Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:50, контрольная работа
Отправной точкой в международной экспансии иностранного банковского капитала можно считать 1995 г., когда возникла Всемирная торговая организация, в рамках которой были заключены соглашения о либерализации финансовых услуг, после чего большинство стран сняло ограничения на деятельность иностранных банков.
1. Мировой опыт участия иностранного капитала в развитии национальных банковских систем
2. Иностранный капитал как способ быстрого наращивания активов
3. Важнейшие показатели конкурентоспособности банковской системы
4. Список использованных источников
Представим полученные данные графически (рис.1, рис.2)
Рис.1.Рост иностранных инвестиций в УК кредитных организаций и совокупного зарегистрированного УК банковской системы, %
Рис.2. Динамика доли нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы, %
Как видно из полученных данных (рис.2) доля нерезидентов в совокупном уставном капитале за 2002-2010 гг. постоянно нарастала, а начиная с 2005 года этот рост приобрел стремительный характер. «Загнуть» кривую зависимости помог лишь разразившийся финансовый кризис.
Темпы роста иностранного капитала в уставном капитале КО опережают темпы роста совокупной величины уставного капитала КО (рис.1), что позволяет говорить о достаточно масштабной экспансии иностранного банковского капитала.
Как это происходит? Современные модели вхождения банков на иностранные рынки условно можно разделить на три типа:
- учреждение нового банка в другом государстве;
- открытие филиала,
дочернего банка или
- так называемая
модель Greenfield, характеризующаяся
Большинство иностранных банков приобретают действующие российские банки для их последующего развития уже под собственным брендом. Таким путем в свое время пошел Raiffeisen. Также поступила группа Societe Generale: ее 100%-ная «дочка» «Русфинансбанк» начала работать в России самостоятельно, и только потом приобрел сначала «Промэкбанк», а затем Столичное кредитное товарищество (СКТ). Тем же путем идет группа Cetelem, являющейся розничной «дочкой» французского банка BNP Paribas, который благодаря успешным слияниям и поглощениям стал одним из крупнейших международных банков, работающим в 85 странах с штатом сотрудников - более 160 тыс. человек, из которых 95 тыс. работают за пределами Франции.
Именно
самостоятельное «
Стоит заметить, что сейчас не российские банки привлекают капитал, а иностранные банки конкурентно начинают вытеснять их с собственного рынка.
16 сентября 2008 в Лондоне на ступенях Трафальгарской площади состоялась историческая встреча самого маленького мужчины в мире Хэ Пинпина с обладательницей самых длинных ног Светланой Панкратовой Рост китайца Хэ Пинпина составляет 74,61 сантиметров, а длина ног россиянки — 132 см. Вместе они вошли в книгу рекордов Гиннеса 2009.
На первый взгляд совершенно никакой связи между банковской системой и приведенным фактом нет или связь приблизительно как «если в поезде 50 вагонов, машинисту 30 лет», на самом же деле я привела это фото как иллюстрацию того, что по своему капиталу, активам, кредитному портфелю российский банковский сектор в целом – финансовый карлик по сравнению со многими, даже не самыми крупными отдельно взятыми иностранными банками.
Как уже упоминалось, опыт восточноевропейских стран, финансовая и политическая интеграция которых привела к значительным ограничениям их экономического и политического суверенитета и фактической потере ими своих национальных банковских систем заставляет ещё раз внимательно оценить некоторые важнейшие аспекты функционирования банков, что позволит более точно формировать те подходы, которые необходимы для успешного развития национальных банков в новых конкурентных условиях.
Для начала оценим качественно причины того, почему «длинных ресурсов» у национальных банков РФ мало, т.е не удается сформировать достаточное количество долгосрочных пассивов, которые могли бы обеспечивать не только кратко- и среднесрочные кредиты, но и при необходимости на большие сроки. Данный факт можно объяснить следующим образом:
Необходимо также отметить такую проблему национальных банков как высокие риски кредитования отечественного производства.
Все выше указанное тормозит развитие национального банковского сектора, снижая конкурентоспособность.
