- организациям, созданным с участием
иностранного капитала (Республика
Мордовия).
7. Вопросы ускоренной
амортизации; льготные условия пользования
землей; льготные ставки по арендной
плате за недвижимость, за пользование
недрами, природными ресурсами.
8. Практика подготовки рабочей
силы по заказам предпринимателей. Для
инвестора обучение всегда сопряжено
с длительностью и высокими затратами,
особенно на ранней стадии организации
бизнеса. Роль поставщика кадров для бизнеса
должны брать на себя власти, формирующие
систему образования в регионе. Так, в
Ленинградской области ведется каталог
организаций области, осуществляющих
подготовку и повышение квалификации
кадров рабочих и специалистов. В целом
только в двух регионах выявлены предложения
властей о готовности взять на себя часть
задач по подготовке трудовых ресурсов
для инвестиционных проектов. Это Ростовская
и Самарская области.
9. Прямое участие субъектов Федерации
в финансировании инвестиционных
проектов, предоставление инвестиционных
кредитов на льготных условиях за счет
средств бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов (как, например, в Республике
Карелия, Псковской, Самарской областях);
выпуск региональных ценных бумаг; создание
целевых инвестиционных фондов, предоставление
государственных гарантий субъектов Федерации
по обеспечению исполнения обязательств
инвесторами; создание залогового фонда
субъектов Федерации. Так, в пяти регионах
созданы залоговые фонды, деятельность
которых открывает возможность предоставления
государственных гарантий со стороны
субъектов федерации. В Республике Коми
действует перестраховочная компания.
Особое значение приобретает повышение
уровня экономического обоснования инвестиционных
проектов на основе стандартов, заложенных
в современные общепринятые в мире методики,
а также выбор критериев отбора этих проектов
с учетом приоритетных задач развития
регионов. Для повышения уровня проработанности
программ важно вовлечение в эту деятельность
банков. Перспективно также составление
так называемого инвестиционного паспорта
региона, содержащего информацию, необходимую
для потенциальных инвесторов.
Практика инвестиционной деятельности
в регионах во многом зависит от того,
насколько органично увязаны федеральное
и региональное законодательство в этой
области. Анализ Конституции РФ и федеральных
законов в сфере инвестиций показывает,
что по вопросам финансового регулирования
и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном
процессе полномочия, в том числе правотворческие,
принадлежат в основном РФ, регионы же
осуществляют правоприменительную практику.
В целом можно утверждать, что
на региональном уровне эти и другие конкретные
вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются
лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует
о заинтересованном отношении властей
к притоку капитала. Многие регионы РФ
за короткий срок сформировали более цельную
и последовательную, чем на федеральном
уровне, инвестиционную политику. Однако
качественного перелома не происходит:
масштабного притока инвестиций нет, притом,
что развивается довольно напряженная
борьба между регионами за инвестора путем
предоставления всё новых льгот, гарантий
и т.п.
Практика показывает: для предпринимателей,
инвестирующих средства в российские
регионы, более важными, нежели предоставляемые
конкретные льготы и региональные гарантии,
являются общие для страны стабильность
правовых и хозяйственных условий, прозрачность
экономических процессов, в решающей мере
определяющие надежность вложений.
Без объединения усилий федеральных,
региональных и местных органов власти,
государственного и альтернативного секторов
экономики трудно рассчитывать на переход
экономики в стадию устойчивого экономического
роста.
4. Понятие инвестиционной
привлекательности региона
Эффективность инвестиционной
политики в федеральном государстве во
многом зависит от того, насколько при
ее формировании учтены макроэкономический
и региональные аспекты, согласованы и
стратегически сориентированы на достижение
общих экономических результатов интересы
центра и регионов.
Инвестиционная привлекательность
региона - это совокупность факторов, определяющих
приток в них инвестиций или отток капиталов,
включая отток человеческого капитала
Инвестиционная привлекательность
регионов – интегральная характеристика
отдельных регионов страны с позиции инвестиционного
климата, уровня развития инвестиционной
инфраструктуры, возможностей привлечения
инвестиционных ресурсов и других факторов,
существенно влияющих на формирование
доходности инвестиций и инвестиционных
рисков. Инвестиционная привлекательность
региона представляет собой объективные
предпосылки для инвестирования и количественно
выражается в объеме капитальных вложений,
которые могут быть привлечены в регион
исходя из присущих ему инвестиционного
потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных
рисков. Уровень инвестиционной привлекательности
выступает при этом как интегральный показатель,
суммирующий разнонаправленное влияние
показателей инвестиционного потенциала
и инвестиционного риска. В свою очередь
инвестиционный потенциал и риск — это
агрегированное представление целой совокупности
факторов. Наличие региональных инвестиционных
рисков свидетельствуют о неполном использовании
инвестиционного потенциала территории.
