Инфраструктура финансового рынка и его основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 06:34, реферат

Описание работы

Инфраструктура финансового рынка: сущность, структура.
Рынок ценных бумаг в Казахстане: классификация биржевых сделок и профессиональные участники.
Инфраструктура рынка ценных бумаг в РК.

Файлы: 1 файл

СЕМ5 инфра фин рынка.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

2) регистрацию и учет документов, переданных клиентам;

3) обеспечение сохранности электронной  базы данных, используемой при  осуществлении трансфер-агентской деятельности;

4) поддержание работоспособности  электронных систем, используемых  при осуществлении трансфер-агентской деятельности;

 

3) Механизм функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг Республики Казахстан

Инфраструктура рынка ценных бумаг (далее РЦБ) – это сегмент сферы  услуг, представляемых  финансовыми  институтами, основным функциональным назначением которых является обеспечение  правил, порядка и технологии исполнения сделок на рынке ценных бумаг на основе минимизации трансакционных издержек и инвестиционных рисков в целях бесперебойного обеспечения процессов размещения ценных бумаг и их обращения на рынке.

Механизм функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг  – это механизм реализации экономических  интересов  участников рынка субъектами инфраструктуры, который находит  свое выражение в организации  процессов движения финансовых инструментов, экономическом эффекте от деятельности профессиональных участников  на рынке  ценных бумаг на основе взаимосвязанных  и согласованных действий.

Инфраструктура РЦБ Республики Казахстан на сегодняшний день считается  сформировавшейся и состоит  из следующих  обеспечивающих элементов (рисунок 1):

- регулятивной инфраструктуры, механизм функционирования которой заключается в формировании органами государственного регулирования нормативной базы,  определяющей  деятельность  субъектов  инфраструктуры в выработке требований к участникам финансового рынка, установлении операционных и учетных стандартов, в создании системы информации о состоянии РЦБ и обеспечения ее прозрачности для инвесторов с целью поддержания фондового рынка в сбалансированном состоянии, защиты прав инвесторов,  создания благоприятных условий привлечения капиталов для эмитентов, а также с целью охраны интересов субъектов инфраструктуры рынка, выступающих посредниками в процессе превращения сбережений в инвестиционные инструменты;

 


 

 

 

 


 

 




 

 

 

- институциональной инфраструктуры, механизм функционирования которой заключается в обеспечении взаимосвязанного и согласованного функционального действия ее субъектов, призванных совершать гражданско-правовые сделки с ценными бумагами (брокеры-дилеры), ведение и хранение реестров

держателей ценных бумаг (регистраторы), призванных обеспечить сохранность  и учет портфеля ценных бумаг и  предназначенных к сделке денежных средств клиентов (кастодианы), реализацию отдельных правомочий собственников портфелей ценных бумаг (управляющие портфелем ценных бумаг), управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов  (НПФ и организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА);

- технической инфраструктуры, механизм которой заключается в обеспечении взаимосвязанного и согласованного технологического действия таких ее субъектов, как фондовая биржа, Центральный депозитарий, брокеры-дилеры с правом ведения счетов, банки-кастодианы, регистраторы. Все они призваны обеспечить механизм заключения сделки с ценными бумагами, механизм взаиморасчетов по денежным средствам и ценным бумагам, а также механизм учета прав по ценным бумагам и их  хранения с надлежащим уровнем гарантий, оперативности и надежности;

- информационно-образовательной инфраструктуры, механизм функционирования которой заключается во взаимодействии сети специализированных  агентств и аналитических центров, осуществляющих анализ и проведение информационных потоков с целью обеспечения информационной прозрачности рынка ценных бумаг, с сетью специализированных учебных центров, призванных осуществлять подготовку квалифицированных кадров рынка ценных бумаг, с целью создания условий для эффективной реализации инвестиционных процессов на рынке ценных бумаг на основе минимизации трансакционных издержек и инвестиционных рисков.

 

 

 

 

 

Глава 9. Порядок осуществления  деятельности на рынке ценных бумаг

Статья 45. Инфраструктура рынка ценных бумаг

1. На рынке ценных бумаг осуществляются  следующие виды деятельности, подлежащие  лицензированию уполномоченным  органом: 

1) брокерская;

1-1) дилерская;

2) ведение системы реестров держателей  ценных бумаг; 

3) управление инвестиционным портфелем; 

4) инвестиционное управление пенсионными  активами;

5) кастодиальная;

6) трансфер-агентская;

8) организация торговли с ценными  бумагами и иными финансовыми  инструментами. 

2. Деятельность, указанная в подпунктах 1) - 8) пункта 1 настоящей статьи, а  также депозитарная деятельность  являются профессиональной деятельностью  на рынке ценных бумаг. 

3. Организации, осуществляющие  один и тот же вид или  совмещающиеся между собой виды  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг, в  целях координации своей деятельности  создают саморегулируемую организацию.

