Содержание.
1.Введение.
2.Инвестиционная политика
региона: сущность, задачи, принципы
3. Направления инвестиционной
политики регионов
4. Понятие инвестиционной
привлекательности региона
5. Оценка инвестиционной привлекательности
регионов
6. Оценка инвестиционного
риска российских регионов
7.Заключение.
8.Список используемой
литературы.
1.Введение.
Одним из условий
стабильного развития регионов является
активизация инвестиционной деятельности,
направленная на привлечение финансовых
и материальных ресурсов отечественных
и зарубежных инвесторов, а также рациональное
их использование в наиболее приоритетных
отраслях экономики. Объем вовлекаемых
в экономику региона инвестиций – один
из критериев эффективности его функционирования.
Вместе с тем существует огромный разрыв
между достигнутым уровнем инвестиций
в экономику российских регионов и уровнем,
необходимым для обеспечения их устойчивого
развития.
Создание максимально
благоприятных условий для начала и развития
бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности
региона является одной из главных задач
региональной экономической политики.
Можно перечислить множество
макроэкономических показателей, характеризующих
эффективность функционирования региональной
экономики:
· внутренний
региональный продукт,
· внешнеторговый
оборот,
· уровень
капитальных вложений,
· объем
промышленного производства на душу населения,
· уровень
жизни населения,
· уровень
безработицы,
· уровень
потребительских цен,
· среднемесячная
заработная плата населения,
· средняя
обеспеченность жильем населения региона.
При оценке региональной
экономики должен быть применен комплексный
подход. Все вышеперечисленные факторы
взаимосвязаны и оказывают прямое или
косвенное влияние друг на друга, но все
они статистические, и отдельно взятые
не дают комплексной оценки экономического
состояния региона.
При характеристике
эффективности функционирования региональной
экономики следует особо выделить показатель
инвестиционной привлекательности.
Позитивное изменение
вышеперечисленных показателей, в частности,
и положительные тенденции развития региональной
экономики в целом, напрямую зависят от
уровня инвестиционной привлекательности
региона. Именно степень инвестиционной
привлекательности, является определяющим
условием активной инвестиционной деятельности,
а, следовательно, и эффективного социально-экономического
развития региональной экономики.
Выбранная тема
в современных условиях очень актуальная,
так как выгоды от любого капитального
проекта и затраты на него не всегда легко
вычисляемы. При этом определение доходности
превращается в длительный анализ всех
стадий и аспектов инвестиционного проекта.
То есть экономическое обоснование проекта
сводится к анализу его эффективности
и реализуемости. В результате проектный
анализ стал концепцией, закладываемой
в основу инвестиционных проектов в странах
с рыночной экономикой. В концепции проектного
анализа сложился свой подход к стадиям
проекта и аспектам его анализа. Важным
рычагом воздействия на предпринимательскую
деятельность субъектов хозяйствования
и экономику страны является инвестиционная
политика государства. С ее помощью государство
непосредственно может воздействовать
на темпы и объемы производства, уровень
инфляции, ускорение НТП, изменение структуры
общественного производства и решение
многих социальных проблем. Таким образом,
в современных условиях большую роль играют
инвестиции, инвестиционная деятельность
и инвестиционная политика государства,
поэтому выбранная тема является актуальной.
Целью данной работы является рассмотрение
и изучение инвестиционной политики России
2.Инвестиционная
политика региона: сущность, задачи, принципы
Эффективность
инвестиционной политики в федеральном
государстве во многом зависит от того,
насколько при ее формировании учтены
макроэкономический и региональные аспекты,
согласованы и стратегически сориентированы
на достижение общих экономических результатов
интересы центра и регионов.
Эффективная инвестиционная
политика призвана создать благоприятный
инвестиционный климат не только для государства,
но и для частных инвесторов. Без инвестиций
невозможно повысить технический уровень
производства и конкурентоспособность
отечественной продукции на внутреннем
и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной
политикой должны заниматься законодательная
и исполнительная власть не только на
федеральном, но и на региональном уровне.
Именно на региональных органах управления
лежит ответственность за формирование
благоприятного инвестиционного климата
на территории для привлечения частных
отечественных и зарубежных инвестиций.
Необходимо различать понятия
«региональная инвестиционная политика»
и «инвестиционная политика региона».
Под инвестиционной политикой
региона понимают систему правовых экономических
и организационных мер, направленных на
разработку и реализацию стратегии и тактики
формирования регионального инвестиционного
потенциала и управлению ими исходя из
социально-экономических интересов региона
(данная политика определяется и реализуется
непосредственно самими регионами).
Региональная инвестиционная
политика определяется федеральным центром
в соответствии с общей стратегией развития
страны. В ходе реализации инвестиционной
политики региональные власти стремятся
способствовать развитию той отрасли,
которую они считают перспективной в отношении
дальнейшего развития региона и экономического
роста. Для выработки действенной инвестиционной
политики регионам необходимо определить
критерии для выделения тех или иных сфер
экономики в качестве приоритетных для
государственной поддержки. Например,
региональным властям следует уделять
особое внимание следующим отраслям: с
высокой добавленной стоимостью на одного
работающего; играющих роль «связующего
звена» в экономике региона; имеющих потенциал
роста в будущем.
Повышение благосостояния региона
обеспечивается реализацией целей инвестиционной
политики, которые заключаются в создании
условий для эффективных вложений в экономику
региона. Под эффективными вложениями
обычно понимаются такие инвестиционные
вложения, которые помимо платы за риск
инвестиций позволяют получить экономическую
выгоду, приемлемую и для инвестора и для
региона принимающего инвестиции. В этой
связи, основным критерием для инвестора
будет являться ожидаемая доходность
на вложенный капитал в сопоставлении
со степенью риска, а для региона — повышение
эффективности экономики региона.
