Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации
определить роль инвестиций на примере Республики Карелия
Введение ……………………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение…………………..……4
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития
рыночных отношений в России……………………………………………………………..6
1.1 инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
1.2 инвестиционная политика в посткризисный период
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности………………………………………………………………………………………..…… 9
2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования
2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений
экономического развития…………………………………………………………………..13
1.2 проблемы бюджетного финансирования инвестиций
1.2механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
1.3 российский банк развития и его задачи в сфере
производственного инвестирования
2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики……………………………………………….……..17
2.1 денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
2.2 формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
2.3 активная промышленная и структурная политика
2.4 налоговая политика
2.5 правовые и нормативные методы регулирования
3. Региональные аспекты инвестиционной политики…………………………..……....…26
3.1 причины активизации инвестиционной политики
3.2 проблемы согласования инвестиционной политики
федерального центра и регионов
3.3 инвестиционная политика в Республике Карелия
Заключение …………….…………………………………………………………….…...…32
Список литературы …..………………………………………………….…
Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить, очевидно, что для инициирования устойчивого инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов экономического регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуацию.
3. Региональные аспекты инвестиционной политики
Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.
3.1 Причины
активизации инвестиционной
В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 16,6% в 1992 г. до 6,6% в 1999 г.) доля бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10%.
Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.
Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки Инвестиций, В 1993—1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2000 г. около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности.
В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.
Имел возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.
В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:
3.2 Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.
Российские регионы
Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций; отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.
Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.
3.3 Инвестиционная политика в Республике Карелия
Основными документами, регламентирующими инвестиционную деятельность в Республике Карелия является “Программа инвестиционной политики правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы “, а также ежегодно принимаемые республиканские бюджет.
Общий объем финансирования по инвестиционным проектам и предложениям - 56463 млн. руб. (подробнее в Приложении 4)
Важнейшие социально-значимые проекты,
финансируемые с участием средств
республиканского и федерального
бюджетов, внебюджетных источников на
2003- 2006 годы и перспективу до 2010 года
Основной отраслью инвестирования является лесной комплекс, в него направлена большая часть государственных прямых инвестиций. Самыми крупными по объему инвестирования являются: развитие целлюлозно-бумажной промышленности (реконструкция Сегежского ЦБК, техническое перевооружение ОАО Кондопожского), в горнопромышленном комплексе промышленное освоение Аганозерского месторождения хромитов в Пудожском районе,
Одним из главных конкурентных преимуществ республики выступают ее природные ресурсы: лес, минеральное сырье, вода. Это создает возможности для глубокой переработки сырьевых ресурсов и развития экономики в данном направлении.
Республика Карелия также
Однако, пока ни субъекты рыночной инфраструктуры, ни предприниматели, ни органы республиканской и местной власти в целом не готовы к широкому приему инвестиций. При общем улучшении ситуации с инвестиционным климатом в республике имеется целый ряд проблем, требующих решения:
- отсутствует развитая
- низок информационный уровень
обеспечения инвесторов: инвестор
сталкивается с проблемой
- не отработана система
Республика Карелия имеет
Банковское кредитование
Определенное оживление
Недостаток долгосрочных ресурсов восполняется средствами, поступающими из головных банков, филиалы которых расположены на территории Республики Карелия. За счет этих средств выдано более трети всех кредитов. Наличие в регионе филиалов крупных столичных банков открывает доступ потенциальным ссудозаемщикам к ресурсам, масштабы которых ограничиваются, в основном, степенью платежеспособности клиента и его способностью реализовать проектные решения.
Со стороны предприятий
Несмотря на снижение процентных ставок по кредитам, для большинства предприятий уровень их остается достаточно высоким. В условиях низкой платежеспособности предприятий это служит препятствием к привлечению банковских кредитов в качестве дополнительных финансовых источников для развития.
Учитывая необходимость повышения роли банковского сектора в инвестиционном кредитовании, Правительство продолжит поиск приемлемых направлений содействия долгосрочному кредитованию реального сектора экономики в рамках традиционных встреч руководства Правительства, заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия с Национальным банком Карелии, кредитными организациями, головными банками филиалов, расположенных на территории республики. Предстоит работа с банковским сектором и предприятиями республики по целому ряду направлений, в том числе – по укреплению их взаимодействия на рынке банковских услуг.
Будет продолжен обмен информацией между органами исполнительной власти Республики Карелия и кредитными организациями и филиалами по наиболее перспективным проектам, предлагаемых к инвестированию за счет привлекаемых кредитов. При этом возникает необходимость изучить целесообразность совместного финансирования отдельных приоритетных проектов.
Рассмотрев данные пункты, можно сказать что реализация правильной инвестиционной политики - сложная задача, и решение многих задач во многом будет зависеть от принимаемых мер по снижению инфляции; налоговой политики; реструктуризации банковской системы; законодательной базы инвестиционной деятельности; бюджетной политики; распространения лизинговых инвестиций. В связи с этим при разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий для активизации инвестиционной деятельности; углубление институциональных и структурных преобразований, главной задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а для этого необходима законодательная база, обеспечивающая инвесторам определенные права и гарантии. Итак, сегодня инвестиции и инвестиционная политика являются ключом к выводу нашей экономики из сложившейся ситуации.
Для решения проблем экономического роста, внедрения новых технологий, обеспечения производства конкурентоспособной продукции необходима комплексная государственная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятной инвестиционной обстановки на территории России, в регионах и отраслях промышленного производства, существенно увеличит приток инвестиционных ресурсов в экономику и позволит обеспечить реализацию имеющихся в стране возможностей экономического роста. Победа партии “Единая Россия”, уверенное избрание на второй срок В.В. Путина, предоставили аванс в реализации правильной инвестиционной политики в экономике России.