Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:01, контрольная работа
Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма.
1. Введение ………………………………………………………3
2. Основная часть………………………………………………...4
3. Сущность гуманизма………………………………………….5
4. Заключение……………………………………………………15
5. Список используемой литературы…………………………...17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизм занимает важное
место в системе духовных ценностей.
О его определяющей роли в мировоззренческом
сознании европейского человечества можно
судить по тому, что ни одно философское,
политическое, художественное направление
или учение, претендующее на роль духовного
и практического лидера европейской
цивилизации, не обходилось без того,
чтобы объявить себя образцом гуманизма.
Гуманистические идеалы, «пустившие
корни» в эпоху Ренессанса, утвердившиеся
в духовной культуре в форме традиции,
выдержали испытание временем, доказав
свою значимость, непреходящую ценность.
Однако широкое использование идеи гуманизма
иногда приводит к отрицательным результатам.
Происходит девальвация - искажение в
общественном сознании гуманистической
идеи, превращение её в фикцию. В этой связи
есть необходимость выявить содержание
гуманизма.
В 1990 году Жан-Люк Нанси в своей лекции
«Сегодня» показал кризис таких простых
и общеупотребляемых понятий как существование,
свобода, смысл, сама философия. Эти слова
просты, но вместе с тем они вмещают в себя
ключевые понятия для человека в качестве
наследия всей нашей традиции. А это наследие
мы получаем от гуманизма, который наделил
когда-то своими идеалами, которые действуют
до сих пор, весь мир. Но Нанси говорит,
что в данное время мы переживаем, кризис
этих понятий, потому что уже не очевидно,
что мы живем этими значениями и смыслами.
Соответственно, мы переживаем кризис
гуманизма, потому что уже не очевидно,
что такое быть человеком. Мы уже не можем
определить человека через какую-то сущность,
ему принадлежащую, потому что она «исчезла».
То есть, такой ответ, как «человек – то-то
и то-то и должен быть таким-то и таким-то»,
ответ, претендующий быть неким гуманизмом,
устарел. «Нет больше точного и беспрекословного
определения гуманизма, чтобы ответить
на вопрос о гуманизме, ведь задавая вопрос
о человеке, мы будем разыскивать гуманизм».
То есть гуманизм представляет собой поиск
человеческой сущности. Следовательно,
он заранее считает, что у человека есть
сущность, что она может быть найдена и
осмыслена. Сущность человека гуманизм
превращает в идеал, единый для всех. Наконец,
сущность провозглашается гуманистами
ценностью. Нанси и современная философия
считали, что сущности у человека нет –
в этом и состоит кризис гуманизма.
Основная часть
Ренессанс как эпоха предельно
разнообразен и богат. Это также
смещает хронологические рамки
и создает трудности при
С течением времени понятие
«гуманизм» приобретает новые
Что же такое гуманизм? Течение,
исторически сложившийся
В этом и есть проблема гуманизма как мифа – заявленный, как принципиально новое философское направление, он представлял собой сбор более-менее увязываемых между собой идей из предыдущих направлений. Более подробно проанализировать и понять, действительно ли данный тезис является истинным, – вот еще одна из задач моей работы.
Сущность гуманизма
С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.