Основными условиями проведения
региональными властями разумной и привлекательной
для инвесторов политики являются следующие:
- доступная и полная информация об объектах
инвестирования;
- прописанная процедура получения прав
на инвестирование;
- четкие критерии определения победителей
в случае проведения тендеров;
- наличие государственного института регистрации прав;
- государственные меры стимулирования
и поддержки инвесторов.
В соответствии с заданными
условиями могут быть сформулированы
следующие задачи инвестиционной политики
региона:
- повышение общей инвестиционной привлекательности региона;
- формирование новых источников налоговых
платежей;
- образование новых рабочих мест;
- развитие инфраструктуры;
- формирование здоровой конкурентной среды;
- поддержание благоприятного экологического климата в регионе;
- привлечение инвестиционных ресурсов
из различных источников, включая иностранные инвестиции;
- создание условий для развития малого
и среднего бизнеса, венчурного инвестирования;
- совершенствование системы льгот и санкций
при осуществлении инвестиционного процесса;
- стимулирование создания негосударственных
структур для аккумулирования денежных
сбережений населения на инвестиционные
цели;
- восстановление исторических объектов на территории региона.
Эффективная инвестиционная
политика как государства, так и региона
должна строиться на основе следующих
принципов:
- определение приоритетных направлений
развития науки и техники;
- концентрация инвестиций на стратегических
направлениях развития науки и техники;
- отбор эффективных инвестиционных проектов с учетом рисков;
- объективная оценка инвестиционного
потенциала предприятий.
Немаловажными являются и такие принципы
как:
— доброжелательность во взаимоотношениях
с инвесторами;
— сбалансированность публичных
и частных интересов;
— открытость и доступность
информации для всех инвесторов;
— ясность и простота инвестиционного
процесса в данном регионе;
— равноправие инвесторов и
унифицированность публичных процедур;
— объективность и здравый
экономический смысл в принимаемых решениях;
— взаимная ответственность
региональных властей и инвесторов.
3. Направления
инвестиционной политики регионов
Региональная инвестиционная
политика — стратегический план действий
на инвестиционном рынке региона. Она
имеет цели и приоритеты — стратегические
и ближайшие направление и систему взаимосвязанных
мер регулирования регионального инвестиционного
рынка. Цели и приоритеты инвестиционной
политики обусловлены целями развития
данного региона. В соответствии с ними
рассматриваются приоритетные направления
деятельности региональных органов управления
на инвестиционном рынке в роли заемщика
инвестора или институционального инвестора
и методы регулирования.
Одним из инструментов инвестиционной
политики регионов, направленной на улучшение
инвестиционного климата, выступает законодательная
деятельность.
В последние годы акценты в
правовом регулировании инвестиционной
деятельности переместились на региональный
уровень. Во все большем числе регионов
России местные администрации проводят
активную работу по стимулированию и поддержке
инвестиционной деятельности. Это обусловлено
усилением роли субъектов Федерации в
экономической и правовой сферах, острой
потребностью регионов в инвестиционных
ресурсах и отсутствием достаточно внятной
стратегии государства по привлечению
частных инвестиций в отечественную экономику.
Постепенно складывается группа регионов
- лидеров в области формирования инвестиционной
культуры и организации инвестиционного
процесса.
Правовое регулирование инвестиционной
деятельности на уровне регионов осуществляется
по ряду направлений:
1. Вопросы социально-экономического
развития региона – определение
приоритетных отраслей хозяйства и
приоритетных предприятий. Около трети
регионов определили для себя приоритетные
виды деятельности для инвестиций. Детальность
проработки приоритетных направлений
варьирует от достаточно общих положений
(«промышленность и сельское хозяйство»
в Воронежской области) до более детализированных,
например, производство бумаги и картона
и изделий из них в Пензенской области.
2. Формирование инвестиционной
открытости и привлекательности
регионов, их инвестиционного имиджа, в том
числе посредством культурного составления
каталогов предприятий, каталогов инвестиционных
проектов и т. п. Здесь выделяются Республики
Татарстан, Коми, Ярославская область.
3. Разработка и принятие
целевых инвестиционных программ
региона по созданию импортозамещающих
производств, по повышению конкурентоспособности
отдельных отраслей и отдельных объектов.
4. Активная деятельность
по привлечению иностранных инвестиций.
Характерно, что при еще малой привлекательности
страны в целом для иностранных инвесторов,
есть регионы, в которых эта привлекательность
сопоставима со странами Европы. Сюда
можно отнести к лидерам в этом отношении
Нижний Новгород и Нижегородскую область,
Оренбургскую область, Республику Коми.
Активно и результативно ведется работа
по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области.
Следующими идут регионы Центрального
Черноземья и Поволжья, где с государственной
поддержкой можно в короткие сроки повысить
инвестиционную привлекательность для
иностранного капитала.
5. Организационные вопросы
– порядок регистрации предприятий
с иностранными инвестициями, лицензирование,
создание специальных структур в
органах государственной власти субъектов
РФ, непосредственно реализующих программы
поддержки и привлечения инвестиций.
6. Вопросы льгот и привилегий
– предоставление и обеспечение
гарантий прав инвестора; создание льготного
режима инвестиционной деятельности (освобождений
по налогам и сборам, предоставление инвестиционных
налоговых кредитов). Наиболее распространенными
видами налоговых льгот для стимулирования
инвестиций оказались налог на прибыль
(33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов).
В различных субъектах используются различные
механизмы предоставления налоговых льгот,
к примеру:
- на все инвестиционные проекты
(Калужская, Томская, Белгородская, Тверская
и др. области);
- инвестиционные проекты по
приоритетным направлениям развития
(Ярославская и Ростовская области,
Республика Ингушетия и др.);