Инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы. В современных условиях очень важно каждому государству правильно себя позиционировать на мировой арене. Туризм относится к числу высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. Между тем Республика Казахстан, располагая огромными, во многом уникальными возможностями для развития туризма, продолжает оставаться в стороне от мировых тенденций развития туристского бизнеса. Сегодня созданы все условия и предпосылки для развития туристской отрасли, в частности это реализация социально-экономических инвестиционных проектов в данной отрасли.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................
3

Теоретические основы инвестиционного проекта………………………..

1.1 Понятие и классификация инвестиционного проекта....................................

1.2 Фазы развития инвестиционного проекта .....................................................


2 Система финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики Республики Казахстан ………………………………….

2.1 Осуществление инвестиционной политики Республики Казахстан через государственные институты развития...............................................................

2.2 Инвестиционные проекты в области туризма………………………………..

Заключение..............................................................................................................


Список использованной литературы.................................................................

Файлы: 1 файл

1.docx

— 465.30 Кб (Скачать файл)

- альтернативные (взаимоисключающие), когда два или более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, и принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся проекты не могут быть реализованы. Например, на выделенном участке земли может быть выстроен либо цех, либо столовая, либо стоянка для автомобилей - принятие одного из этих проектов автоматически делает невозможным осуществление других;

- взаимодополняющие, когда реализация нескольких проектов может происходить лишь совместно. При этом взаимодополняющие проекты можно подразделить на:

• комплиментарные, когда принятие одного инвестиционного проекта приводит к росту доходов по другим проектам;

• проекты, связанные между собой отношениями замещения, когда принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам.

Выявление отношений комплиментарности  и замещения подразумевает определение  приоритетности инвестиционных проектов не изолировано, а в комплексе, особенно когда принятие проекта по выбранному основному критерию не является очевидным.

По срокам реализации (создания и функционирования) инвестиционные проекты можно разделить на:

- краткосрочные (до 3 лет);

- среднесрочные (3-5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

При классификации проектов по их масштабам следует учитывать, что  масштаб проекта характеризует  его общественную значимость, которая  определяется влиянием результатов  реализации проекта на хотя бы один из внутренних или внешних рынков (финансовых, товаров и услуг, ресурсов), а также на экологическую и  социальную обстановку. С той точки  зрения, по масштабам проекты рекомендуется  подразделять на:

- глобальные, реализация которых  существенно влияет на экономическую,  социальную или экологическую  ситуацию

- народнохозяйственные, оказывающие  влияние на всю страну в  целом или ее крупные регионы, и при их оценке можно ограничиться учетом только этого влияния;

- крупномасштабные, охватывающие  отдельные отрасли или крупные  территориальные образования (города, районы), и при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;

- локальные, действие которых  ограничивается рамками данного предприятия, реализующего инвестиционного проекта. Их реализация не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках [4].

По степени риска инвестиционные проекты подразделяются на:

  1. Рисковые,
  2. Безрисковые [3].

 

 

1.2 Фазы  развития инвестиционного  проекта 

 

Инвестиционный проект – основной документ планирования и последующей реализации инвестиционной деятельности субъектами хозяйствования. В самом общем виде инвестиционный проект обычно означает план вложения капитала в конкретные объекты предпринимательской деятельности с целью последующего получения прибыли, достаточной для удовлетворения потребности инвестора [3]. Если рассматривать понятие инвестиционного проекта в широком смысле, то я считаю - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямых инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами. Однако на практике инвестиционный проект не сводится к набору документов, а понимается в более широком аспекте — как последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении. В этом случае инвестиционному проекту свойственна определенная этапность, т.е. он развивается в виде предусмотренных фаз, а набор документов, обосновывающих его целесообразность и эффективность, выступает лишь одним из элементов проекта в целом.

Разработка и реализация конкретного инвестиционного проекта  осуществляется в несколько этапов (фаз): предынвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, ликвидационно-аналитический.

