Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
- с помощью
бюджета происходит
- пропорции
бюджетного перераспределения
- область бюджетного
распределения занимает
Сущность государственного
бюджета как экономической
Так, содержание
распределительной функции
Сфера действия
распределительной функции
Контрольная функция
заключается в том, что бюджет
объективно – через формирование
и использование фонда денежных
средств государства –
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.
Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге – служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
§1.2 Эволюция бюджетной системы России
Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, мёда. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные – виры, дорожные – мыт, пошлина брака – выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за её сбор лица, сама дань принимает форму подати. С 13 века начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».
В 15 веке с образованием Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны били также таможенный, соляной, кабатский и другие сборы.
В 15 веке в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счёт княжеских налогов и местных сборов.
Местные налоги были введены в Русском государстве также в 15 веке. Для содержания царских наместников и волостей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения хозяйственных местных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара) и др. В 1551 году Иван 4 провёл земскую реформу. В этом же году стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.
В 16 веке сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы – чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская. В первой четверти 17 века на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство дорог, мостов). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских и др. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине 16 века винных откупов.
Первый в России бюджет
– смета государственных
В 1679 году в место стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали её между собой по дворам.
После проведения переписи населения в 1722 году подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников государственного дохода. В 1796 году на её долю приходило около 34% всех доходов.
На ряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851 – 1854 года мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы в 1824 году платили кибиточную подать.
Реформы 60-х годов 19 века внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 году подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 году вводится промысловый налог, т.е. сбор с документов на право заниматься торговлею, промыслами. В 1861 году в место винных откупов вводится акциз производства спиртных напитков. В 1875 году в место подушной подати с крестьян введён поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Менялся и аппарат управления государственным и местным бюджетами. С созданием в 1802 года функциональных министерств (министерств внутренних дел, министерств финансов и др.). Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казённые палаты, на уездном – казначейства.
Казённые палаты раскладывали на население налоги, вели учёт поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий осуществляемых на местах. С 1817 года они ведали казёнными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью земских палат и казначейств наблюдали губернаторы.
В 1864 году вышло «Положение о губернских т уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления – земства. Представительным органом земств были земские и уездные собрания. Членам этих органов были гласные, избираемые по трём куриям. Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчёт о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездные – губернаторами.
Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и т.д.
Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счёт существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны и т.д. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами. Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким – либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов. Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного самоуправления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счёт так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежавших сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджеты формировались за счёт доходов от городских предприятий, сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей и др.
Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в Росси до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
Бюджетная система
– это совокупность бюджетов государства,
административно-
Рисунок 1 – Бюджетная система РФ
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
II. Характеристика доходов и расходов государственного бюджета
§2.1 Доходы государственного бюджета
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ. В доходы федерального бюджета зачисляются:
• собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулируемых доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
• собственные неналоговые доходы;
• остаток средств на конец предыдущего года;
• доходы от бюджетных фондов;
• прочие доходы.
К налоговым доходам относятся:
• предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;
• налоговые пошлины, таможенные сборы;
Информация о работе Характеристика доходов и расходов государственного бюджета