенденции развития государственного кредита в           РФ.............................................................................................................................8

 

Список использованной литературы………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Часть: Сущность и функции государственно кредита

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы имеет государственный кредит.

Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам.

Государственный кредит выражает отношения  в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими  или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том  случае, когда в качестве участника  ссудной сделки выступают центральное  правительство или местные органы власти.

В сфере государственного кредита  центральное правительство выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства.

В настоящее время государство  стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем  отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного  производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким  использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства  как кредитора различны: нежелание  частного капитала развивать отрасли  инфраструктуры из-за отсутствия или  недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в  борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке.

 

Функции государственного кредита

Государственный кредит выполняет  три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция.

Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование  на принципах срочности, платности  и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно  развитых странах государственные  займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета.

Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга. Источники  финансирования этих расходов зависят  от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный  объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

Регулирующая функция

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние  денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить  ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных  групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает  их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке в  качестве заемщика, государство увеличивает  спрос на заемные средства и тем  самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем  выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует  накопления в виде приобретения государственных  ценных бумаг.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального  производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или  необходимых направлений экономики  той или иной территории.

Контрольная функция

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости  в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами.

Таким образом, рассмотрев функции  кредита, я могу сделать вывод, что  положительное воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных  групп инвесторов через распределительную  функцию, а контролирует целевое  использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную  функции.

 

 

 

2 Часть: Формы государственного кредита.

 
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные  займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому  оформлению подразделяют государственные  займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств и других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими  обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в  форме процента или выигрыша

Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается  и перепродается в зависимости  от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою  и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов.

Государственные займы выпускаются  центральными органами управления. Поступления  по ним направляются в Государственный  бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования  ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают  выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

В зависимости от срока погашения  задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается  в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа  ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости  от различных факторов, прежде всего  спроса и предложения на кредитном  рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться  ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход  кредитора. На таких ценных бумагах  отсутствуют купоны, поэтому их еще  называют облигациями с нулевым  купоном.

По характеру погашения задолженности  разделяются два варианта: одноразовая  выплата и выплата частями. При  погашении частями может применяться  три варианта. Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства  по погашению долга различают  займы с правом и без права  долгосрочного погашения. Право  долгосрочного погашения дает возможность  государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости  займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

- наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

- доверие кредиторов государству;

- заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

- возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных  займов могут выступать:

- доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

- дополнительные поступления от налогов;

- экономия средств от сокращения расходов;

- эмиссия денег;

- привлечение средств от новых займов.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов  финансовых отношений.

 

 

 

 

3 Часть: Основные тенденции  развития государственного кредита  в РФ.

Россия в современных условиях выступает одновременно и международным  кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований  на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и  одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов  состояла в том, что заимствование  носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно  военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению  к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся  и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов.

Информация о работе Государсвтвенный кредит