Инвестиционная политика: ее приоритеты в Российской экономике, проблемы и песрпективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопроса инвестиционной политики и выявление ее проблем и перспектив в экономике России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность инвестиционной политики России;
проанализировать инвестиционную политику современной России;
выявить проблемы и пути их решения в области инвестиционной политики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики 5
1.1. Сущность инвестиционной политики и ее
приоритеты в российской экономике 5
1.2. Нормативно-правовая база инвестиционной политики
России 11
Глава 2. Анализ инвестиционной политики современной России 14
2.1. Тенденции развития инвестиционной политики
современной России 14
2.2. Проблемы и перспективы развития инвестиционной
политики в России 23
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

investitsionnaya_politika (1).doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ представленных данных показывает, что в структуре притока иностранных капиталовложений наблюдаются незначительные отклонения.

Из представленных данных нужно отметить рост их фактического объема с 18 415 млн. долларов США в 2011 г. до 26 118 млн. долларов США в 2013 г. Так же необходимо сказать об увеличении доли прямых иностранных инвестиций в общем иностранных инвестиции с 9,7 % в 2011 г. до 15,4 % в 2013 г. Однако в составе прямых иностранных инвестиций наблюдается стремительный рост кредитной составляющей (кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций) с 7 495 млн. долларов США (3,9 %) в 2011 г. до 14 581 млн. долларов США (8,6 %) в 2013 г., а так же инвестиций в основной капитал (взносы в капитал) с 9 080 млн. долларов США (4,8 %) в 2011 г. до 9 976 млн. долларов США (5,9 %) в 2013 г.

Если говорить о тенденциях изменения потоков иностранных инвестиций в Россию из разных стран-инвесторов, то можно отметить ее серьезное изменение в первой половине 2013 года по сравнению с тем же периодом прошлого. В этот период заметно увеличилась доля как стран, которые в той или иной форме можно отнести к оффшорным юрисдикциям – Люксембурга (с 2,6% всех инвестиций до 9%), Ирландии (с 0,8 до 5,1%), так и стран со стандартной юрисдикцией – французских инвесторов вслед за Депардье (с 3,3% всех инвестиций в Россию до 9,3%), Китая (с 0,6 до 4,7%).

Динамика иностранных инвестиций в экономику России по странам-инвесторам, по данным Росстата, можно увидеть в приложении 1.

Международная консалтинговая компания A.T.Kearney  каждый год выкладывает рейтинг самых привлекательных для инвестиций стран мира в 2014 году. В его основе – данные, полученные в результате опроса ведущих менеджеров 300 крупнейших компаний мира (с годовой выручкой свыше 1 миллиарда долларов).

Эксперты A.T.Kearney составляют рейтинг на основе экономических и политических факторов. Кроме того, учитываются функционирующие в государствах системы регулирования.

В 2014 году в тройку самых популярных среди инвесторов стран мира (по прямым иностранным инвестициям) вошли США, Китай и Канада. 
Следует отметить, что Соединенным Штатам удалось лидерство в рейтинге, которое они вернули себе в 2013г. До этого на протяжении 11 лет (2002-2012) неизменно первенствовал Китай.

Несмотря на имеющиеся проблемы в экономике Европы, в рейтинге 2014 – 10 европейских государств. В том числе: Великобритания (4 место), Германия (6 место), Франция (10 место), Швейцария (14 место), Швеция (16 место), Испания (18 место), Италия (20 место), Бельгия (21 место), Нидерланды (22 место), Дания (23 место). Это – очень показательный момент, означающий, что страны ЕЭС в целом дают повод для оптимизма мировым инвесторам.

Улучшили свои позиции по сравнению с 2013 годом: Канада, Великобритания, Германия, Сингапур, Франция, Объединенные Арабские Эмираты, ЮАР, Швейцария, Малайзия, Чили,

Снизились в рейтинге: Бразилия, Индия, Австралия, Мексика, Испания, Япония, Индонезия. Во многом это было ожидаемо, так как прошедший год оказался не самым удачным для развивающихся экономик. Инвесторы вновь стали предпочитать более стабильные рынки в экономически развитых государствах.

Вошли в Топ-25 стран, наиболее привлекательных для инвестиций – Швеция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Турция.

А вот Россия выбыла из рейтинга A.T.Kearney, хотя еще в прошлом году занимала в нем достойную 11 позицию.

По мнению экспертов, причина – снизившийся интерес мировых инвесторов к государствам с развивающимися экономиками, их уход в более безопасные рынки и надежные активы. Это касается как долгосрочного, так и краткосрочного привлечения финансовых средств.

В целом, наиболее привлекательными для инвестиций (с точки зрения самих инвесторов) оказались (преимущественно) страны с рыночной экономикой и либеральной системой государственного регулирования.

