Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение ипотечного жилищного кредитования как способа улучшения жилищных проблем.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
- определить понятие, сущность и применение ипотечного кредитования в России;
- провести анализ стратегии государства в становлении и развитии системы ипотечного жилищного кредитования;
- анализировать ситуацию на отечественном рынке ипотечного кредитования;
- привести примеры целевых программ на примере г. Санкт-Петербурга.
На основании Стандартов уже сегодня сформирован и в более чем половине регионов Российской Федерации работает механизм рефинансирования, который является базой для создания единой федеральной системы ипотечного кредитования Ашрапов М.М. О системе кредитования жилищного строительства / М.М. Ашрапов // Жил. стр-во. - 2004. - № 1. - С.2-4..
На сегодняшний день количество банков и риэлторскких компаний, запускающих свои ипотечные программы, растет постоянно. Но это программы нестандартизованы, а их объемы ограничены отсутствием долгосрочных пассивов. Привлекая с рынка долгосрочные и относительно недорогие ресурсы, агентство дает банкам и риэлторам возможность выйти на рынки с действительно масштабными программами на базе стандартных рублевых кредитов.
На рис. 2 показано, как работает двухуровневая система рефинансирования ипотечных кредитов в Российской Федерации См. Приложение 2..
Двухуровневая система заключается в том, что есть розничный и оптовый рынок. Банки в этой схеме работают как обычный кредитор и выдают кредиты людям. Если у банка нет большого собственного капитала, то он начинает работать в роли перепродавца: выдал ипотечный кредит, а дальше его перепродал. Семья за получением кредита обращается в банк. Рубченко М. Наша задача - создать ликвидный рынок ипотечных бумаг.//Эксперт. - 2002 г. - № 37. С. 5-6. Банк, как первичный кредитор, выдает ипотечный кредит по единым стандартам, разработанным Агентством. Они едины по всей территории Российской Федерации. Далее специализированный ипотечный оператор, создаваемый в каждом регионе субъектом РФ, рефинансирует кредит путем покупки закладной и формирует пул на базе кредитов, выкупленных в регионе. Агентство, в свою очередь, выкупает пулы ипотечных кредитов у региональных операторов и на базе их формирует ипотечное покрытие для последующего выпуска ипотечных ценных бумаг. Средства, полученные от выпуска ипотечных ценных бумаг, направляются в регионы путем приобретения закладных Пономарев В.Н. О развитии ипотеки и иных мерах стимулирования жилищного строительства в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2003.-№ 1-2..
Таким образом,
двухуровневая система
Разработанные Агентством стандарты выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов включают как типовые формы документов, так и описание процедур, что позволяет первичному кредитору значительно сократить свои первоначальные инвестиции и расходы при оформлении кредита. За формирование кредитного дела (андерайтинг) и выдачу ипотечного кредита в разных регионах первичные кредиторы взимают с заемщика единовременную комиссию от 5 до 10 тыс. руб. Агентства, в свою очередь, непрерывно поддерживают твердую оферту на покупку стандартных рублевых кредитов, начиная с апреля, с доходностью 15% в рублях.
Таким образом, ипотека становится реальным бизнесом, весьма выгодным для финансового рынка, и на это необходимо, как минимум, обратить внимание.
В свою очередь,
Агентство для обеспечения
При обеспечении комплексного подхода система ипотечного кредитования станет доступным и эффективным инструментом решения жилищной проблемы, а также важным фактором ускорения темпов экономического развития страны.
3.2 Опыт регионов Российской Федерации по активизации жилищного строительства на примере г. Санкт-Петербурга
Закон Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» определяет принципы и формы реализации конституционного права жителей Санкт-Петербурга на жилище в условиях жилищной реформы, конкретизирует установленные федеральным законодательством общие начала правового регулирования жилищных отношений при развитии различных форм собственности и видов недвижимости в жилищной сфере, а также обеспечивает защиту прав граждан в жилищной сфере Санкт-Петербурга Ивасенко А.Г., Литвинова О.В., Соколов В.Н. Ипотечное кредитование: анализ и перспективы// Сборник материалов межкафедрального научно-методического семинара «Современные проблемы экономики и менеджмента». - Новосибирск: СГГА, 2000. - С. 173-179.
