Гуманизм Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма.

Содержание работы

1. Введение ………………………………………………………3
2. Основная часть………………………………………………...4
3. Сущность гуманизма………………………………………….5
4. Заключение……………………………………………………15
5. Список используемой литературы…………………………...17

Файлы: 1 файл

ФИЛИСОФИЯ.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение ………………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………...4
  3. Сущность гуманизма………………………………………….5
  4. Заключение……………………………………………………15
  5. Список используемой литературы…………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом  сознании европейского человечества можно  судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление  или учение, претендующее на роль духовного  и практического лидера европейской  цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса, утвердившиеся  в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав  свою значимость, непреходящую ценность. 
Однако широкое использование идеи гуманизма иногда приводит к отрицательным результатам. Происходит девальвация - искажение в общественном сознании гуманистической идеи, превращение её в фикцию. В этой связи есть необходимость выявить содержание гуманизма.  
 
В 1990 году Жан-Люк Нанси в своей лекции «Сегодня» показал кризис таких простых и общеупотребляемых понятий как существование, свобода, смысл, сама философия. Эти слова просты, но вместе с тем они вмещают в себя ключевые понятия для человека в качестве наследия всей нашей традиции. А это наследие мы получаем от гуманизма, который наделил когда-то своими идеалами, которые действуют до сих пор, весь мир. Но Нанси говорит, что в данное время мы переживаем, кризис этих понятий, потому что уже не очевидно, что мы живем этими значениями и смыслами. Соответственно, мы переживаем кризис гуманизма, потому что уже не очевидно, что такое быть человеком. Мы уже не можем определить человека через какую-то сущность, ему принадлежащую, потому что она «исчезла». То есть, такой ответ, как «человек – то-то и то-то и должен быть таким-то и таким-то», ответ, претендующий быть неким гуманизмом, устарел. «Нет больше точного и беспрекословного определения гуманизма, чтобы ответить на вопрос о гуманизме, ведь задавая вопрос о человеке, мы будем разыскивать гуманизм». То есть гуманизм представляет собой поиск человеческой сущности. Следовательно, он заранее считает, что у человека есть сущность, что она может быть найдена и осмыслена. Сущность человека гуманизм превращает в идеал, единый для всех. Наконец, сущность провозглашается гуманистами ценностью. Нанси и современная философия считали, что сущности у человека нет – в этом и состоит кризис гуманизма. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Ренессанс как эпоха предельно  разнообразен и богат. Это также  смещает хронологические рамки  и создает трудности при обозначении  собственно антропологической темы данного ареала культуры. 

С течением времени понятие  «гуманизм» приобретает новые характеристики, однако стержень этого понятия остается неизменным. Идейный стержень гуманизма, образованный в эпоху Возрождения, выступает в роли традиции, которая  реализует принцип преемственности  поколений, ценностей духовной культуры. Получая значение общественного  идеала, общечеловеческого начала, противостоящего классовому, национальному, гуманизм доказывает свою жизненную  стойкость.

Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф или просто особый тип  филологии? Ответить на этот можно на основе анализа трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико Делла Мирандола  и других, а также на анализе  критической литературы по данному  вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы  к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским  традициям античности и раннего  средневековья, в целом гуман Итак, эпоху Гуманизма отличает направленность на человека, формирование его моральных и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов той эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции. истов объединяет внимание к теме человека. 

В этом и есть проблема гуманизма  как мифа – заявленный, как принципиально  новое философское направление, он представлял собой сбор более-менее  увязываемых между собой идей из предыдущих направлений. Более подробно проанализировать и понять, действительно  ли данный тезис является истинным, – вот еще одна из задач моей работы. 

 

 

Сущность гуманизма

  1. Формирование гуманизма 

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается  предположение, что одна из причин трансформации  средневековых представлений о  человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые  формы поведения, иные способы мышления. 

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается  общая духовная атмосфера, в которой  высоко ценились индивидуальность и  незаурядность. На историческую авансцену  выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько  собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие  его инициативу, мешающие ему творить  самого себя, преобразовывать внешний  мир. Город становится той средой, где формируется особый социокультурный  тип людей — горожан, отличающихся своим образом жизни, самосознанием  от обитателей сельской округи — крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость, развивается относительная доступность  общения в контексте живой  динамичной среды. Приходит понимание  того, что людей нужно ценить не за их богатства, происхождение, титулы, а за благородство души, образованность, личные качества. Благородство и достоинство  человека коренятся в добродетелях и доблестных поступках. Внимание философов  было устремлено на человека. 