Рейтинг инвестиционной привлекательности стран мира можно увидеть на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Рейтинг инвестиционной привлекательности стран мира в начале 2014 года

 

Проведя анализ инвестиционной политики России, можно выделить ее проблемы, о чем и  пойдет речь далее.

 

2.2.Проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в России

 

Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями (долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода).

К основным проблемам инвестиционной политики можно отнести следующее:

    • проблемы бюджетного финансирования инвестиций;
    • проблемы согласования инвестиционной политики центра и регионов;
    • инвестиционные риски;
    • инвестиционный кризис.
  1. Проблемы бюджетного финансирования инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.

Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии определённой зависимости между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.

В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной инвестиционная политика и согласования интересов инвесторов различных уровней, а предпринимаемы меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов. Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная поддержка отдельных производителей или регионов понижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует рыночному поведению хозяйствующих субъектов.

Важной проблемой связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению частными эффективность. Данные о реализации программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования инвестиции реструктуризации национальной экономики.

Отсутствие системной основы в организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования государственных инвестиционных программ.

Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли селективного подхода при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определённых приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.

  1. Проблемы согласования инвестиционной политики центра и регионов

С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны. Некоторые регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций; отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса.

Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

 

  1. Инвестиционные риски

Инвестиции на российском финансовом рынке несут в себе высокие риски. Среди них необходимо выделить следующие:

  • кредитные риски эмитентов ценных бумаг (т.е. риск финансовой несостоятельности или банкротства);
  • рыночные риски рынка ценных бумаг (т.е. высокая амплитуда колебаний цены актива в зависимости от внешних факторов);
  • валютные риски (т.е. неблагоприятные изменения валютных курсов),
  • политические риски (например, смена политического руководства страны или возможность принятия политических решений, препятствующих выполнению обязательств эмитентами ценных бумаг);
  • законодательные риски (т.е. несовершенство законодательства о ценных бумагах, валютного законодательства, законодательства об акционерных обществах, ведущих к потенциальному нарушению законодательства).
  1. Инвестиционный кризис

Инвестиционный кризис в нашей стране обусловлен следующими причинами:

  • долгий экономический спад;
  • снижение валовых национальных сбережений;
  • инфляционные процессы;
  • снижение устойчивости национальной валюты;
  • структурные деформации денежной массы;
  • сокращение инвестиционных расходов бюджета при некомпенсированном росте финансирования инвестиций из собственных и привлеченных средств предприятий;
  • обострение кризиса бюджетной системы;
  • увеличение объема неплатежей;
  • неустойчивое финансовое положение предприятий;
  • нарушение процессов формирования общественного капитала, соотношение между системой процентных ставок и уровнем рентабельности реального сeктоpа экономики;
  • предпочтения в получении доходов на финансовом рынке, незначительный приток иностранных инвестиций;
  • нерациональность экономической политики государства;
  • несовершенство законодательства;
  • медленный темп институциональных реформ и другие.

Чтобы изменить к лучшему сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере необходимо кардинальным образом реформировать государственную инвестиционную политику.  В качестве основных направлений такого реформирования могут быть предложены:

  1. оживление инвестиционного процесса, которое должно осуществляться за счет внутренних ресурсов, в связи с чем потребуется изменение политики в сфере привлечения иностранных инвестиций;
  2. активное вовлечение государственных средств и средств предприятий в виде гарантированных инвестиционных ценных бумаг в инвестиционный процесс.

Для современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность.

Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.

Вопрос о привлечении иностранных инвестиций обсуждается довольно часто. По мнению экспертов Минэкономразвития, для достижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуется инвестировать около $2 трлн. средств из разных источников или по $100 млрд. в год;

  1. для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до $100 млрд.

Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки - в первую очередь, в рынки капитала - должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, их рост является непременным спутником «встраивания» России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство, нахождению оптимальной «ниши» во всемирном разделении труда;

  1. изучение эффективности разрешенных направлений инвестиций организации и подготовка предложений, которые позволят сделать их более гибкими;
  2. разработать различные механизмы, способные лучшим образом использовать резервные фонды и обеспечить защиту денежных ресурсов страховщика от их обесценивания;
  3. для развития рынка страхования жизни, который бы учитывал возможности удовлетворения долгосрочных сберегательных интересов граждан, а также интересов государства по аккумулированию значительных финансовых ресурсов, необходимо разработать механизм инвестирования свободных денежных средств в среднесрочные и долгосрочные виды ценных бумаг, обеспечить минимизацию риска и возврата;
  4. осуществлять строгий учет использования долгосрочных средств, которые должны рассматриваться как источник внутренних инвестиций в экономику и др.

Информация о работе Инвестиционная политика: ее приоритеты в Российской экономике, проблемы и песрпективы