Индустриальная политика Южной Кореи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:38, реферат

Описание работы

На фоне глобализации мировой экономики сегодня экономика Казахстана сталкивается с целым рядом проблем, к основным из которых относятся:
однобокая сырьевая направленность, слабая интеграция в мировую экономику, слабая межотраслевая и межрегиональная интеграция внутри страны, незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), несоответствие существующего менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к провозглашаемой «сервисно- технологической» экономике.

Файлы: 1 файл

ИИП Юж Кореи.docx

— 26.79 Кб (Скачать файл)

Подготовил: Есполов Е. А.

ГМУ – 1 курс

Эссе  на тему:

Особенности индустриально-инновационной  политики

Южной Кореи 

     На  фоне глобализации мировой экономики  сегодня экономика Казахстана сталкивается с целым рядом проблем,  к основным из которых относятся:

     однобокая сырьевая направленность, слабая интеграция в мировую экономику, слабая межотраслевая и межрегиональная интеграция внутри страны, незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий,  отсутствие действенной связи науки с производством,  низкие расходы на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы  (НИОКР), несоответствие существующего менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к провозглашаемой «сервисно- технологической» экономике.

     В данном эссе я хочу раскрыть характерные черты индустриальной политики Южной Кореи как необходимый опыт для современного Казахстана.

     Во  второй половине XX в. Южная Корея едва ли не в наибольшей мере стала олицетворением динамичного социально-экономического развития НИС Азии. Благодаря этому ей удалось буквально на глазах одного поколения совершить переход от отсталости к прогрессу.

     В послевоенные годы в структуре ВВП Южной Кореи на сельское хозяйство приходилось 68 %, тогда как на промышленность только 15 %. ВВП из расчета на душу населения не достигал и 100 долл. Подавляющее большинство населения было неграмотно. Естественный прирост его составлял 3 % в год. Безработица и неполная занятость были постоянным явлением. Торговый баланс сводился с дефицитом.

     Развитие  Южной Кореи после Корейской  войны включает в себя несколько  последовательных этапов. На первом этапе, еще во второй половине 1950-х гг., прежде чем приступить к более радикальным  преобразованиям, в стране были осуществлены важные подготовительные мероприятия. К ним следует отнести аграрную реформу, которая передала землю  в частную собственность тем, кто ее обрабатывает. А также ликвидацию неграмотности. При этом были использованы национальные традиции: согласно учению Конфуция, корейцы всегда с большим  уважением относились к знаниям  и боготворили учителя. Уже к  началу 1960-х гг. каждый кореец мог  писать, читать и считать. Меньше успехов  было в экономике. На этом этапе в ней преобладала импортозамещающая модель развития, ориентированная на обеспечение внутреннего рынка. Но в целом она себя не оправдала. Внутренний рынок оказался слишком узким. К тому же для развития собственного производства приходилось увеличивать ввоз оборудования, которое страна не производила. В результате импорт стал намного превышать экспорт, что тоже было невыгодно. Стране пришлось бы еще труднее, если бы не очень большая помощь, полученная тогда от США, которые всегда стремились противопоставить Южную Корею социалистической Северной Корее.

     На  втором этапе, в 1960-х гг., Южная Корея стала осуществлять политику индустриализации, причем по классической схеме, т. е. начиная ее с легкой промышленности. При этом акцент был сделан на традиционные для страны отрасли – текстильную (хлопчатобумажные ткани, трикотаж), обувную, а также деревообрабатывающую. Развивались и не менее традиционные отрасли пищевой промышленности – мукомольная, сахарная. Ориентация на эти трудоемкие производства преследовала также цель как-то занять имевшуюся в избытке дешевую рабочую силу, к тому же все время пополнявшуюся благодаря высокому естественному приросту населения.

     Но  главное новшество заключалось  даже не в этом, а в переходе от импортозамещающей к экспортоориентированной модели развития экономики, что во многом было связано со все еще низкой покупательной способностью населения и недостатком валютных средств. Уже к концу 1960-х гг. экспорт товаров увеличился в несколько раз, хотя сальдо торгового баланса страны оставалось еще отрицательным.

