Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет рассмотрение методов анализа и оценки потенциального банкротства организаций.
Для выполнения цели был выделен ряд задач:
1. Рассмотреть понятие банкротства, его признаки, а также общие причины неплатежеспособности организаций;
2. Выделить основные факторы, оказывающие влияние на кризисное состояние организаций;
3. Определить законодательную базу регулирования банкротства;
4. А также рассмотреть количественные и качественные методы оценки вероятности банкротства предприятий по российским и зарубежным методикам и др.
Введение 3
Характеристика банкротства организаций 6
1.1 Классификация факторов, оказывающих влияние на кризисное состояние организации 6
1.2 Понятие несостоятельности (банкротства), признаки банкротства и его нормативно-правовая база 8
1.3 Общие причины неплатежеспособности организаций 11
2. Подходы к диагностике банкротства различными методами (моделями) оценки 16
2.1 Оценка вероятности банкротства с помощью качественных методов анализа 16
2.2 Модели количественной оценки вероятности угрозы банкротства по российским методикам 22
2.3 Модели количественной оценки вероятности угрозы банкротства по зарубежным методикам 27
Заключение 37
Список литературы 39
Сегодня нормативно-правовой базой банкротства предприятий Российской Федерации служат следующие основные документы:
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 № 127-ФЗ, принят ГД ФС РФ 27.09.2002)(с изм. и доп., вступающими в силу 03.12.2011);
2. Гражданский кодекс РФ;
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 29.11.2012);
4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
5. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 848 (ред. от 01.08.2001) «Вопросы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению» и др.
Платежеспособность
Абсолютно платежеспособным является предприятие, у которого капитал полностью собственный, а обязательства отсутствуют (с точки зрения теории). В то же время, предприятие, использующее в основном заемные средства (с точки зрения практики), также может быть полностью платежеспособным, если оно своевременно исполняет свои обязательства. Все зависит от успешности операционной деятельности и своевременного поступления денежных средств.
В связи с тем, что
обязательства перед
Если за определенный календарный период темп роста обязательств организации был выше темпа роста выручки, то она продвигается в направлении возможного начала периода неплатежеспособности. Другими словами, чем меньше выручка, тем скорее ухудшается платежеспособность предприятия.
«Общими причинами неплатежеспособности организации являются факторы, влияющие на снижение или недостаточный рост выручки, и опережающий рост обязательств».3
1. Замедление темпов роста выручки, либо ее абсолютное снижение наблюдается:
Иными словами, причины здесь простые: или не берут продукцию (услуги), или берут, но не платят, или не пускают на рынок.
2. Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях: когда организация:
Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех организаций, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны, особенностей деятельности и рынка. Ситуация усугубляется, когда отсутствует планирование и управление денежными потоками.
Наиболее повторяющимися причинами, вызывающими неплатежеспособность (несостоятельность) отечественных организаций и потом их банкротство, по мнению большинства арбитражных управляющих («гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих»4), являются следующие:
1. Получение кредитов (долгосрочных и краткосрочных) от банка:
2. Неэффективная маркетинговая политика:
3. Неэффективная политика предоставления товарного (коммерческого) кредита:
4. Увеличение издержек производства из-за применения устаревшей технологии, отсутствие ресурсосберегающей технологии, что влияет на конкурентоспособность продукции по ценам и приводит к снижению реализации и выпуска продукции, к росту издержек в себестоимости продукции и в конечном итоге к невозможности расплачиваться по долгам.
5. Неумелое руководство деятельности организации:
Перечисленные
причины, вызывающие
несостоятельность
Задача прогнозирования
банкротства как
Сначала этот вопрос решался
методом проб и ошибок, что приводило
к существенным просчетам. Первые серьезные
попытки разработать
Переход нашей страны к рыночной экономике сделал актуальной оценку финансового состояния хозяйствующих субъектов. В результате в практике финансового анализа появилось большое число методик, как заимствованных за рубежом, так и отечественных5.
К сожалению, все они
в силу отсутствия достаточной формализации
описываемых ситуаций, страдают сильной
зависимостью от субъекта анализа, то
есть от опыта и убеждений аналитика.
Кроме того, они, как правило, многословны
и зачастую дают противоречивое толкование
полученным расчетам. Преодолеть указанные
недостатки непросто. С одной стороны,
особенно остро ощущается потребность
в такой методике, которая давала
бы наиболее близкое к реальности
отражение финансового
Для определения характера несостоятельности предприятия и оценки вероятности угроз банкротства все методики рекомендуется рассматривать как минимум на двух уровнях6:
1. Качественный подход - анализ состояния (оптимальности) отдельных функциональных подсистем управления (маркетинг, кадры, финансы и др.);
2. Количественный подход - диагностика конкретных финансовых параметров и их соотношений (расчет коэффициентов).
На практике для диагностики
вероятности банкротства
1. Анализа ошибочной системы критериев и признаков;
2. Ограниченного круга показателей;
3. Интегральных показателей, рассчитанных с помощью:
• скоринговых моделей;
• многомерного рейтингового анализа;
• мультипликативного дискриминантного анализа
Первый из перечисленных методов реализует качественный подход к
оценке вероятности
Рассмотрим качественные методы анализа оценки вероятности банкротства.
Выявление внутренних причин
несостоятельности служит предметом
качественного анализа
Наиболее часто причинами несостоятельности предприятий, как было сказано выше, являются внутренние факторы. Они могут быть сгруппированы в разрезе функциональных подсистем управления (маркетинг, производство, кадры (в том числе управленческие) и финансы). На практике часто случается, что управляющая команда, не распознав своевременно внутренние сигналы неблагополучия, обвиняет в банкротстве предприятия только внешние факторы.7
Внутренние причины
Таблица 2.18
Внутренние причины
Маркетинг |
Производство |
Кадры (управление) |
Финансы |
Ошибочный прогноз спроса на продукцию |
Неподходящее местоположение |
Неэффективное лидерство |
Неоптимальная структура капитала |
Низкомаргинальный ассортимент продукции |
Несовершенная технология |
Плохие отношения в коллективе |
Плохие инвестиционные решения |
Неправильное позиционирование товара |
Неэкономичный размер предприятия |
Неадекватные человеческие ресурсы |
Отсутствие ответственности за учетную политику |
Нерациональная ценовая |
Неподходящая технология |
Излишек рабочей силы |
Слабый контроль бюджета |
Неадекватное стимулирование сбыта |
Неправильный упор в исследованиях и разработках |
Необязательность персонала |
Неподходящее налоговое планирование |
Дорогостоящая дистрибутивная сеть |
Слабое производство и контроль качества продукции |
Нерациональная структура компенсаций |
Плохое планирование и контроль денежных средств |
Плохое обслуживание покупателей |
Низкое качество обслуживания |
Неадекватная система |
Напряженные отношения с поставщиками капитала |
Неразвитость или |
Неудовлетворительный уровень производственного потенциала |
Нерациональность структуры |
Несовершенство финансового |
Неблагоприятные изменения в портфеле заказов |
Дефицит или избыток капитала относительно планируемых масштабов выпуска |
Диспропорции в квалификации высших руководителей предприятий и подразделений |
Неоптимальная стратегия в сфере формирования источников финансового обеспечения текущей и будущей деятельности |