Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 14:50, реферат
Значимость развития сферы научных исследований гражданского назначения постоянно подчеркивается на уровне руководства страны. В рамках утвержденного бюджета на период 2008-2010 гг. правительство выделило серьезные финансовые ресурсы для развития таких перспективных направлений, как нано-биотехнологии, ядерная энергетика, авиакосмические исследования. В настоящее время в структуре источников финансирования гражданской науки доля средств федерального бюджета превышает 60%. Так, в 2008 г. ассигнования из федерального бюджета в данной области составили около 125 миллиардов рублей а с учетом внебюджетных источников общая сумма внутренних затрат превышает 200 миллиардов рублей.
С 2008 г. реализуется ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», объем ассигнований на предусмотренные в ней мероприятия составляет порядка 5-7%%.
Не ясен принцип включения только вышеперечисленных ФЦП в структуру гражданской науки. По удельному весу НИОКР программы существенно отличаются. Наиболее значима их доля в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы» (94,5%), ФЦП «Федеральная космическая программа России на 2006-2915 годы (63,8%), подпрограмме «Развитие электронной компонентной базы на 2007-2011 годы» (100,0%). В структуре расходов по ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы» вообще нет такого вида расходов, как НИОКР.
В структуре расходов по ряду ФЦП имеются предельно обобщенные их виды, например, такие как, «Бюджетные инвестиции» (код 003). Доля подобных расходов достаточна велика в некоторых ФЦП, столь агрегированный уровень их представления в федеральном бюджете не позволяет оценить направленность расходов по существу.
Кроме того, из федерального бюджета финансируются и другие целевые программы, потенциально имеющие гражданскую направленность и содержащие в составе видов работ НИОКР, которые Минфин РФ не относит к гражданской науке. Например, к ним можно отнести ФЦП «Национальная технологическая база» (доля НИОКР 88,0%), ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (доля НИОКР 79,9%).
Таким образом, обобщенное представление данных в федеральном бюджете о финансировании научных исследований не дает достаточных оснований выделить исследования гражданского назначения. Требуется проведение специальных исследований, что достаточно сложно и трудоемко. Кроме того, подобный подход не обеспечивает совпадение результатов у различных исследователей. Соответственно, на сегодня нет базы для проведения объективного контроля и анализа финансирования сферы гражданской науки. На наш взгляд, необходимо предпринять меры по совершенствованию бюджетной классификации в плане повышения степени ее информативности и детализации данных в подготовленных на ее основе федеральных бюджетах. В качестве конкретных мер по совершенствованию бюджетной классификации можно предложить введение специального признака отнесения расходов к сфере гражданской науки, который будет включен в состав существующих двадцатизначных кодов, утвержденных для каждого вида расходов. Это позволит снять имеющиеся на сегодня ограничения и неопределенности при работе с данными бюджета.
Информация о работе Гражданская наука в расходах федерального бюджета