     На  третьем этапе, который охватил в основном 1970-е гг., Южная Корея перешла к следующей стадии индустриализации, предусматривавшей первоочередное развитие тяжелой промышленности, в первую очередь металлургической, машиностроительной, химической. За короткое время была создана крупная черная металлургия, позволившая значительно увеличить производство чугуна, стали и проката. По размерам выплавки стали страна вышла на второе место в Азии после Японии, причем с самого начала эта отрасль была ориентирована на наиболее прогрессивные технологии (электросталеплавильные печи, кислородные конвертеры). Были построены крупные металлургические комбинаты в Пхохане и Кваньяне. Возросло также производство в цветной металлургии (медь, цинк, свинец, алюминий). На основе металлургии стали создавать и собственное машиностроение. В этой отрасли на первый план выдвинулись станкостроение, обслуживавшее потребности индустриализации и связанное таким образом с расширением внутреннего рынка, и судостроение, ориентированное в основном на экспорт. За 1980-е гг. тоннаж спускаемых на воду судов вырос более чем в пять раз. Было освоено производство супертанкеров, а затем и балкеров, контейнеровозов, танкеров-метановозов. Получила развитие также бытовая электроника. Стали ускоренно развиваться основная химия (минеральные удобрения) и нефтехимия (пластмассы, химические волокна). Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря созданию атомной энергетики; первая АЭС вступила в строй в 1978 г. Переход к преимущественному развитию тяжелой промышленности не означал отказа от ее экспортной ориентации. Напротив, в некоторых отраслях экспортность даже увеличилась. Например, в конце 1980-х гг. 9/10 всех спускаемых на воду морских судов предназначались для продажи за рубеж.

     В товарной структуре экспорта Южной  Кореи продукция тяжелой промышленности уже почти догнала изделия  легкой: на первом месте был еще  текстиль, но далее следовали металлы, электроника, транспортные средства. Это  означало сокращение доли трудоемких и увеличение доли капиталоемких  отраслей. А сальдо торгового баланса  стало уже положительным. К этому  можно добавить, что главными покупателями корейских товаров оказались  США, Япония, страны Западной Европы. В  корейском же импорте первое место  занимала Япония. Одновременно возросла зависимость страны от импорта нефти  из стран Ближнего Востока.

     На  четвертом этапе, в 1980-егг., индустриализация продолжалась. При этом особенно много внимания уделяли атомной энергетике, автомобилестроению, судостроению (которое по уровню развития прочно заняло второе место в мире после японского). Но все же главное направление экономической политики состояло уже не в этом, а в переходе к еще более высокой стадии индустриализации, связанной с преимущественным развитием более наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

     Такая модификация южнокорейской экономической  модели в свою очередь стимулировала  инвестиции в сферу НИОКР, которые  достигли 2 % ВВП, что соответствовало  уровню многих ведущих западных стран. Одновременно всячески поощрялся импорт передовых иностранных технологий, который начали осуществлять еще  в самом начале индустриализации. Были созданы производственные и  технологические парки, где разрабатывались  новейшие технологии. Наиболее яркий  пример такого рода являет собой электронная  промышленность.

     Сначала было освоено производство ламповых приемников, транзисторов, диодов, черно-белых  телевизоров, затем – магнитофонов, цветных телевизоров, компьютеров, микросхем, далее – видеомагнитофонов, лазерных видеопроигрывателей, микроволновых  печей и, наконец, персональных ЭВМ. По общему объему производства и экспорта электронной продукции Республика Корея к началу 1990-х гг. вышла на шестое место в мире. В 1992 г. в стране было произведено 2,5 млн черно-белых и 15,5 млн цветных телевизоров, 10 млн видеомагнитофонов и 2,6 млн персональных ЭВМ. А по экспорту цветных телевизоров и видеомагнитофонов она уступала только Японии.

     Соответствующие изменения произошли и во внешней  торговле страны. К 1990 г. доля Южной  Кореи в мировом экспорте увеличилась  до 2 %. В товарной структуре экспорта продукция тяжелой промышленности уже более чем вдвое превосходила долю изделий легкой. Южная Корея  вошла в число мировых лидеров  или вплотную приблизилась к ним  по экспорту морских судов, стали, автомобилей, бытовой электроники и некоторых  других товаров.

     Врастанию ее в международное географическое разделение труда способствовала и  проведенная в 1980-х гг. либерализация  внешней торговли.

     Главные торговые партнеры Южной Кореи –  Япония, США и Китай (с Сянганом).

     На  пятом этапе, в 1990-е гг., Южная Корея окончательно сформировалась как экономически развитое индустриальное государство с ощутимыми элементами постиндустриального развития.