4. Порядок осуществления деятельности  на рынке ценных бумаг, подлежащей  лицензированию, устанавливается настоящим  Законом, нормативными правовыми  актами уполномоченного органа, внутренними документами саморегулируемых организаций и лицензиатов.

Условия и порядок совмещения видов  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг устанавливаются нормативным  правовым актом уполномоченного  органа.

4-1. Лицензиат вправе осуществлять  деятельность на рынке ценных  бумаг только при наличии внутренних  документов, устанавливающих: 

условия и порядок осуществления  деятельности на рынке ценных бумаг;

общие условия проведения операций;

права и обязанности лицензиата и его клиента, их ответственность;

Внутренние документы, предусмотренные  настоящим пунктом, должны быть утверждены советом директоров лицензиата.

5. Деньги и ценные бумаги клиентов (депонентов) учитываются лицензиатами  и центральным депозитарием отдельно  от собственных активов и не  включаются в ликвидационную  массу в случае их банкротства  или добровольной ликвидации.

6. Условия и порядок уплаты  клиентом вознаграждения лицензиату  за оказание услуг на рынке  ценных бумаг устанавливаются  внутренними документами лицензиата  и (или) договором, заключенным  лицензиатом с его клиентом.

 

Понятие инфраструктуры.

Особую роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке  для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических  средствах, институтах (организациях), нормах и правилах. Функциональная, техническая и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование РЦБ.

Развитие инфраструктуры идет параллельно  с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится  дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг  осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически  отсутствуют. По мере роста оборота  выполнение отдельных этапов купли-продажи  становится самостоятельным видом  бизнеса. Критическим моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа сделки и перехода к "массовому производству" снизить  относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса  оказался способным финансировать  себя за счет отчислений сторон сделки.

Обычно в издержки сторон включаются не только прямые затраты (на поиск  партнера, оформление документов и  др.), но и косвенные, реализующиеся  в рисках. Таким образом, в затраты  нужно (с некоторым весом) включать потери, которые могут произойти  в результате неправильного исполнения сделки (например, отказа от поставки после  платежа, поставки фальшивых бумаг  и других).

Каждый участник рынка ценных бумаг  должен принимать на себя риски в  тех рамках, которые он сочтет нужными, пресекая при этом попытки переложить свой риск на партнера или контрагента  по сделке, не заплатив ему за это  или не заручившись его согласием.

Для организации такого рынка создаются  структуры, торгуя в рамках которых, участники освобождаются от определенных видов риска. Эти риска принимает  на себя инфраструктура рынка. За это, собственно, ее и приходится содержать, что подтверждает мнение, что снижение риска по операциям с ценным бумагами влечет снижение их доходности.

Организация инфраструктуры того или  иного сегмента зависит от развитости рынка, его оборотов, характера его  участников и инструментов, на нем  обращающихся. Однако имеются некоторые  общие черты инфраструктуры сегментов, повторяющиеся в инфраструктуре рынка как целого. Они определяются задачами инфраструктуры, которые сводятся к двум основным группам:

-управление рисками на рынке ценных бумаг,

-снижение удельной стоимости проведения операций.

Роль инфраструктуры в управлении риском:

-отделить разные виды риска друг от друга и позволить переложить отдельные виды рисков на инфраструктуру;

-определять лицо, ответственное за реализацию риска, и возлагать на него ответственность за причиненные ими убытки.

Используемые механизмы управления рисками можно подразделить на:

* административные -- влияющие на организационную структуру,

* технологические -- контролирующие применяемую технологию,

* финансовые -- включающие в себя особые способы управления финансами,

* информационные -- управление потоками  информации на рынке и вне его,

* юридические -- обеспечивающие юридическую защиту в случае реализации риска.

Для построения эффективной системы  управления рисками необходимо принятие адекватных административных, технологических  и финансовых решений, подкрепленных  соответствующими юридически значимыми  документами.

 

Дальнейшее  совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг

Проблема:

ü Риск неисполнения обязательств по сделкам, а также риск неплатежей

Предлагаемые решения:

ü Создание центрального контрагента, с учетом рекомендаций IOSCO

 

Процедуры

1.Управление юридическим риском

2.Взаимодействие с Участниками

3.Управление финансовыми ресурсами

4.Обязательные процедуры

5.Транспарентность

 

Рекомендации

1.Наличие прозрачных и правовых  аспектов деятельности в соответствующей  юрисдикции

2.Установление требования к  участникам по наличию достаточного  объема финансовых

ресурсов, для обеспечения обязательств участников. Требования к участникам должны быть объективными, публично раскрытыми.

3.Поддержание достаточного уровня  финансовых ресурсов центрального  контрагента, с

учетом возможности осуществления  чрезвычайной ситуации на рынке

4.Все процедуры центрального  контрагента должны быть ясными  и прозрачными. В

частности они должны способствовать эффективности процедур риск-менеджмента

5.Предоставление центральным контрагентом  достаточной информации участникам  рынка, достаточной для идентификации  и оценки рисков и затрат, связанных  с использованием его услуг


Информация о работе Инфраструктура финансового рынка и его основные элементы