Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:00, контрольная работа
Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.
1. Введение
2. Инфляция как многофакторный процесс
3. Причины инфляции
4. Измерение инфляции
5. Основные виды инфляции
6. Инфляция спроса и предложения
7. Экономические последствия инфляции
8. Государственная система антиинфляционных мер
9. Выводы
10. Литература
Инфляция.
Оглавление:
1. Введение
2. Инфляция как многофакторный
процесс
3. Причины инфляции
4. Измерение инфляции
5. Основные виды инфляции
6. Инфляция спроса и предложения
7. Экономические последствия
инфляции
8. Государственная система
антиинфляционных мер
9. Выводы
10. Литература
Введение
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 1853 гг.); США в период войны за независимость 1775 1783 гг. и гражданской войны 1861 1865 гг. Англии во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции в период Французской революции 1789 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.
Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.
Современной инфляции присущ
ряд отличительных
Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.
Инфляция как многофакторный процесс
Инфляция это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Напомним, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливносырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Причины инфляции
Объяснения причин дисбаланса различны. Одни экономисты (Дж. М. Кейнс и его последователи) объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости, т. е. со стороны спроса. Другие неоклассики искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т. е. со стороны предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т. е. объяснять инфляцию как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением гос. цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.
Резкое обострение
дефицита госбюджета в нашей
стране произошло во второй
половине 80х гг. С 1985 г. по 1989 г.
разрыв между доходной и
Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точкой зрения, Л. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.
* Внешние причины
Причины возникновения инфляции
могут быть как внутренние, так
и внешние. К внешним причинам
относятся, в частности, сокращение
поступлений от внешней торговли,
отрицательное сальдо внешнеторгового
и платежного балансов. Инфляционный
процесс у нас усиливало
* Внутренние причины
Рассмотрим их на примере России.
Вопервых, как правило, одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.
Вовторых, неспособность
преодолеть инфляцию порождается недостатками
хозяйственного механизма. В условиях
централизованной экономики практически
отсутствовала обратная связь, не было
эффективных экономических
Измерение инфляции
Одно из главных больных мест инфляции это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г. 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:
темп инфляции = 118,З 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Существует несколько индексов цен.
индекс потребительских
ценпервый из них. Он измеряет стоимость
«корзины» потребительских
индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
индекс стоимости жизни показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
Выделяют и другие, менее известные индексы цен:
индекс оптовых цен производителя;
дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.
В качестве косвенного показателя
уровня инфляции используются данные
об отношении товарных запасов к
сумме денежных вкладов населения
(сокращение запасов и рост вкладов
свидетельствуют о повышении
степени инфляционного
Основные виды инфляции
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
Ползучая (умеренная)
инфляция, для которой характерны
относительно невысокие темпы
роста цен, примерно до 10% или
несколько больше процентов в
год. Такого рода инфляция
Галопирующая инфляция
(рост цен на 20—2000% в год). Такие
высокие темпы в 80х гг. наблюдались,
к примеру, во многих странах
Латинской Америки, некоторых
странах Южной Азии. По подсчетам
Центрального банка России, индекс
потребительских цен в нашей
стране в 1992 г. поднялся до 2200%.
Потребительские цены
3.Гиперинфляция цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%й рост цен в месяц).
Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.
Недавний рекорд принадлежит
Никарагуа: за период гражданской войны
среднегодовой прирост цен
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный бизнес в
условиях гиперинфляции почти
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированнойцены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция
не страшна для бизнеса. Приходится
лишь периодически повышать цены товаров:
сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно
увеличиваете цену своей конечной продукции.
Риск потери доходности присущ только
тем предпринимателям, которые стоят
последними в цепочке повышения
цен. Это, как правило, производители
сложной продукции, основанной на интенсивных
внешних кооперационных связях. Цена
на их продукцию отражает всю сумму
повышения цен внешней