Характеристика бюджетной системы Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Характеристика бюджетной системы государства.
2.Раасмотреть бюджетный процесс
3. Проанализировать межбюджетные отношения Японии.

Содержание работы

Введение
1. Государственное устройство и структура бюджетной системы Японии
2. Роль бюджета в перераспределении ВВП.
3. Бюджетный процесс и его характеристика
Межбюджетные отношения Японии.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

япония.docx

— 38.05 Кб (Скачать файл)

 

Специальные правительственные фонды.

В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные, кредитно – инвестиционные, перераспределительные, фонды строительства и некоторые другие фонды. Наиболее значимые – фонды социального страхования.

Система социального страхования была создана в Японии в 1945-1946 гг. Доходы фондов социального страхования формируются за счет застрахованных, т.е. рабочих и служащих, а также работодателей и используются для выплаты пенсий, пособий. Ежегодные суммы расходов из фондов ниже сумм, поступающих по взносам. Неиспользованные остатки являются кредитным ресурсом государства.

Гарантирование доходов населения предусматривает возмещение материальных потерь, понесенных индивидами вследствие безработицы, бытовой травмы или болезни, преклонного возраста, инвалидности, потери кормильца, несчастного случая на производстве и т.д. Возмещение это осуществляется прежде всего через различные виды социального страхования, включая страхование занятости, страхование здоровья, пенсионное обеспечение, и с помощью прочих форм компенсаций.

Главная роль в сфере гарантирования доходов принадлежит страхованию занятости и пенсионному обеспечению по старости.

Страхование занятости осуществляется на основе закона, который , обеспечивает безработным минимально необходимый доход из общественных фондов путем выплаты им соответствующих пособий. Закон обязателен для всех отраслей экономики вне зависимости от типа и размера предприятия. Он охватывает практически всех работников (за исключением вновь нанятых). Общий фонд страхования занятости создается за счет ежемесячных страховых взносов работников, предпринимателей, а также средств, выделяемых из государственного бюджета. При этом застрахованные и предприниматели вносят в этот фонд равные доли.

Размер основного пособия по безработице в зависимости от производственного стажа и периода уплаты страховых взносов колеблется от 60 до 80% зарплаты, которую индивид получал до момента потери работы. Для получения такого пособия необходимо соблюдение лишь одного условия: «претендент» должен быть застрахован по крайней мере шесть месяцев в течение года, предшествовавшего безработице. Наряду с основным пособием в ряде случаев могут выплачиваться также дополнительные пособия для нахождения новой работы, для изменения вида занятости и для продолжения работы на прежнем месте.

Что касается периода выплаты пособия по безработице, то он зависит как от возраста безработного, так и от количества лет, в течение которых он уплачивал страховые взносы, и может колебаться от 90 до 300 дней. За это время безработный, как правило, находит себе место.

С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности. Первым шагом в этом направлении явилось введение для всех пенсионных систем единой «базовой пенсии». Она назначается при достижении 65 лет и 25-летнем стаже страхования. Помимо «базовой», выплачивается и «местная» пенсия, размер которой в зависимости от той или иной пенсионной системы превышает «базовую». 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 65 лет. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.

Пенсии по старости подлежат ежегодной автоматической индексации, если рост розничных цен в предыдущем году превысил 5%. Индексация пенсий осуществляется и через каждые пять лет для того, чтобы учесть изменения, которые за эти годы произошли в экономике страны и жизненных стандартах.

Наряду с государством в постоянном совершенствовании пенсионного обеспечения активно участвуют и частные, в первую очередь крупные, компании, подавляющее большинство которых имеют собственные социальные программы укрепления социальной защищенности работников.

Среди всех этих программ первостепенное значение для уходящих на пенсию по старости имеет программа выходных пособий, реализуемая практически всеми компаниями с числом занятых от тридцати человек. Эти пособия выплачиваются без каких-либо предварительных страховых взносов со стороны работников, т.е. предоставляются на безвозмездной основе за счет прибылей предприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких пособий, сводится к тому, что работник должен беспрерывно проработать на данном предприятии не менее двадцати лет. Размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования работника. Средний размер выходных пособий в подавляющем большинстве случаев выражается десятками миллионов иен. Столь внушительные суммы являются важным подспорьем к ежемесячным пенсиям по старости ушедших на отдых работников.3

 

5.Межбюджетные отношения Японии

 

Япония характеризуется значительной самостоятельностью региональных и местных органов власти, опирающихся на широкие налоговые полномочия.

