Инвестиционные операции банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об инвестиционной деятельности банков.
Задачами курсовой работы являются:
- теоретическое обоснование понятия инвестиционных операций банков.
- рассмотрение вопросов развития инвестиционных операций банков в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1. Основные критерии и виды инвестиционной деятельности банков………………………………………………………………………..
2. Портфель ценных бумаг коммерческого банка …………………………..
2.1. Управление портфелем ценных бумаг ……………………………………
2.2. Классификация портфельных инвестиций ……………………………….
3. Проблемы и перспективы развития инвестиционных операций коммерческих банков с ценными бумагами ……………………………...
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовик по ДКБ (Ивановой Екатерины ФК-28).doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

По отношению к рискам выделяют агрессивный (спекулятивный, высокорисковый) портфель, умеренный (компромиссный, среднерисковый) и консервативный (низкорисковый) портфель. Степень риска портфеля находится, как правило, в прямой зависимости к его текущей доходности.7

По условиям налогообложения  инвестиционного дохода портфели делят  на два типа — налогооблагаемый портфель и портфель, имеющий льготное налогообложение. В состав последнего чаще всего входят отдельные виды государственных и муниципальных облигаций, то есть такие инвестиционные объекты, доход по которым налогами не облагается (или облагается по льготной ставке), что стимулирует деятельность инвесторов на рынке этих финансовых активов.

По достигнутому соответствию целям инвестирования выделяют сбалансированные и несбалансированные портфели. Сбалансированный портфель обладает качествами, заданными при его формировании, и наиболее полно отвечает инвестиционным целям предприятия. Несбалансированный портфель может рассматриваться как портфель, не соответствующий поставленным при его формировании целям.

В зависимости от цели приобретения ценных бумаг портфели банков подразделяют на торговый и  инвестиционный. Торговый портфель –  это совокупность финансовых инструментов, имеющих рыночную стоимость и приобретенных кредитной организацией с целью дальнейшей перепродажи, включая инструменты типа РЕПО.

В торговый портфель зачисляются  ценные бумаги, отвечающие следующим  требованиям:

- котируемые пенные  бумаги, приобретаемые с целью их перепродажи в течение 180 календарных дней включительно;

- котируемые и не  котируемые ценные бумаги, приобретенные  по договорам, предусматривающим  возможность их обратной продажи  в течение 180 календарных дней  включительно;

- котируемые и не котируемые ценные бумаги, приобретенные по договорам займа вне зависимости от срока договора и эмитента.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития инвестиционных операций коммерческих банков с ценными бумагами

 

Экономические интересы банков, вытекающие из сущности этих институтов как коммерческих структур, состоят в обеспечении прибыльности своих операций при соблюдении их ликвидности и надежности. Банки работают в основном не с собственными, а с привлеченными и заемными ресурсами, поэтому они не могут рисковать средствами своих клиентов, вкладывая их в крупные инвестиционные проекты, если это не обеспечено соответствующими гарантиями.

В связи с этим при  выработке инвестиционной политики коммерческие банки всегда должны исходить из реальных оценок риска, экономической эффективности, финансовой привлекательности инвестиционных проектов, оптимального сочетания кратко-, средне- и долгосрочных вложений. Вместе с тем существующая система инвестирования является не только внутренним делом самого банка. В соответствии с базисными принципами регулирования банковской деятельности неотъемлемой частью любой системы надзора является независимая проверка политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, а также текущего управления кредитным и инвестиционными портфелями.

Следовательно, коммерческие банки должны четко отработать и  формально закрепить важнейшие  мероприятия, связанные с организацией и управлением инвестиционной деятельностью. По существу, речь идет о разработке и реализации обоснованной инвестиционной политики.

Проблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления  банковского сектора в нашей  стране. Это порождает необходимость анализа участия банков в инвестировании экономики (как с точки зрения оценки их инвестиционных возможностей, так и с точки зрения форм банковского инвестирования) во взаимосвязи с процессом формирования отечественной банковской системы.

В процессе проведения рыночных реформ в российской экономике централизованная банковская система была заменена двухуровневой с многочисленным слоем негосударственных банков. Особенности становления нашей банковской системы таковы: минимальные сроки ее создания и инфляционная основа воспроизводства банковского капитала.