Под конкурентоспособностью банковской системы понимается её способность конкурировать с банковскими системами других стран, прежде всего стран с развитой рыночной экономикой, а также способность национальных кредитных организаций конкурировать между собой. Уровень конкурентоспособности определяется функциональной ролью национальной банковской системы в экономике, уровнем финансовой устойчивости и транспарентности, качеством корпоративного управления. Важнейшими показателями конкурентоспособности банковской системы являются:
- показатели, отражающие масштаб банковской системы и их соотношение с важнейшими макроэкономическими показателями (отношение активов и капитала банков к ВВП, отношение выданных кредитов и привлечѐнных вкладов к ВВП и др.);
- сравнительные показатели, характеризующие объѐмы активов и капитала крупнейших российских банков по сравнению с банками развитых стран;
- показатели, характеризующие устойчивость, ликвидность кредитных организаций и банковской системы в целом;
- показатели, характеризующие уровень насыщения банковскими услугами (количество кредитных организаций, их филиалов, распределение капитала банков по территории страны);
- показатели, характеризующие доступность банковских услуг для населения;
- рентабельность банковской системы;
- ценовая характеристика банковских услуг.
Наряду с показателями конкурентоспособности, количественно оценивают и параметры эффективности банковской системы, для расчета которых существуют два подхода: финансовых коэффициентов и эконометрический, в рамках первого из них вычисляют ряд показателей:
1) показатели операционной эффективности:
− отношение величины расходов к величине доходов за соответствующий период;
− отношение величины расходов к среднегодовой величине активов;
− ежегодная динамика величины расходов;
− отношение комиссионного дохода к среднегодовой величине активов;
− отношение процентного дохода к среднегодовой величине активов;
2) показатели рентабельности:
− рентабельность чистой прибыли;
− рентабельность собственного капитала;
− рентабельность активов;
− общая рентабельность.
Всё это возможно использовать в виду того, что банк является организацией непроизводственного сектора экономики и к нему применимы практически все основные приемы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Оценим эффективность российских банков за 2008-2009 года.
По данным Банка России наиболее значимой статьей увеличения прибыли остался чистый процентный доход. В 2009 году его доля в факторах увеличения прибыли составила 59,5% (в 2008 году — 60,4%). При этом в структуре чистого процентного дохода в 2009 году произошли изменения: при росте чистого процентного дохода по кредитам на 15%, чистые процентные доходы по долговым обязательствам выросли в 2,4 раза и достигли 13,5% от общего объема чистого процентного дохода банков против 6,3% годом ранее. Чистый процентный доход преобладает в структуре факторов увеличения прибыли у всех групп банков. Наиболее высокий удельный вес этого вида доходов у банков, контролируемых государством (66,4%), причем только эта группа банков в 2009 году смогла нарастить чистый процентный доход как в абсолютном, так и в относительном выражении. У остальных групп банков произошло снижение удельного веса этого вида дохода.
Удельный вес чистых комиссионных доходов составил 19,7% (в 2008 году — 23,5%). Наиболее высокий удельный вес чистых комиссионных доходов в структуре факторов увеличения прибыли (33,4%) — у средних и малых региональных банков. Значение данного показателя у других групп банков находилось в диапазоне 17,5—20,9%.
В 2009 году у кредитных организаций резко снизилась рентабельность активов — до 0,7%, а рентабельность капитала — до 4,9% (в 2008 году эти показатели составляли 1,8 и 13,3% соответственно). За год показатели рентабельности активов снизились у 699 банков, или 66,1% действующих кредитных организаций, а рентабельности капитала — у 737 банков, или 69,7%, соответственно. На снижение рентабельности капитала оказали влияние все три фактора, определяющие величину этого показателя: финансовый леверидж, маржа прибыли и доходность активов. Таким образом, в отличие от предыдущего года, когда снижение рентабельности капитала определялось в основном динамикой финансового левериджа вследствие замедления прироста активов, в 2009 году в показателе рентабельности капитала нашло отражение также снижение доходности банковского бизнеса. В 2009 году показатели рентабельности существенно снизились у банков всех групп.
