Инфляция - как многофакторный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Инфляция - как многофакторный процесс
1.1. Причины инфляции
1.2. Основные виды инфляции
1.3. Инфляция спроса и предложения
Глава 2. Экономические последствия инфляции
2.1. Государственная система антиинфляционных мер
2.2. Инфляция в Кырзызстане
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

инфляция.doc

— 45.46 Кб (Скачать файл)

 

Инфляция спроса и издержек

 

Выше  говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:

-- монополизм  государства (на эмиссию бумажных  денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расх связанных с функциями современного государства);

-- монополизм  профсоюзов, задающих размер и  продолжительность того или ин уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3-  5 лет или иной срок;

-- монополизм  крупнейших фирм на определение  цен и собственных издержек.

Все три  отмеченные монополии взаимосвязаны  и каждая по-своему может влиять на    динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.

Рассмотрим  более подробно инфляцию спроса. В  результате инфляции спроса  возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены.   Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой    ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. В Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

·      Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданский отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения.

·      Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга.

·      Кредитная экспансия банков.

·      Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх

потребностей  товарооборота при покупке иностранной валюты странами с платежным балансом.

·      Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынкапостоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  ИНФЛЯЦИИ

 

Вначале кратко перечислим основные последствия  инфляции:

-- перераспределение  доходов и богатства;

-- отставание  цен государственных предприятий  от рыночных;

-- скрытая  государственная конфискация денежных  средств через налоги;

-- ускоренная  материализация денежных средств;

-- нестабильность  экономической информации;

-- падение  реального процента;

-- обратная  пропорциональность темпа инфляции  и уровня безработицы.

Рассмотрим  каждое из последствий более подробно. Первое из них--перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А   взял ссуду у господина Б на 5 месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила   рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально - только 50%. Обиднее всего то, что  полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу  непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент      нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине--непредсказуемость инфляции. Например, в США бум индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов.

Понятно, что чем неожиданнее, быстрее а несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и вырастут меньше по сравнению с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.

Второе  последствие инфляции -- отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен. Практический совет предприятиям--вычленять из структуры мелкие и средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.

Третье  последствие несбалансированной, пусть  даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в ЗО-х годах XX века. Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу

несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система этого не может гибко учесть 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может  бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через  индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов. Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходовосуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-это 90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае

резких, неожиданных скачков цен, все  надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от  фактического роста цен неизбежно.  Политика доходов -- одно из направлений адаптационной антиинфляционной  борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп--вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.

Безработица в Кыргызской Республике.

В целях  выбора наиболее эффективных форм и методов борьбы с безработицей  республике необходимо учитывать ее основные типы. Трудности в определении основных типов безработицы ( фрикционной, структурной и циклической), присущих странам с развитыми рыночными отношениями, вызваны тем, что официальные статистические данные не дают полного представления о присутствии  или о подлинных масштабах этих форм безработицы. Но все же используя имеющуюся статистику, можно сказать, что факт циклической безработицы имел место в 1993 году, когда в республике наблюдался наибольший спад  в экономическом цикле, в связи с начавшейся структурной перестройкой экономики.

Этому моменту соответствовал еще не высокий  уровень безработицы (0,3%), т.к. основная масса потенциальных безработных находились в неоплачиваемых отпусках, или раборали не полный рабочий день и неделю (на уровне 100-110 тыс чел). В связи со структурной перестройкой экономики республики резервы рабочей силы, децентрализованные по предриятиям в виде структурных излишков илисверхзанятости, постепенно трансформировались в открытую безработицу. Поэтому численность безработных и уровень безработицы стали увеличиватся и достигли к концу 1996 года соответственно 77,2 тыс чел и 4,5%. Т.о. в настоящее время имеет место факт структурной безработицы, уровень которой, будет увеличиваться, т к в течении отчетного года в форме скрытой безработицы пребывало 60-70 тыс.чел.

Что касается фрикционной безработицы, которая  присутствует наряду со

структурной, то она обусловлена, во-первых, невостребованностью специалистов, окончивших ВУЗы, а также выпускников общеобразовательных школ (около 15%); во-вторых, сезонным характером работ, свойственным сельскохозяйственной отрасли; в-третьих, различными причинами (по предворительным данным 30%). На снижение общего уровня безработицы в республике в 1996 году определенное влияние оказало предложение СЗ о досрочном оформлении пенсий. Такой  возможностью воспользовались 2,2 тыс безработных, что составило 1,3% общего    числа безработных, или 4,5% снятых с учета. В условиях обострения проблем занятости и появления долговременной безработицы все более возрастает потребность в оказании гражданам, ищущим работу, профориентационных услуг.

Профессиональное  обечение в 1996 году прошли свыше 7 тыс чел, что в 8,7 раза больше, чем в 1992 году. Из них трудоустроены более половины. При решении проблем на рынке труда республики важно не допустить, чтобы безработица стала массовой и хронической, чтобы не произошло резкого падения реальных доходов незанятых трудоспособных граждан, не наступила их деквалификация и деградация вследствие длительной безработицы.

 

 

Заключение

1.  В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2.  По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могу рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением,  производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

3.  К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

4.  В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

5.  Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночн инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Информация о работе Инфляция - как многофакторный процесс