Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 17:55, курсовая работа
Целью данной работы является изучение вопроса инвестиционной политики и выявление ее проблем и перспектив в экономике России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность инвестиционной политики России;
проанализировать инвестиционную политику современной России;
выявить проблемы и пути их решения в области инвестиционной политики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики 5
1.1. Сущность инвестиционной политики и ее
приоритеты в российской экономике 5
1.2. Нормативно-правовая база инвестиционной политики
России 11
Глава 2. Анализ инвестиционной политики современной России 14
2.1. Тенденции развития инвестиционной политики
современной России 14
2.2. Проблемы и перспективы развития инвестиционной
политики в России 23
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Анализ представленных данных показывает, что в структуре притока иностранных капиталовложений наблюдаются незначительные отклонения.
Из представленных данных нужно отметить рост их фактического объема с 18 415 млн. долларов США в 2011 г. до 26 118 млн. долларов США в 2013 г. Так же необходимо сказать об увеличении доли прямых иностранных инвестиций в общем иностранных инвестиции с 9,7 % в 2011 г. до 15,4 % в 2013 г. Однако в составе прямых иностранных инвестиций наблюдается стремительный рост кредитной составляющей (кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций) с 7 495 млн. долларов США (3,9 %) в 2011 г. до 14 581 млн. долларов США (8,6 %) в 2013 г., а так же инвестиций в основной капитал (взносы в капитал) с 9 080 млн. долларов США (4,8 %) в 2011 г. до 9 976 млн. долларов США (5,9 %) в 2013 г.
Если говорить о тенденциях изменения потоков иностранных инвестиций в Россию из разных стран-инвесторов, то можно отметить ее серьезное изменение в первой половине 2013 года по сравнению с тем же периодом прошлого. В этот период заметно увеличилась доля как стран, которые в той или иной форме можно отнести к оффшорным юрисдикциям – Люксембурга (с 2,6% всех инвестиций до 9%), Ирландии (с 0,8 до 5,1%), так и стран со стандартной юрисдикцией – французских инвесторов вслед за Депардье (с 3,3% всех инвестиций в Россию до 9,3%), Китая (с 0,6 до 4,7%).
Динамика иностранных инвестиций в экономику России по странам-инвесторам, по данным Росстата, можно увидеть в приложении 1.
Международная консалтинговая компания A.T.Kearney каждый год выкладывает рейтинг самых привлекательных для инвестиций стран мира в 2014 году. В его основе – данные, полученные в результате опроса ведущих менеджеров 300 крупнейших компаний мира (с годовой выручкой свыше 1 миллиарда долларов).
Эксперты A.T.Kearney составляют рейтинг на основе экономических и политических факторов. Кроме того, учитываются функционирующие в государствах системы регулирования.
В 2014 году в тройку самых популярных
среди инвесторов стран мира (по прямым
иностранным инвестициям) вошли США, Китай и Канада.
Следует отметить, что Соединенным
Штатам удалось лидерство в рейтинге,
которое они вернули себе в 2013г. До этого
на протяжении 11 лет (2002-2012) неизменно первенствовал
Китай.
Несмотря на имеющиеся проблемы в экономике Европы, в рейтинге 2014 – 10 европейских государств. В том числе: Великобритания (4 место), Германия (6 место), Франция (10 место), Швейцария (14 место), Швеция (16 место), Испания (18 место), Италия (20 место), Бельгия (21 место), Нидерланды (22 место), Дания (23 место). Это – очень показательный момент, означающий, что страны ЕЭС в целом дают повод для оптимизма мировым инвесторам.
Улучшили свои позиции по сравнению с 2013 годом: Канада, Великобритания, Германия, Сингапур, Франция, Объединенные Арабские Эмираты, ЮАР, Швейцария, Малайзия, Чили,
Снизились в рейтинге: Бразилия, Индия, Австралия, Мексика, Испания, Япония, Индонезия. Во многом это было ожидаемо, так как прошедший год оказался не самым удачным для развивающихся экономик. Инвесторы вновь стали предпочитать более стабильные рынки в экономически развитых государствах.
Вошли в Топ-25 стран, наиболее привлекательных для инвестиций – Швеция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Турция.
А вот Россия выбыла из рейтинга A.T.Kearney, хотя еще в прошлом году занимала в нем достойную 11 позицию.
По мнению экспертов, причина – снизившийся интерес мировых инвесторов к государствам с развивающимися экономиками, их уход в более безопасные рынки и надежные активы. Это касается как долгосрочного, так и краткосрочного привлечения финансовых средств.
В целом, наиболее привлекательными для инвестиций (с точки зрения самих инвесторов) оказались (преимущественно) страны с рыночной экономикой и либеральной системой государственного регулирования.
Рейтинг инвестиционной привлекательности стран мира можно увидеть на рисунке 3.
Рисунок 3 – Рейтинг инвестиционной привлекательности стран мира в начале 2014 года
Проведя анализ инвестиционной политики России, можно выделить ее проблемы, о чем и пойдет речь далее.
2.2.Проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в России
Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями (долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода).
К основным проблемам инвестиционной политики можно отнести следующее:
Инвестиции на российском финансовом рынке несут в себе высокие риски. Среди них необходимо выделить следующие:
Инвестиционный кризис в нашей стране обусловлен следующими причинами:
Чтобы изменить к лучшему сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере необходимо кардинальным образом реформировать государственную инвестиционную политику. В качестве основных направлений такого реформирования могут быть предложены:
Для современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность.
Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.
Вопрос о привлечении иностранных инвестиций обсуждается довольно часто. По мнению экспертов Минэкономразвития, для достижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуется инвестировать около $2 трлн. средств из разных источников или по $100 млрд. в год;
Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки - в первую очередь, в рынки капитала - должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, их рост является непременным спутником «встраивания» России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство, нахождению оптимальной «ниши» во всемирном разделении труда;