В условиях интенсивной общественной
жизни и деловой активности создается
общая духовная атмосфера, в которой
высоко ценились индивидуальность и
незаурядность. На историческую авансцену
выходит человек деятельный, энергичный,
активный, обязанный своим положением
не столько знатности предков, сколько
собственным усилиям, предприимчивости,
уму, знаниям, удаче. Человек начинает
по-иному видеть себя и мир природы,
изменяются его эстетические вкусы,
отношение к окружающей действительности
и к прошлому. Он стремится преодолеть
сословные, корпоративные рамки, сковывающие
его инициативу, мешающие ему творить
самого себя, преобразовывать внешний
мир. Город становится той средой,
где формируется особый социокультурный
тип людей — горожан, отличающихся
своим образом жизни, самосознанием
от обитателей сельской округи — крестьян,
сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость,
развивается относительная
Формировался новый
Представители новой светской
интеллигенции - гуманисты - защищают в
своих произведениях
Вначале аудитория, где находили
отклик гуманистические идеи, была
невелика, но постепенно ареал распространения
новой идеологии расширялся, охватывая,
прежде всего, городское население,
которое все больше увеличивалось
благодаря, преимущественно, притоку
крестьян. Уходя из деревни, её жители
порывали с прежним образом
Вообще, возникновение и
утверждение ренессансной культуры
началось с вызова схоластике: под
сомнение были поставлены и структура
знания, и претендующий на универсальность
формально-логический метод. В противовес
традиционному познанию божественного
гуманисты выдвинули новый
Необходимо также отметить,
что по убеждению Петрарки, прийти
к новому расцвету литературы, искусства,
науки позволит не слепое подражание
мыслям замечательных
Таким образом, провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.
Большое развитие в эпоху
Возрождения получают такие формы
философствования, как платонизм
и аристотелизм. Между ними возрождается
полемика относительно превосходства.
Платонизм здесь не означает возрождения
платоновской мысли, выраженной в форме
диалога. Вновь открытые платоновские
диалоги читали в свете поздней
платонической традиции, то есть в
передаче канонического неоплатонизма,
т. е. платонизма с многовековыми
напластованиями и
Грандиозный расцвет неоплатонизма с философской точки зрения состоялся благодаря трудам Флорентийской Платоновской академии во главе с Марсилио Фичино и, затем, Пико Делла Мирандола.
На философские взгляды
Фичино сильно подействовали магико-
Позиция Фичино имеет соответствующие
аналоги у Пико Делла Мирандолы.
Одним из основных направлений работы
Пико было развитие доктрины достоинства
человека. Доктрина этого грандиозного
«манифеста» представлена в форме
мудрости, обретенной на Востоке, в
частности, как поучения Асклепия Гермеса
Трисмегиста: «Великое чудо — человек».
Но почему человек являет собой великое
чудо? Известное объяснение Пико следующее.
Все творения онтологически определены
по сущности тем, что они есть, а
не иным. Человек, напротив, единственный
из творений, помещен на границе
двух миров, свойства которого не предопределены,
но заданы таким образом, что он сам
лепит свой образ согласно заранее
выбранной форме. И, таким образом,
человек может возвышаться
Несмотря на частные различия приведенных выше теорий, у них, как впрочем и у всех остальных умозрениях неоплатоников, есть один важный общий момент: человек предстает как граница или единение двух миров – духовного (божественного) и материального (телесного). При этом человек становится не просто подобием своего Творца как в средние века – теперь он сам Творец, в отличие не только от животных, но и от ангелов.
Эпоха Возрождения возвратила к жизни помимо всего прочего и учения Аристотеля. Большое значение имеет полемика, которая разразилась относительно превосходства Платона над Аристотелем. Самым известным сторонник Аристотеля является П. Помпонацци. В его работе «О бессмертии души» обсуждалась проблема, которая для XVI в. стала центральной. По сравнению с чувственной душой животных интеллектуальная душа человека способна познавать универсальное и сверхчувственное. Однако она не отделена от чувственных образов, через которые идет к познанию. Но если так, душа не может обходиться без тела, она принадлежит телу, и не может осуществлять без него свои собственные функции. Поэтому она считается формой, которая рождается и погибает вместе с телом, не имея никакой возможности действовать отдельно от него. Помпонацци не хотел вовсе отрицать бессмертие души, он хотел только опровергнуть тезис о том, что эту «истину можно продемонстрировать при помощи разума». Что душа бессмертна, это предположение веры, которое, как таковое, должно утверждаться средствами веры, в то время как другие аргументы здесь не подходят. Выражая свою точку зрения, он опирался на теорию «двойной истины», в которой различались истина, доступная разуму, и истина, доступная лишь для веры.