Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
• государственная пошлина.
К неналоговым доходам относятся:
• доход от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
• доходы от продажи имущества, находящихся в государственной федеральной собственности;
• доходы от уплаты услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;
• иные неналоговые доходы.
Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным законом. Федеральный закон устанавливает пропорции распределения налоговых поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. Такое распределение устанавливается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее 3 лет.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчётам из бюджетов РФ. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В состав и структуру доходов федерального бюджета на 2005 год приведена в приложении а.
Таким образом, доходная часть федерального бюджета РФ слагается, главным образом, из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определённой доли в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Структура доходов федерального бюджета в 2012 году приведена в Таблице 1.
Таблица 1
Структура доходов федерального бюджета в 2012 году
Виды доходов |
Федеральный бюджет, млрд. руб. |
Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, % |
Всего доходов |
11406,8 |
100 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4471,1 |
39,2 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2242,0 |
19,7 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации |
1961,2 |
17,2 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации |
1554,5 |
13,6 |
Налоги на прибыль, доходы |
342,6 |
3 |
Прочие |
835,4 |
7,3 |
Основная часть доходов федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов. При этом большую часть налоговых доходов составляют косвенные налоги. Это свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
§2.2 Расходы государственного бюджета
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направленные из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направленные из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению – на затраты содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально – культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающее текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) обеспечение
деятельности Президента
2) функционирование федеральной судебной системы;
3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
5) фундаментальные
исследования и содействие
6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7) государственная поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация
последствий чрезвычайных
9) исследование и использование космического пространства;
10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
11) формирование федеральной собственности;
12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;
13) пополнение
государственных запасов
14) проведение выборов и референдумов РФ;
15) федеральная инвестиционная программа;
16) прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):
1) государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2) обеспечение правоохранительной деятельности;
3) научно – исследовательские, опытно – конструкторские работы, обеспечивающий научно – технический прогресс;
4) обеспечение социальной защиты населения;
5) обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
6) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
7) развитие рыночной инфраструктуры;
8) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
9) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
10) обеспечение деятельности СМИ;
11) финансовая помощь другим бюджетам;
12) прочие расходы.
Состав и структура расходов федерального бюджета РФ на 2005 представлена в приложении б.
Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета является финансирование за счёт этого бюджета общегосударственных расходов.
Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всём многообразии бюджетных расходов они служат одной цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета РФ тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиям, объединениям, организациям и проведение предусмотренных по плану мероприятиям. В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставление средств в соответствии со сметным порядком осуществление их расходов. Структура расходов федерального бюджета в 2012 году приведена в Таблице 2.
Таблица 2
Структура расходов федерального бюджета в 2012 году
Виды расходов |
Федеральный бюджет, млрд. руб. |
Удельный вес расхода во всех расходах федерального бюджета, % |
Всего расходов |
10615,5 |
100 |
Социальная политика |
3538,1 |
33,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1470,7 |
13,9 |
Национальная оборона |
1460,8 |
13,8 |
Национальная экономика |
1349,6 |
12,7 |
Общегосударственные вопросы |
665,6 |
6,3 |
Прочие |
2130,7 |
20,1 |
33,3 % расходов
федерального бюджета служит
на осуществление социальной
политики государства, что
Также важнейшими направлениями бюджетного расходования являются национальная безопасность и национальная оборона.
12,7 % федерального
бюджета расходуются на
III. Бюджетная политика РФ и направления её совершенствования
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее
важными направлениями
В качестве критериев
эффективности бюджетной
• уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
• уровень выполнения бюджетных обязательств;
• величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
• уровень монетизации бюджетного дефицита;
• величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
• динамику валового внутреннего продукта;
• уровень безработицы;
• степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:
Информация о работе Характеристика доходов и расходов государственного бюджета