Инвестиционный потенциал складывается
в виде суммы объективных предпосылок
для инвестиций, зависящей как от разнообразия
сфер и объектов инвестирования, так и
от их экономического «здоровья». Инвестиционный
потенциал включает в себя восемь частных
потенциалов:
1)ресурсно-сырьевой (средневзвешенная
обеспеченность балансовыми запасами
основных видов природных ресурсов);
2)производственный (совокупный
результат хозяйственной деятельности
населения в регионе);
3) потребительский (совокупная
покупательная способность населения);
4)инфраструктурный (экономико-географическое
положение региона и его инфраструктурная
обеспеченность);
5) трудовой (трудовые ресурсы
и их образовательный уровень);
6)институциональный (степень
развития ведущих институтов
рыночной экономики);
7) финансовый (объем налоговой
базы и прибыльность предприятий
региона);
8) инновационный (уровень
внедрения достижений научно-технического
прогресса).
Уровень инвестиционного риска
показывает вероятность потери инвестиций
и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная
сумма следующих видов риска:
· экономического (тенденции
в экономическом развитии региона);
· финансового (степень сбалансированности
регионального бюджета и финансов предприятий);
· политического (распределение
политических симпатий населения по результатам
последних парламентских выборов, авторитетность
местной власти);
· социального (уровень социальной
напряженности);
· экологического (уровень загрязнения
окружающей среды, включая и радиационное);
· криминального (уровень преступности
в регионе с учетом тяжести преступлений);
· законодательного (юридические
условия инвестирования в те или иные
сферы и отрасли, порядок использования
отдельных факторов производства). При
расчете этого риска учитываются как федеральные,
так и региональные законы и нормативные
акты, а так же документы, непосредственно
регулирующие инвестиционную деятельность
или затрагивающие ее косвенно.
Оценка инвестиционной привлекательности
региона включает в себя два основных
момента:
1. Инвестиционную привлекательность
самого региона. На данном этапе
анализируется существующая нормативно-законодательная
база, правовые аспекты, политическая
ситуация, степень защиты прав
инвесторов, уровень налогообложения
и т.д.
2. Инвестиционная привлекательность
конкретных объектов инвестирования.
На этом этапе анализируется
экономическое состояние отраслей,
предприятий и других субъектов
хозяйственной деятельности.
Анализ и оценка степени благоприятности
инвестиционной привлекательности регионов
как одной из составляющих инвестиционного
климата в стране представляет огромный
научный и практический интерес.
5. Оценка инвестиционной
привлекательности регионов
Инвестиционную привлекательность
регионов России, их кредитные рейтинги,
рейтинги муниципалитетов, организаций
и облигаций рассчитывают национальные
и международные рейтинговые агентства
(«Эксперт РА», «Национальное рейтинговое
агентство», S&P,s, Moody,s, Fitch и др.).
Инвестиционная привлекательность
(климат) региона определяется инвестиционным
потенциалом и интегральным инвестиционным
риском. Методика их расчета была разработана
специалистами агентства «Эксперт РА».
Интегральный инвестиционный
потенциал регионов - это их потенциальные
возможности в развитии экономики. Интегральный
инвестиционный потенциал учитывает готовность
региона к приему инвестиций с соответствующими
гарантиями сохранности капитала и получения
прибыли инвесторами. Он включает следующие
составляющие - частные инвестиционные
потенциалы:
инновационный (уровень развития
фундаментальной, вузовской и прикладной
науки, уровень информатизации региона);
производственный, тесно связанный
с инновационным (ВВП, ВРП - валовой региональный
продукт, промышленность и их структура);
институциональный (способность
региона (субъекта РФ) выполнять свои функции,
степень развития институтов рыночной
экономики);
интеллектуальный (уровень
и качество человеческого капитала);
финансовый (устойчивость финансовой
системы, золотовалютные резервы, сбалансированность
бюджетов, объем налоговой базы, прибыльность
отраслей экономики);
потребительский (совокупная
покупательная способность населения);
инфраструктурный (экономико-географическое
положение страны, региона и их инфраструктурная
обеспеченность);
трудовой (тесно связан с национальным
человеческим капиталом, определяется
трудовыми ресурсами и их образовательным
уровнем);
ресурсно-сырьевой (обеспеченность
экономики природными ресурсами).
