Источники финансирования, пути его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства".

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 33.43 Кб (Скачать файл)

1. Общественное назначение  и функции финансов

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  части национального богатства  в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов  хозяйствования и государства, а  также использованием их на расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Общественное назначение финансов состоит в том, что с  его помощью: обеспечивают перераспределение  финансовых ресурсов во времени и  пространстве -- между отраслями экономики, сферами бизнеса, регионами и т. д.; достигают регулярности расчетов между участниками рынка при купле-продаже ценных бумаг; обеспечивают консолидацию финансовых ресурсов на ключевых направлениях предпринимательской деятельности; предоставляют ценовую и иную информацию, позволяющую осуществлять финансовые сделки с ценными бумагами в разных отраслях экономики и сферах бизнеса; обеспечивают стимулирование участников рынка в ситуации, когда один из участников финансовой операции располагает всей необходимой информацией, которой не обладает другой, либо один из участников исполняет роль агента (комиссионера) от имени второго; добиваются наиболее эффективных способов управления финансовыми рисками (страхование, самострахование, хеджирование и пр.). В последние годы на фондовом рынке России произошли позитивные изменения: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов; выросла капитализация рынка корпоративных ценных бумаг; укрепилась законодательная база, так как разработаны новые способы защиты прав и законных интересов инвесторов на данном рынке. В результате этих позитивных изменений повысился кредитный рейтинг России на мировом финансовом рынке, что означает ее способность своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства перед зарубежными партнерами.

Функции финансов:

Распределительная -- посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная -- заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая -- вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая -- обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Сущность финансов как  особой сферы распределительных  отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной  функции. Именно через эту функцию  реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми  ресурсами, используемыми в форме  денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной  функции финансов выступают стоимость  валового общественного продукта (в  ее денежной форме), а также часть  национального богатства (принявшая  денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают  юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками  воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный  процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения  и потребления. Финансовый метод  распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению  присуща многоступенчатость, порождающая  разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Финансы, связанные с движением  стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через  финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в  целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы” пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Распределительная и контрольная  функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в  качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях, имеющихся  в бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные  стороны работы предприятий и  оценить результаты хозяйственной  деятельности. На их основе принимаются  меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться  с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц  порядок ведения финансового  хозяйства, соблюдения установленных  норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и  прежде всего вопрос об экономической  природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы  возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и  перераспределении стоимости общественного  продукта; другие рассматривают финансы  как категорию воспроизводства  в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Однако распределение  и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические  формы выражения. Поэтому более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Тем не менее, финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной  частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны  со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие  на них.

Большинство экономистов, разделяющих  распределительную трактовку сущности финансов, возражают против ограничения  финансов только перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных  относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику  финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение  финансов такой их признак как  императивность. Причем термин” императивность”  трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства  по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью  понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию  финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое  употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых  публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при  характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку  именно государство создает новые  распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения  и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные  потребности общественного развития вызывают существование финансов.

К числу дискуссионных  относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две  функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти  утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т.д. Но при этом происходит подмена вопроса  о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной  функции отнюдь не считают, что она  порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают  ее со специфическим общественным назначением  финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь” распределительной”, как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем  сущности и функций финансов. Более  глубокое знание экономической природы  финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего  использования данной категории  в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование  системы финансовых взаимосвязей.

2. Бюджетный дефицит. Социально-экономические  последствия бюджетного дефицита, источники финансирования, пути  его сокращения

Дефицит бюджета - это превышение затрат бюджета над его выгодами. В случае превышения выгод над  затратам и возникает бюджетный профицит.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государств должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто  возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые  для соответствующего уровня бюджетной  системы расходы.

Социально-экономические  последствия бюджетного дефицита

Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может  привести к росту государственного долга. Государственный долг - это  общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом  всех дефицитов, которые имели место  в стране. Увеличивающийся государственный  долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий  государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие  поколения? Чтобы ответить на эти  вопросы, необходимо рассмотреть две  составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

Внутренний долг - долг государства  населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный  долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных  облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой  утечки покупательной способности  для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством  перемещения экономического бремени  с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства  в доходах за счет перераспределения  дохода в пользу держателей государственных  облигаций.

Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству  правительства, лишив его возможности  выполнять финансовые обязательства? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно  отметить, нет никаких причин, которые  заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости  его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный  срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство  всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации  и использует выручку для выплаты  держателем погашаемых облигаций. Кроме  этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение  и эмиссия денег. Увеличение налогов  является тем способом, который есть у государства для получения  достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство  правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что  оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю  сумму долга. Конечно, это будет  иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.

Информация о работе Источники финансирования, пути его сокращения