Формировался новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств  конкретного человека. 

Представители новой светской интеллигенции - гуманисты - защищают в  своих произведениях достоинство  человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного  положения; обосновывают и оправдывают  его стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению  жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость  по отношению к авторитетам. 

Вначале аудитория, где находили отклик гуманистические идеи, была невелика, но постепенно ареал распространения  новой идеологии расширялся, охватывая, прежде всего, городское население, которое все больше увеличивалось  благодаря, преимущественно, притоку  крестьян. Уходя из деревни, её жители порывали с прежним образом существования, приобретая относительную свободу  от феодального гнета, личной зависимости. «Городской воздух делает человека свободным», — гласило средневековое правило  Западной Европы. В городах формируются  новый образ жизни и своя культура — повседневная и духовная, и  в этом процессе немалую роль играли гуманисты, которые своей деятельностью  способствовали изменению тона жизни. 

Вообще, возникновение и  утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под  сомнение были поставлены и структура  знания, и претендующий на универсальность  формально-логический метод. В противовес традиционному познанию божественного  гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний, куда входили  грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. Наметились секуляризация знания, расширение круга  университетских дисциплин. Уже  в XV веке в итальянских университетах  гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию. Франческо Петрарка (1304—1374) искренне стремился примирить Христа с Цицероном, полагая, что светская образованность, знание античной поэзии и философии не могут противоречить принципам веры, ибо она служит нравственному совершенствованию человека. Не порывая с принципами христианского мировоззрения, Петрарка ищет, иные пути к познанию Истины, к постижению смысла человеческого бытия. Эти внутренние борения и сомнения нашли яркое выражение в его «Исповеди», или «Моей тайне», многочисленных письмах, трактатах, поэзии. В «Исповеди» сопоставлены две шкалы ценностей — христианская аскетическая мораль, признанная очистить душу от греховности и привести ее к вечному блаженству и ценности земного бытия человека — творчество, поэзия, слава, любовь, наслаждение красотой реального мира. Петрарка не отдает предпочтения какой-либо одной из этих нравственно-ценностных систем, но старается примирить существующие между ними противоречия: он убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского. Благочестие и «познание божественного» утрачивали, таким образом, монополию в духовной сфере, в разрешении проблем человеческого бытия - ответ на них Петрарка искал в светском знании, источником которого была для него античная культура. «Беседы с древними» должны наполнять досуг, отданный литературным и научным занятиям (трактат «Об уединенной жизни»). Петрарка заложил основы новой, гуманистической этики; ее главный принцип — достижение нравственного идеала через самопознание, активная добродетель, образование, смысл которого — в широком овладении культурным опытом человечества. Этот принцип стал характерным для всего раннего гуманизма: не только Петрарка, но и Боккаччо и Салютати видели в образовании, основанном на изучении античного наследия, средство возвеличения личности и совершенствования общества. Наиболее ярким и значительным выражением культурного опыта человечества они считали поэзию. 

Необходимо также отметить, что по убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот  античной культуры и в то же время  переосмыслить и в чем-то превзойти  ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении  гуманизма к античному наследию.

Таким образом, провозглашенное  первыми гуманистами духовное раскрепощение  личности тесно увязывалось ими  с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой  комплекса гуманитарных знаний, ориентированных  на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения. 

  1. Теоретический аспект гуманизма

Большое развитие в эпоху  Возрождения получают такие формы  философствования, как платонизм  и аристотелизм. Между ними возрождается полемика относительно превосходства. Платонизм здесь не означает возрождения  платоновской мысли, выраженной в форме  диалога. Вновь открытые платоновские диалоги читали в свете поздней  платонической традиции, то есть в  передаче канонического неоплатонизма, т. е. платонизма с многовековыми  напластованиями и инфильтрациями христианского характера. 

Грандиозный расцвет неоплатонизма  с философской точки зрения состоялся  благодаря трудам Флорентийской  Платоновской академии во главе с  Марсилио Фичино и, затем, Пико Делла  Мирандола. 