На первом этапе в  границах, очерченных в ходе разработки долгосрочной инвестиционной программы (речь идет о поиске новых возможностей приложения капитала, модернизации действующего производства, его расширении и т. п.), осуществляются:

а) система тизация инвестиционных концепций;


б) обзор возможных вариантов их реализации;

в) выбор наилучшего варианта действий (т. е. наилучшего проекта);

г) разработка плана действий по его реализации.

На втором этапе осуществляются капитальные вложения, определяется оптимальное соотношение по структуре активов (производственные мощности, производственные запасы, денежные средства и др.), уточняются график и целесообразная очередность ввода мощностей, устанавливаются связи и заключаются договоры с поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов, определяются способы текущего финансирования предусматриваемой проектом деятельности, осуществляется подбор кадров, заключаются договоры поставки производимой по проекту продукции. Безусловно, ключевой пункт данного этапа — возведение производственных мощностей в соответствии с утвержденным графиком.

Третий этап — самый  продолжительный во времени. В ходе эксплуатации проекта формируются планировавшиеся результаты, а также осуществляется их оценка с позиции целесообразности продолжения или прекращения проекта. Основные проблемы на этом этапе — традиционны и заключаются в обеспечении ритмичности производства продукции, ее сбыта и финансирования текущих затрат. Поскольку заранее (т. е. на предынвестиционном этапе) невозможно, а иногда и не требуется учитывать все детали проекта, при необходимости в него могут вноситься отдельные изменения, т. е. осуществляется текущее регулирование отдельных сторон базового технологического процесса, вводятся дополнительные технологические процедуры, делается их перегруппировка, имеющая целью повысить общую эффективность проекта, и др. Не исключена и необходимость или целесообразность дополнительных, заранее непредусмотренных, но некритических по объему и срокам инвестиций.

Четвертый этап является исключительно важным и должен в  обязательном порядке предусматриваться в инвестиционных программах. На этом этапе решаются три базовые задачи. Во-первых, ликвидируются возможные негативные последствия закончившегося или прекращаемого проекта. Главным образом, речь идет о последствиях экологического характера, при этом основной принцип таков — по завершении проекта окружающей среде не должен быть нанесен ущерб, и она должна быть по возможности облагорожена. В зависимости от сути и масштабов проекта решение этой задачи может быть сопряжено со значительными финансовыми затратами, которые, по возможности, должны учитываться на предынвестиционном этапе.

Во-вторых, высвобождаются оборотные средства и переориентируются производственные мощности. Как уже отмечалось, долгосрочная инвестиционная программа обычно представляет собой цепь пересекающихся и сменяющих друг друга проектов. Любой проект требует не только единовременных инвестиций, но и оборотных средств, немалая часть которых высвобождается по завершении проекта и, соответственно, может быть использована для текущего финансирования нового или расширения другого, действующего проекта. То же самое относится и к материально-технической базе.

В-третьих, осуществляется оценка и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей завершенного проекта, его результативности и эффективности, формулируются позитивные и негативные моменты, характерные для всех фаз его развития, оценивается степень достоверности и вариабельности прогнозов и надежности использованных методов прогнозирования. Данная задача является исключительно важной по той простой причине, что именно в процессе пост-аудита систематизируется и выкристаллизовывается методика экономического обоснования проектов, технология и культура надлежащего администрирования инвестиционной деятельностью.

Таким образом, инвестиционный проект – это  комплекс мероприятий, предусматривающий  инвестиции в создание новых, расширение и обновление существующих производств. Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль.