     Одновременно  в экономике страны продолжались важные структурные сдвиги. Было начато осуществление 15-летнего плана, определившего  научно-техническую политику государства. Согласно этому плану приоритет  все более стали отдавать микроэлектронике, тонкой химии, информатике, автоматизации, а также работам в области  материаловедения, биотехнологии, менеджмента.

     При этом был ускорен переход от производства бытовой к выпуску промышленной электроники, в особенности телекоммуникационного  оборудования, копировальных аппаратов, факсов, других современных средств связи, промышленных роботов. Реализация большой программы развития атомной энергетики привела к тому, что к концу 1990-х гг. в стране действовали уже 12 атомных реакторов, а до 2006 г. должны быть введены в эксплуатацию еще 9.

     Очень важное изменение наметилось и в  макроструктуре хозяйства. Оно заключается  в том, что непроизводственная сфера  ныне развивается в Южной Корее  быстрее, чем производственная. В  результате доля ее в создании ВВП  уже превысила 1/2.

     В 1993 г. в экономический лексикон Южной  Кореи вошло понятие «новая экономика», означавшее в первую очередь начало крупных социально-экономических  преобразований. Дело в том, что в  хозяйственном механизме страны роль государства всегда была очень  велика, и это привело к возникновению  крупного государственного сектора. Государство  осуществляло также централизованное планирование экономики: с 1962 по 1996 г. было реализовано семь пятилетних планов. Правительство же стимулировало  создание крупных финансово-промышленных групп – так называемых «чеболей», которые представляют собой огромные производственные конгломераты. Примерами их могут служить всемирно известные «Самсунг», «Хёндэ» или сталеплавильная компания ПОСКО, которая в 1999 г. заняла первое место в мире по выплавке стали (26,5 млн т), опередив японскую «Ниппон Стил». Но с 1993 г. акцент стали делать на развитие частного сектора, мелкого и среднего бизнеса, еще большую либерализацию внешней торговли.

     Выше  уже говорилось об очень большом  ущербе, который нанес южнокорейской  экономике валютно-финансовый кризис 1997–1998 гг., фактически переросший в  общий экономический кризис. Выпуск промышленной продукции сократился, использование производственных мощностей  уменьшилось. Трудности усугубились  и из-за снижения спроса за рубежом  на продукцию экспортных наукоемких отраслей южнокорейской промышленности – электронной техники и средств  информатики, на которые приходится почти 1/3 экспорта страны. Международный  долг Республики Корея достиг почти 140 млрд долл. Дефицит платежного баланса резко вырос.

     Словом, это был такой экономический  крах, что президенту Южной Кореи (редчайший случай!) пришлось просить  прощения у всей нации. Для выхода из кризиса правительство приняло  систему мер, в том числе и  в отношении «чеболей». Был провозглашен курс на дальнейшее уменьшение государственного вмешательства в экономику. Не оставил Южную Корею в беде и Международный валютный фонд, которой предоставил ей кредит в размере 57 млрд. долл. – самый крупный за всю историю существования МВФ.

     Это помогло стране преодолеть кризис, а в начале XXI в. постепенно восстановить свои позиции в мировой экономике. Уже говорилось о том, что по объему ВВП современная Южная Корея занимает 14-е место в мире.

     Таким образом, Южная Корея, прежде находившаяся на обочине промышленного прогресса, в 60-70 годы вошла в группу, получившую название "Новые индустриальные страны". Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. И Южная Корея занимает среди них, пожалуй, ведущее место. В течение трех десятков лет страна устойчиво демонстрировала высокие темпы роста валового национального продукта и в итоге превратилась из традиционно сельскохозяйственной в развитую индустриальную державу, одно из ведущих торговых государств мира.

     На  стремительный рост экономики Южной  Кореи оказывали и оказывают  влияние самые различные факторы, объективные и субъективные. Среди  них ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром  стратегия развития; сильное и  эффективное руководство, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; привлечение иностранных  капиталовложений - как финансовых, так и технологических.

     Но  главным фактором стала глубоко  продуманная индустриальная политика, которую государство не отдало полностью  рынку, а взяло на себя планирование, поддержку и контроль. При этом на вооружение были взяты многие принципы, которые ранее с успехом применялись  в Японии. Основными инструментами  реализации индустриальной политики в  Южной Корее являлись финансовые субсидии, налоговые льготы, разрешения импортировать определенные товары, различного рода монопольные права - все это способствовало росту  экспорта. Применялось экономическое  планирование, носящее рекомендательный (индикативный) характер.

Информация о работе Индустриальная политика Южной Кореи