Япония , является страной, активно применяющей схемы финансового выравнивания в отношениях между центром и муниципалитетами. Выравнивающие трансферты в модели Японии определяются как разница между базисными финансовыми потребностями и базисными финансовыми доходами, причем они не связаны с фактическим исполнением территориальных бюджетов. Центральное правительство направляет местным органам  власти необусловленные трансферты. Их объемы рассчитываются на основе оценки финансовых потребностей и финансовых возможностей муниципальных образований. В Японии, в основе расчета выравнивающих трансфертов лежит расчет бюджета стандартной территории. Выделяют основные категории деятельности местных органов власти. Для каждой категории расходов определяются удельные издержки. На основании устанавливаемых удельных издержек определяются финансовые потребности стандартной территории . Затем финансовые потребности стандартной территории корректируются на специальные коэффициентные модификации.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовая система Японии представляет собой уникальный парадокс . С одной стороны, йена служит одним из столпов мировой валютной системы и движителем «глобальной либерализации», последовательно осуществляемой Вашингтоном и Уолл-Стритом после, Второй мировой войны. С другой стороны, она же является целевым инструментом реализации чисто национальных целей Японии по расширению собственной зоны контроля и влияния на мировые финансы и мировую экономику, оставаясь практически закрытой для сильного внешнего влияния структурой. Политико-финансовая элита этой страны сконструировала внешне противоречивую, но чрезвычайно выгодную для себя и эластичную систему, опираясь как на бюрократические и законодательные механизмы госрегулирования, так и на исключительно японские схемы формирования и управления элитными группировками на базе традиционных идеологических ориентаций.

Именно , это и позволяет считать Японию лидером и прародительницей современной так называемой «азиатской» экономической модели, где руководящая роль государства органично сочетается с частной собственностью и рыночной системой, формируя своего рода «нерушимый союз» между высшей бюрократией и крупным капиталом при преобладании государственных интересов, внешней экспансии и патернализме для широких масс населения.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Японии, гл. VII Финансы. (Ст. 83, Ст.84,Ст. 85,Ст. 86,Ст.87)
  2. Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии/ А.И. Динкевич //
  3. Терещенко Ю.В. Современная экономика Японии: общая характеристика и особенности развития: курс лекций/Ю.В. Терещенко; Рос. экон. акад. им. Г.В.
  4. Плеханова.- М.: ТЕИС, 2006.
  5. Журнал «Япония сегодня», №6, 2002, www.japantoday.ru
  6. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е.
  7. Чиркин. – М.: Юристъ, 2002. – 622 с
  8. Статья «Основы конституционного права Японии» // опубликована на сайте http://www.juristy.ru/konspekt/engovlaw/engovlaw6.htm
  9. М. Корнилов, «Япония, Южная Корея, Китай – особенности модернизации // Зарубежный опыт» 2000 г.
  10. Журнал “Япония сегодня”, www.japantoday.ru.
  11. Международный журнал “Проблемы теории и практики управления” № 09 2000 г.
  12. Акио КАВАТО «Ответ Японии на «Глобализацию экономики» ,www.japantoday.ru.
  13. National Tax Agency (JAPAN) http://www.nta.go.jp/ 
  14. Ministry of Finance (Japan) http://www.mof.go.jp/english/

 

 

 

1 Терещенко Ю.В. Современная экономика Японии: общая характеристика и особенности развития: курс лекций/Ю.В. Терещенко; Рос. экон. акад. им. Г.В.

 

2 Статья «Основы конституционного права Японии» // опубликована на сайте http://www.juristy.ru/konspekt/engovlaw/engovlaw6.htm

 

3 Журнал “Япония сегодня”, www.japantoday.ru.

 

4 Статья «Основы конституционного права Японии» // опубликована на сайте http://www.juristy.ru/konspekt/engovlaw/engovlaw6.htm

 


Информация о работе Характеристика бюджетной системы Японии