 

2. Инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики Республики Казахстан

2.1 Осуществление инвестиционной политики Республики Казахстан через государственные институты развития

 

В основе стратегии экономического роста, осуществляемой в Казахстане, лежит стремление создать такую  модель, которая бы с одной стороны  позволяла бы органически интегрироваться  в систему мирового хозяйства, с  другой стороны отвечала бы проводимым в стране планам по развитию национального  хозяйства Казахстана. Реализуемые государством целевые инвестиционные программы, как правило, осуществляется через специализированные институты развития посредством участия в таких инвестиционных проектах, которые ориентированы на создание целостной системы производств, создающих конкурентоспособную продукцию, что способствует, в свою очередь, последовательному расширению технологической и экономической цепочки добавленных стоимостей. Это позволяет создавать многоотраслевые субъекты хозяйствования, работающие на конечный продукт, который отвечает всем параметрам конкурентоспособной продукции. Базой для развития и формирования конкурентоспособных и экспортоориентированных производств являются производства, аккумулирующие в себе крупные инвестиционные проекты и производящие продукты, которые технологически можно многократно преобразовывать, увеличивая на каждом переделе размер добавленной стоимости. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций" [5], приоритетными секторами экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций являются:

- производственная структура;

- обрабатывающая промышленность;

- объекты города Астана;

- жилье, объекты социальной сферы  и туризма;

- сельское хозяйство.

В Казахстане существенную роль в кредитовании экономики играют государственные институты развития. Государство осуществляет управление институтами с помощью управляющих компаний: АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» - в агропромышленном комплексе и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» - в остальных секторах экономики.

Несмотря  на то, что в Казахстане отсутствует  специализированный государственный  сельскохозяйственный банк, государство  осуществляет льготное финансирование сектора через 4 организации:

• АО «Фонд  финансовой поддержки сельского хозяйства» (1994) сконцентрирован на микрокредитовании и страховании

• АО «Продовольственная контрактная корпорация» (1997)  осуществляет ценовые интервенции и прямое инвестирование в проекты

• АО «КазАгроФинанс» (1999) предоставляет в лизинг сельскохозяйственное оборудование и финансирует оборотный капитал;

• АО «Аграрная  Кредитная корпорация» (2001) кредитует  объединения сельскохозяйственных производителей и инвестиционные проекты

Общий объем  финансирования АПК в 2011 году по группе Компаний КазАгро составил 234,6 млрд. тенге или в 1,5 раза больше уровня 2010 года (151,5 млрд. тенге). Из общего объема 41,7 млрд. тенге или 18% составили бюджетные  средства, 61,5 млрд. тенге (26%) – средства из Национального фонда, остальные 131,4 млрд. тенге (56%) – собственные  средства и привлеченные на внутренних и внешних рынках капитала. В инвестиционном портфеле Холдинга находится 202 проекта стоимостью 159,7 млрд. тенге (с созданием 8,9 тыс. рабочих мест на период эксплуатации), в том числе 85 проектов стоимостью 99,4 млрд. тенге реализуемых за счет средств Нацфонда и 117 проектов стоимостью 60,3 млрд. тенге реализуемых за счет средств республиканского бюджета и собственных. 
По итогам 2011 введено в эксплуатацию 68 проектов общей стоимостью 43 млрд. тенге (с учетом средств заемщиков), в том числе из средств Нац.Фонда 28 проектов на сумму 19,9 млрд. тенге, республиканского бюджета и собственных средств 40 проектов на сумму 11,7 млрд. тенге. Введенные проекты в 2011 году позволят снизить ежегодный дефицит в овощах закрытого грунта в период межсезонья на 9,7%, на 16% потребности в емкостях хранения, уровень импорта мяса птицы на отечественном рынке на 9,2%, импортозависимость молочной отрасли в сырье на 0,6% [6].

АО «Фонд  национального благосостояния „Самрук-Казына“» — холдинг по управлению государственными активами Республики Казахстан, находящаяся под контролем правительства, созданная для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране. В составе АО "ФНБ "Самрук Казына" находится 583 компании. На текущий момент Фондом и его дочерними организациями реализуется и планируется к реализации 164 крупных и стратегических инвестиционных проектов общей стоимостью $126 млрд. Основная часть освоения инвестиций приходится на 2010-2015 годы. Оценочно 82 крупных проекта общей стоимостью свыше $38 млрд. будут реализованы в течение последующих пяти лет. 
В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК Фондом реализуются 24 инвестиционных проекта общей стоимостью $15,3 млрд. [7]

Информация о работе Инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики Республики Казахстан