Целями жилищной политики Санкт-Петербурга являются:
- дальнейшее развитие различных форм улучшения жилищных условий жителей Санкт-Петербурга путем установления государственных гарантий предоставления, бесплатно или за доступную плату, малоимущим семьям жилья из государственного жилищного фонда;
- создание системы государственной поддержки различных субъектов жилищных отношений, обеспечивающей реальную возможность приобретения жилья в собственность либо получения его на льготных условиях;
- упорядочение существующей системы льгот на получение жилья социального использования;
- обеспечение эффективной защиты прав собственников жилья, а также прав всех жителей Санкт-Петербурга на проживание в жилище, отвечающим требованиям действующих стандартов качества найма.
В Санкт-Петербурге обеспечиваются права граждан на жилище путем:
- предоставления гражданам жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга;
- оказания различных форм содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
- обеспечения условий для осуществления прав граждан на жилище иными способами.
Таблица 1. Основания постановки граждан на учет по предоставлению жилой площади
|
Основными направлениями Концепции являются:
- расселение жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилищных помещениях и учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий;
- повышение эффективности реализации целевых программ Санкт-Петербурга по содействию Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
- расселение коммунальных квартир;
- решение жилищных проблем граждан, проживающих в общежитиях;
- развитие застроенных территорий.
В соответствии с Концепцией Жилищным комитетом было подготовлено шесть законопроектов, некоторые из которых уже вступили в силу.
В рамках реализации жилищной политики города в Санкт-Петербурге действуют следующие целевые программы:
«Молодежи - доступное жилье»;
«Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002-2011 гг.»;
«Жилье - работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения»;
«Санкт-Петербургские жилищные сертификаты»;
«Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»;
«Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге».
Основными задачами этих программ являются:
- обеспечение социальной защищенности граждан путем создания резервных фондов жилых помещений для выселения по решению суда неплатежеспособных заемщиков, а также создание благоприятных условий для работы и взаимодействия банков и других участников жилищного ипотечного рынка;
- регламентация деятельности органов опеки и попечительства по принятию решения о согласии на передачу жилья в ипотеку;
- обеспечение взаимодействия между органами регистрации граждан по месту жительства и кредиторами при предоставлении жилищных ипотечных кредитов и др.
Таблица 2. Социальная норма площади жилья для семей разной численности и предельный размер безвозмездной субсидии
Численность семьи (человек) |
Социальная норма площади жилья (кв. метро общей жилья) |
|
1 |
33 |
|
2 |
42 |
|
3 и более |
18*n |
|
Размер расчета социальной выплаты и дополнительной социальной выплаты осуществляется по формуле:
где С - размер социальной выплаты или дополнительной социальной выплаты; Ст - стоимость 1 кв. м жилого помещения, исходя из которого рассчитывается размер социальной выплаты и дополнительной социальной выплаты; Рп - размере общей площади жилого помещения в пределах норм общей площади жилого помещения, установленных Программой; Кп - количество процентов от стоимости жилого помещения, установленное Программой, для предоставления участникам Программы социальной выплаты или дополнительной социальной выплаты; Ост - остаток стоимости жилого помещения, подлежащий оплате участником Программ при его приобретении у оператора Программы, другого юридического лица при участии в долевом строительстве, либо размер основного долга по обязательствам участника Программы перед кредитором по кредитному договору, предоставленному на приобретение жилого помещения, частичная оплата которого производилась в том числе за счет средств социальной выплаты.
Информация о работе Ипотечное жилищное кредитование и проблемы его развития