На начальном этапе  формирования отечественной банковской системы наблюдался быстрый количественный рост кредитных организаций. В 1988–1991 гг. их число увеличивалось в основном за счет раздробления бывших государственных специализированных банков, а капитал пополнялся путем перелива бюджетных средств. В 1990-х гг. процесс образования новых банков замедлился. В то же время увеличились масштабы и темпы ликвидации неэффективных кредитных организаций. Это свидетельствовало о завершении экстенсивного этапа становления банковской инфраструктуры и перехода на новую ступень развития. Ускорился процесс оттока с финансового рынка мелких и средних банков, что связано как с действием рыночных механизмов конкуренции и концентрации, так и с проводимой Банком России политикой укрупнения банков и наращивания ими собственного капитала.

Финансовый кризис 1998 года вызвал резкое ухудшение ликвидности  и платежеспособности значительной части банков. Доля финансово стабильных банков в общем количестве действующих кредитных учреждений за первые 9 месяцев того года резко снизилась с 66 до 56,2%, а доля активов финансово стабильных банков в совокупных активах действующих кредитных организаций уменьшилась с 68,3 до 29,1%. Финансовую устойчивость сохранили те банки, у которых доля инвестиций в производство превышала вложения в спекулятивные операции. В основном этими банками оказались мелкие и средние региональные банки, которые ориентировались на постепенное привлечение клиентуры и небыстрый, эволюционный, качественный рост. Вместе с тем доля мелких и средних банков в совокупных активах банковской системы являлась незначительной: из-за небольшой финансовой мощности они объективно не могли осуществлять масштабной инвестиционной деятельности, хотя у многих средних и мелких банков показатели достаточности капитала оказались лучше, чем у крупных . 8

В результате кризисных  событий большинство финансовых учреждений столкнулось с обострением  проблемы формирования ресурсной базы по таким направлениям, как:

- стагнация средств  предприятий и организаций на  расчетных и текущих счетах  в национальной и иностранной  валюте, срочных депозитов предприятий  и организаций; 

- сокращение прироста  организованных сбережений и  отток вкладов населения; 

- утрата возможностей привлечения кредитов от зарубежных кредитных институтов и финансовых компаний;

- остановка межбанковского  кредитования;

- снижение уровня банковского  капитала.

Важнейшей задачей следующего периода стало преодоление наиболее острых форм банковского кризиса. Благоприятные макроэкономические условия, усилия Банка России и Правительства, направленные на реструктуризацию банковской системы, позволили улучшить положение в банковской сфере. В марте 1999 г. в ее состоянии наметился перелом, характеризующий начало перехода от неустойчивого положения к относительной стабилизации.

Однако даже в настоящее  время финансовых ресурсов банковской системы России явно недостаточно для  эффективной поддержки реального  сектора, удовлетворения потребностей всех отраслей экономики — в частности промышленности, которая (в отличие от банковской системы, характеризующейся преобладанием мелких и средних банков) является высококонцентрированной. Вместе с тем проблема заключается в том, что в сложившейся ситуации банки не осуществляют эффективного перераспределения даже доступного им инвестиционного потенциала.

О незначительной роли банков в экономике России по сравнению  с аналогичными показателями других государств говорит тот факт, что  отношение суммарных чистых активов к ВВП составляет гораздо меньшую величину по сравнению с показателями развитых стран. По оценкам экспертов, в настоящее время на счетах в Центробанке коммерческие банки держат около 600 млрд. руб.

В результате роста диспропорций между развитием реального и финансового секторов экономики формировались предпосылки не вовлечения, а, напротив, вытеснения банковского капитала из реальной сферы. Сложившаяся зависимость банков от рынка коротких денег при ухудшении финансового положения предприятий и организаций реального сектора экономики привела к накоплению кризисного потенциала. При этом сформировалась взаимосвязь между кризисными процессами в реальном и банковском секторах экономики. Ухудшение финансового положения нефинансовых предприятий и соответствующее сжатие средств на их банковских счетах повлекло за собой уменьшение ресурсной базы коммерческих банков и их вложений в производство. При снижении объема банковских инвестиций и кредитов происходило дальнейшее падение платежеспособности предприятий, что вызывало рост инвестиционных и кредитных рисков. В свою очередь, рост рисков являлся важнейшим фактором, дестимулирующим инвестиционную деятельность банков, поскольку при возрастании рисков усиливалось противоречие между активизацией инвестирования и задачей сохранения финансовой устойчивости банков, и возрастал разрыв между процентными ставками (при увеличении премии за риск, включаемой в процентную ставку) и рентабельностью производства.

В новой ситуации существенно  уменьшились возможности быстрого зарабатывания денег посредством финансовых спекуляций. Это побуждает банки искать возможности эффективного размещения своих средств. В то же время снижение процентных ставок по банковским кредитам при росте средне-отраслевой рентабельности общественного производства способствует повышению доступности заемных денег для реального сектора экономики.