6. Оценка инвестиционного
риска российских регионов
Инвестиционный риск – характеристика
более качественная, чем количественная,
и потенциально быстро меняющаяся, так
как в отличие от инвестиционного потенциала
зависит от качественных составляющих
(политической, социальной, экономической,
экологической, криминогенной и других
характеристик региональных условий инвестирования),
которые, как правило, весьма динамичны.
Кризис существенно повлиял
на мнение потенциальных инвесторов о
значимости различных факторов риска.
Сегодня наибольшие угрозы для инвесторов
— криминал и система управления, третье
место сохранил социальный риск.
Выход на первый план коррупционно-криминальной
составляющей инвестиционного процесса
неудивителен. В кризисных условиях добросовестный
инвестор и предприниматель старается
сохранить бизнес посредством его оптимизации
и реструктуризации, сокращения расходов,
поиска новых рынков сбыта или производства
новых продуктов. Коммерческие структуры,
образованные региональными чиновниками,
менеджмент которых укомплектован преимущественно
по родственному принципу, часто оказываются
негибкими и нежизнеспособными при ухудшении
внешних факторов. Это подвигает региональную
власть на недобросовестные, включая криминальные,
методы борьбы с конкурентами. Выросло
и число правонарушений экономического
характера.
С другой стороны, «справедливая»
система регионального управления становится
решающим позитивным фактором привлечения
инвестора. У значительного числа субъектов
федерации есть разработанные стратегии
и программы развития, позволяющие инвесторам
вписаться в планы перспективного развития
территории и, соответственно, получать
господдержку. В ряде регионов созданы
зоны особого благоприятствования для
инвесторов как федерального, так и регионального
уровня.
Законодательный риск утратил
приоритетность в глазах инвесторов вследствие
ограничения федеральной властью возможностей
введения новых законодательных норм.
В таких условиях некоторые субъекты федерации
даже пошли на отмену собственных региональных
законов об инвестиционной деятельности,
считая, что все нормы уже прописаны в
федеральном законе. Вместе с тем региональные
власти стали более тщательно подходить
к стимулированию инвесторов. Значимость
социального риска возросла в связи с
продолжающимся сокращением в большинстве
регионов рабочих мест, снижением доходов
населения, а в ряде регионов еще и из-за
неудовлетворительного функционирования
жилищно-коммунального хозяйства.
В десятку лучших по инвестиционному
риску впервые вошло сразу несколько типичных
регионов с диверсифицированной экономикой
и выраженными агропромышленными функциями.
В результате группа лидеров обновилась
на 70%. Впервые в лидерской десятке оказались
Пензенская, Воронежская, Тамбовская области.
Вместе с Липецкой областью эти регионы
образовали новую волну типичных инвестиционно
привлекательных российских регионов
— относительно небольших, экономически
сбалансированных, несырьевых. Их секрет
в устойчивой экономической базе, основанной
на сельском хозяйстве и обрабатывающей
промышленности, социальной стабильности,
спокойной криминальной обстановке и
грамотном управлении.
Особенно впечатляющую динамику
снижения инвестиционного риска демонстрирует
Воронежская область. За последние три
года она поднялась с 68-го на 7-е место в
рейтинге интегрального инвестиционного
риска за счет улучшения всех параметров.
Тамбовская область начиная с 2004 года
переместилась с 57-го на 8-е место. В Пензенской
области улучшились и без того неплохие
параметры «гуманитарных» составляющих
риска.
В стан лидеров вернулись столичные
регионы, а также Республика Башкортостан,
что, конечно, является положительным
фактором, поскольку эти регионы вместе
с Краснодарским краем и Ростовской областью
призваны задавать стандарты инвестиционной
привлекательности.
Впервые не попали в десятку
лучших по инвестиционному риску Республика
Татарстан и Белгородская область. Татарстан
понизил свои места в рейтинге по пяти
из семи видов риска, а Белгородская область
— по четырем. Вышли из числа лидеров Вологодская,
Нижегородская, Рязанская и Калининградская
области, а также Чувашская Республика.