Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации
определить роль инвестиций на примере Республики Карелия

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………...3


Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение…………………..……4
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития
рыночных отношений в России……………………………………………………………..6
1.1 инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
1.2 инвестиционная политика в посткризисный период
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности………………………………………………………………………………………..…… 9
2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования
2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере


Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений
экономического развития…………………………………………………………………..13
1.2 проблемы бюджетного финансирования инвестиций
1.2механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
1.3 российский банк развития и его задачи в сфере
производственного инвестирования
2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики……………………………………………….……..17
2.1 денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
2.2 формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
2.3 активная промышленная и структурная политика
2.4 налоговая политика
2.5 правовые и нормативные методы регулирования
3. Региональные аспекты инвестиционной политики…………………………..……....…26
3.1 причины активизации инвестиционной политики
3.2 проблемы согласования инвестиционной политики
федерального центра и регионов
3.3 инвестиционная политика в Республике Карелия


Заключение …………….…………………………………………………………….…...…32
Список литературы …..………………………………………………….…

Файлы: 1 файл

Инвестиц. политика гос-ва.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования Российской Федерации

Петрозаводский  Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по финансам

на тему:

Инвестиционная политика государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент экономического факультета,

 специальности “финансы  и кредит”,

Мухамадиев Вадим, группа 83201

Научный руководитель:  Бокова Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

Петрозаводск

2004 год

 

Содержание:

 

Введение ……………………………………………………………………………………...3

 

 

Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства

1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение…………………..……4

2. Формирование инвестиционной  политики государства в условиях  развития

 рыночных отношений в России……………………………………………………………..6

1.1 инвестиционная политика  начального периода рыночного  реформирования

1.2 инвестиционная политика  в посткризисный период

3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности………………………………………………………………………………………..…… 9

2.1 Условия усиления  роли государства в инвестиционной  сфере

2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования

2.3 Условия усиления  роли государства в инвестиционной  сфере

 

 

Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства

1. Государственные инвестиции и  поддержка приоритетных направлений

 экономического развития…………………………………………………………………..13

1.2 проблемы бюджетного  финансирования инвестиций

1.2механизм отбора  инвестиционных проектов на конкурсной  основе

1.3 российский банк  развития и его задачи в  сфере

 производственного  инвестирования

2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики……………………………………………….……..17

2.1 денежно-кредитные  методы стимулирования инвестиций

2.2 формирование эффективной  инфраструктуры финансового рынка

2.3 активная промышленная и структурная политика

2.4 налоговая политика

2.5 правовые и нормативные  методы регулирования

3. Региональные аспекты инвестиционной  политики…………………………..……....…26

3.1 причины активизации  инвестиционной политики

3.2 проблемы согласования  инвестиционной политики

 федерального центра  и регионов

3.3 инвестиционная политика  в Республике Карелия

 

 

Заключение …………….…………………………………………………………….…...…32

Список литературы …..………………………………………………….….…………...…33

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

Введение

На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Правильная экономическая политика государства является залогом успешного  развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

Анализ проблематики современного состояния российской экономики  приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего”  экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или “бегство капитала”.

Также является проблема привлечения  немалых средств населения, а следовательно и восстановления доверия к государству.

Все сказанное выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной инвестиционной политики.

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    1. раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
    2. выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации
    3. определить роль инвестиций на примере Республики Карелия

Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

 

 Глава I

Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства

1.Понятие инвестиционной  политики государства и её  значение

 

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает  обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции  в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается  размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации,  другие ценные бумаги, связанные  непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

На сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным потенциалом  и соответствующими ресурсами российская экономика не имеет устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Так объем инвестиций в 2001 г. к уровню 1990 г. составил одну пятую часть, ежегодный дефицит инвестиций в России составляет 42-45 млрд. дол. (общемировой нормативный уровень не менее 10% от ВВП), в то время как у населения находиться 50-60 млрд. дол., за рубеж вывезено 70 млрд. дол.

Проблема 2003 г., стоящая перед Россией, затрагивает все сферы деятельности. По оценкам специалистов, через 3 года ожидается выбытие до 25% (в 2006 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза.

 

2. Формирование инвестиционной  политики государства в условиях  развития рыночных отношений в России

 

Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа:

2.1  I этап - инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования.

Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной  программой стимулирования отечественных  иностранных инвестиций в экономике  России, Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост»

Основные направления государственной  инвестиционной политики, изложенные в этих документах включали:

  • проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
  • переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и безвозвратной основе;
  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств  федерального бюджета, направленных на инвестиции;
  • сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов
  • использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики их долевого финансирования;
  • стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций

В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящегося вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.

Между тем, на базе рыночных методов  регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов, жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной степени адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но  обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства инвестиции экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой – привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.

Не были созданы макроэкономические предпосылки  для мобилизации  сбережений населения в форме  иностранной наличной валюты, притока  отечественного инвестиции иностранного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы.

В поисках выхода из сложившейся  ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжению инвестиции неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ.

Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свернуто, между тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики.

2.2  II этап инвестиционная политика в посткризисный период

С целью корректировки курса  экономических реформ и решения  задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998г. был принят совместный документ “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российского Банка по стабилизации социально-экономического положения в стране”, который исходил из необходимости усиления вмешательства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нем было предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счет объединения “проблемных” организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.

Информация о работе Инвестиционная политика государства