* В среднем за период.
** В 2009 году уточнена
методика расчета маржи
Рентабельность активов, % |
Рентабельность капитала, % | |||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
Банки, контролируемые государством |
2,2 |
0,8 |
15,7 |
4,6 |
Банки, контролируемые иностранным капиталом |
1,8 |
1,1 |
14,6 |
8,3 |
Крупные частные банки |
1,3 |
0,3 |
10,6 |
2,8 |
Средние и малые банки Московского региона |
1,5 |
1,2 |
6,8 |
5,2 |
Региональные средние и малые банки |
2,1 |
1,2 |
13,1 |
6,5 |
Следует отметить, что рентабельность активов и капитала у банков, контролируемых иностранным капиталом снизилась значительно меньше, по сравнению с национальными, - этот факт служит примером проявления общей тенденции, хотя в данном случае это не столь наглядно.
Увеличивающееся количество банков с иностранным капиталом на национальном рынке банковских услуг не всегда однозначно сказывается на эффективности банковской системы, хотя для потребителей фактор конкуренции оказывает положительное влияние на качество и количество предлагаемых продуктов. Безусловно, нельзя отметать такие положительные моменты как повышение стабильности и эффективности, привнесение новых форм и методов менеджмента, диффузию последних достижений в области информационных технологий, укрепление пруденциальных стандартов и стандартов регулирования и надзора за банковской деятельностью. Приход иностранных банков как разновидность иностранных инвестиций стимулирует поступление дополнительных финансовых ресурсов в страну, повышение надежности, культуры и скорости обслуживания клиентов, улучшение связи с мировыми финансовыми рынками. Однако перенимать опыт и лучшие традиции банковского бизнеса нужно сохраняя финансовую независимость, тем самым гарантируя экономическую стабильность. Совершенно не обязательно продолжать увлекаться иностранным капиталом, создавая угрозу собственному суверенитету. Да, РФ ведет законодательную сдерживающую политику относительно деятельности нерезидентов, но как показано мной выше это не мешает последним занимать все большую долю среди КО. Причина тому кроется в том, что, говоря языком маркетинга, иностранные банки нашли свою нишу – у них есть длинные деньги, которых так недостает отечественным банкам, - и они их предоставляют, однако, при этом они не берут на себя высоких рисков, и поэтому не финансируют «развитие». Ситуация усугубляется еще и тем, что национальные банки не слишком-то готовы к конкурентной борьбе за клиента, причем это касается как корпоративного, так и розничного сектора. И если в розничном банковском бизнесе на руку отечественным банкам играет малые финансовая грамотность и информированность населения, благодаря которым население идет преимущественно в национальные банки, то в случае оказания услуг предприятиям и организациям картина нередко иная. Что я имею в виду говоря о населении? Население РФ по последним данным составляет 139390205 чел., из них доступ к интернету имеют всего 59700000, т.е. 42,8% (это на 10,5% больше по сравнению с 2009г.), - говоря другим языком почерпнуть и сравнить информацию могут именно столько людей, а значит, увидев более качественный кредитный портфель, уйти к конкурентам могут они же. Пока их число меньше половины. Не спорю, здесь можно возразить: будто нет других информационных источников? Есть. Буклеты самих банков – но по всем не пройдешься. Телефон? Всех обзванивать? Аналитические обзоры – отличный ресурс? Бесспорно, да только доступ к ним платный. Журналы и газеты? Думаю, излишне напоминать сколько стоит более или менее качественная подписка, где содержалась бы подобного рода информация. Есть выход - библиотека, - сколько только в совокупности времени и денег потратит клиент на все эти итерации? Можно еще обратиться к финансовому консультанту и затратить еще больше средств. Остались еще радио и телевидение, - в принципе мало использующийся инструмент в настоящее время, с одной стороны, хорошо – итак рекламы достаточно; есть отдельные каналы, но снова проблема – они в основном спутникового вещания, а по центральному ТВ население почему-то не увидит, пусть даже элементарных лекций А.В. Паранича, распространенных в интернете.