Характеристика доходов и расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;

Файлы: 1 файл

Курсовая 2003.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

• государственная пошлина.

К неналоговым  доходам относятся:

• доход от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

• доходы от продажи имущества, находящихся в государственной федеральной собственности;

• доходы от уплаты услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;

• иные неналоговые доходы.

Федеральные налоги, средства от которых поступают в  федеральный бюджет, устанавливаются  федеральным законом. Федеральный  закон устанавливает пропорции распределения налоговых поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. Такое распределение устанавливается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее 3 лет.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчётам из бюджетов РФ. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В состав и структуру  доходов федерального бюджета на 2005 год приведена в приложении а.

Таким образом, доходная часть федерального бюджета РФ слагается, главным образом, из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

Налоги и  сборы представляют собой часть  национального дохода, мобилизуемого в определённой доли в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Структура доходов федерального бюджета в 2012 году приведена в Таблице 1.

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета в 2012 году

 

Виды доходов

Федеральный бюджет, млрд. руб.

Удельный  вес дохода во всех доходах федерального бюджета, %

Всего доходов

11406,8

100

Доходы от внешнеэкономической деятельности

4471,1

39,2

Налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2242,0

19,7

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

1961,2

17,2

Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации

1554,5

13,6

Налоги на прибыль, доходы

342,6

3

Прочие

835,4

7,3


 

Основная часть доходов федерального бюджета  формируется за счет налоговых доходов. При этом большую часть налоговых доходов составляют косвенные налоги. Это свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

§2.2 Расходы государственного бюджета

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направленные из федерального бюджета  на финансовое обеспечение задач  и функций государства.

Практически расходы  федерального бюджета – это денежные средства, направленные из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению – на затраты содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально – культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы  и капитальные расходы.

Капитальные расходы  бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и  инвестиционную деятельность. Сюда включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы  бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающее текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

1) обеспечение  деятельности Президента Российской  Федерации, Федерального Собрания РФ, Счётной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование  федеральной судебной системы;

3) осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах;

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;

5) фундаментальные  исследования и содействие научно  – техническому прогрессу;

6) государственная  поддержка железнодорожного, воздушного  и морского транспорта;

7) государственная  поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий;

9) исследование  и использование космического  пространства;

10) содержание  учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование  федеральной собственности;

12) обслуживание  и погашение государственного  долга РФ;

13) пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

14) проведение  выборов и референдумов РФ;

15) федеральная  инвестиционная программа;

16) прочие расходы.

Кроме того, в  соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов  Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):

1) государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) научно – исследовательские, опытно – конструкторские работы, обеспечивающий научно – технический прогресс;

4) обеспечение социальной защиты населения;

5) обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

6) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

7) развитие рыночной инфраструктуры;

8) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

9) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

10) обеспечение деятельности СМИ;

11) финансовая помощь другим бюджетам;

12) прочие расходы.

Состав и  структура расходов федерального бюджета  РФ на 2005 представлена в приложении б.

Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета является финансирование за счёт этого бюджета общегосударственных расходов.

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение  эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всём многообразии бюджетных расходов они служат одной цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета РФ тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиям, объединениям, организациям и проведение предусмотренных по плану мероприятиям. В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставление средств в соответствии со сметным порядком осуществление их расходов. Структура расходов федерального бюджета в 2012 году приведена в Таблице 2.

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета в 2012 году

 

Виды расходов

Федеральный бюджет, млрд. руб.

Удельный  вес расхода во всех расходах федерального бюджета, %

Всего расходов

10615,5

100

Социальная  политика

3538,1

33,3

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

1470,7

13,9

Национальная  оборона

1460,8

13,8

Национальная  экономика

1349,6

12,7

Общегосударственные вопросы

665,6

6,3

Прочие

2130,7

20,1


 

33,3 % расходов  федерального бюджета служит  на осуществление социальной  политики государства, что говорит  о социальной ориентации экономики. Важнейшей задачей социальной политики является задача максимально возможного поддержания уровня жизни населения.

Также важнейшими направлениями бюджетного расходования являются национальная безопасность и национальная оборона.

12,7 % федерального  бюджета расходуются на поддержание  стабильности национальной экономики.

III. Бюджетная политика РФ и направления её совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной  политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

• уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

• уровень выполнения бюджетных обязательств;

• величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

• уровень монетизации бюджетного дефицита;

• величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

• динамику валового внутреннего продукта;

• уровень безработицы;

• степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям  можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

Информация о работе Характеристика доходов и расходов государственного бюджета