В то же время в реальных условиях российской экономики, в которых  рынок ценных бумаг в последнее  время отличается преобладанием  спекулятивных вложений и высокой  волатильностью, еще достаточно долго сохранится приоритетная значимость кредитных форм удовлетворения инвестиционного спроса. Поэтому при определении роли банков в инвестиционном процессе следует учитывать двойственный характер их деятельности.

Констатируется тот  факт, что экономический рост, опирающийся в условиях слабого развития финансовой системы и финансового рынка в основном на самофинансирование, объективно ограничен, с чем нельзя не согласиться. Не вызывает также сомнений поставленная цель - ускоренное развитие финансового рынка, его институтов и инструментов, что позволит более эффективно использовать внутренние финансовые ресурсы и будет способствовать притоку капитала и повышению его качества.

При этом в роли ключевых рассматриваются проблемы:

- чрезмерной «зарегулированности» рынка;

- высоких издержек  участников рынка, в основном  связываемых с избыточным государственным  регулированием;

- отсутствия единообразия  норм регулирования, контроля  и надзора, налогообложения различных  институтов и инструментов рынка и их несоответствия;

- сохранения неравных  условий конкуренции на финансовом  рынке, обусловленных в первую  очередь присутствием на нем  государства, в том числе через  государственные финансовые институты.

Такой выбор проблем  предопределяет и соответствующий перечень стратегических задач органов государственной власти по развитию финансового рынка и пути их решения.

Снижение издержек участников финансового рынка и устранение излишнего государственного администрирования. Для решения этой задачи предполагается максимальное преобразование базовых федеральных законов, касающихся финансового рынка, из «рамочных» - в законы прямого действия, создание условий для стимулирования развития саморегулирования на финансовом рынке. Кроме того, намечаются меры по координации деятельности регулирующих и надзорных органов (в долгосрочной перспективе, возможно, с изменением организационной структуры регулирования и надзора), снижению налоговых и административных издержек участников рынка.9

Расширение спектра  и повышение эффективности использования финансовых инструментов. Намечается ограничиться общим оздоровлением (унификация, упрощение, отмена излишних ограничений) нормативной базы функционирования отдельных сегментов и технологических процедур финансового рынка и его регулирования.

Обеспечение условий  конкуренции на финансовом рынке. Решение  этой задачи предусматривает согласование стратегий развития финансовых институтов с государственным участием, перенос  финансирования части задач этих институтов с федерального бюджета  на финансовый рынок, выход государства из капитала финансовых институтов, не выполняющих специализированные государственные задачи, ужесточение мер антимонопольной политики, в особенности, в области госзакупок финансовых услуг. Кроме того, планируется создать систему контроля за использованием инсайдерской информации и манипулированием ценами, включая законодательное обеспечение соответствующих процедур, обеспечить равные условия вложений на финансовом рынке российскому и иностранному финансовому капиталу .

Второй пункт, на который необходимо обратить внимание – это стремительное развитие электронной торговли ценными бумагами. В связи с этим, в последние десять лет происходит существенная трансформация фондовых рынков, выражающаяся в резком расширении возможностей участников торговли и устранении многих физических ограничений. Появляются новые способы обработки трансакций, позволяющие резко увеличить объемы совершаемых сделок, меняется ряд рыночных характеристик (соотношение процессов концентрации и фрагментации, организация доступа к площадкам, степень прозрачности процесса торговли).

Е-трейдинг получил наибольшее распространение на рынках акций  и базирующихся на них производных  инструментов, причем в США и Евросоюзе  этот процесс принял различные формы. В США его главной формой стали системы прямого доступа (альтернативные торговые системы и электронные коммуникационные сети), которые развиваются в качестве самостоятельных организаций, вне официальных рамок двух ведущих традиционных рынков – Нью-Йоркской фондовой биржи и компьютерной системы NASDAQ.

Совокупность разделенных  национальными границами фондовых рынков превращается в единый рынок. По мнению аналитиков, это означает неизбежность дальнейшего укрупнения бирж вместе с действующими в их рамках онлайновыми платформами, что оставляет мало шансов на изменение ситуации в пользу самостоятельных систем е-трейдинга.

На рынках облигаций  внедрение технологий электронной  торговли происходит заметно медленнее, чем на рынках акций. Это объясняется, прежде всего, тем, что долговые ценные бумаги являются гораздо менее гомогенными, чем долевые: первые различаются между собой по существенно большему числу параметров (размер купонов, срок обращения, периодичность выплат, возможность досрочного погашения или конверсии в другие бумаги и так далее), чем вторые.

Информация о работе Инвестиционные операции банков