На философские взгляды  Фичино сильно подействовали магико-теургические работы Трисмегиста, Зороастра и  Орфея. Он лично считал, что именно они сформировали взгляды Платона. Смысл философской деятельности для него состоит в том, чтобы подготовить душу таким образом, чтобы интеллект был способен воспринимать свет божественного откровения, в этом отношении философия для него совпадает с религией. Метафизическую реальность Фичино задумывает согласно схеме неоплатоников, в форме нисходящей последовательности совершенств. Их у него пять: Бог, ангел, душа, качество (= форма) и материя. Душа выступает в роли «узла соединения» первых двух и последних двух ступеней. Обладая характеристиками более высокого мира, она способна оживлять нижние ступени бытия. Как неоплатоник, Фичино различает душу мира, душу небесных сфер и душу живых тварей, но его интересы более всего связаны с душой мыслящего человека. В указанной выше последовательности душа либо восходит по направлению к высшим ступеням, либо, наоборот, нисходит к низшим. По этому поводу Фичино пишет: «Она (душа) есть то, что существует среди смертных вещей, сама не будучи смертной, поскольку входит и дополняет, но не делится на части, а когда подключается, то не распыляется, как о ней заключают. И поскольку в то время, как управляет телом, она примыкает также к божественному, она является госпожой тела, а не компаньонкой. Она – высшее чудо природы. Другие вещи под Богом, — каждая в себе, — суть отдельные предметы: она является одновременно всеми вещами. В ней образы вещей божественных, от которых она зависит, она же есть причина и образец для всех вещей низшего порядка, которые она некоторым образом и производит. Будучи посредницей всех вещей, она проникает во все. И если это так, она проникает во все…, поэтому ее справедливо можно назвать центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего, узлом и связкой мира». С тематикой души у Фичино тесно связано понятие «платонической любви», которую он понимает как любовь к Богу во всех его проявлениях. 

Позиция Фичино имеет соответствующие  аналоги у Пико Делла Мирандолы. Одним из основных направлений работы Пико было развитие доктрины достоинства  человека. Доктрина этого грандиозного «манифеста» представлена в форме  мудрости, обретенной на Востоке, в  частности, как поучения Асклепия Гермеса  Трисмегиста: «Великое чудо — человек». Но почему человек являет собой великое  чудо? Известное объяснение Пико следующее. Все творения онтологически определены по сущности тем, что они есть, а  не иным. Человек, напротив, единственный из творений, помещен на границе  двух миров, свойства которого не предопределены, но заданы таким образом, что он сам  лепит свой образ согласно заранее  выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством  чистого разума и стать ангелом, и может подняться еще выше. Величие человека, таким образом, заключается в искусстве быть творцом самого себя. В то время  как животные не могут быть ничем  иным, кроме как животными, ангелы – ангелами, в человеке есть семя любой жизни. В зависимости от этих семян, которые будут прорастать, человек станет либо мыслящим животным, либо ангелом; и, если он не будет доволен  всем этим, то в своих глубинах он явит тогда «единственный дух, сотворенный  по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей». Человек  в этой доктрине поставлен в центр  мира и не стеснен никакими пределами  в определении своего образа. 

Несмотря на частные различия приведенных выше теорий, у них, как  впрочем и у всех остальных  умозрениях неоплатоников, есть один важный общий момент: человек предстает  как граница или единение двух миров – духовного (божественного) и материального (телесного). При  этом человек становится не просто подобием своего Творца как в средние  века – теперь он сам Творец, в  отличие не только от животных, но и  от ангелов. 

Эпоха Возрождения возвратила к жизни помимо всего прочего  и учения Аристотеля. Большое значение имеет полемика, которая разразилась  относительно превосходства Платона над Аристотелем. Самым известным сторонник Аристотеля является П. Помпонацци. В его работе «О бессмертии души» обсуждалась проблема, которая для XVI в. стала центральной. По сравнению с чувственной душой животных интеллектуальная душа человека способна познавать универсальное и сверхчувственное. Однако она не отделена от чувственных образов, через которые идет к познанию. Но если так, душа не может обходиться без тела, она принадлежит телу, и не может осуществлять без него свои собственные функции. Поэтому она считается формой, которая рождается и погибает вместе с телом, не имея никакой возможности действовать отдельно от него. Помпонацци не хотел вовсе отрицать бессмертие души, он хотел только опровергнуть тезис о том, что эту «истину можно продемонстрировать при помощи разума». Что душа бессмертна, это предположение веры, которое, как таковое, должно утверждаться средствами веры, в то время как другие аргументы здесь не подходят. Выражая свою точку зрения, он опирался на теорию «двойной истины», в которой различались истина, доступная разуму, и истина, доступная лишь для веры. 

Информация о работе Гуманизм Возрождения