Источники финансирования, пути его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства".

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 33.43 Кб (Скачать файл)

Внешний долг - задолженность  государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов  и суммы основного долга требует  в данном случае передачи части реального  выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство  может перенести реальное экономическое  бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных  инвестиций. “Эффект вытеснения”  связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и  выпуск государственных займов. Что  касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в  сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных  займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного  процесса. Каким образом? Выпуск государственных  ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок  отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности  частных лиц, вытесняя часть потенциальных  инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие  поколения унаследуют экономику  с уменьшенным производственным потенциалом.

Однако надо отметить, что  «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости  и ограниченности ресурсов. А вот  в экономике с недоиспользованными  ресурсами подобная политика в сочетании  с соответствующей денежной политикой  скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Рост процентных ставок имеет, в свою очередь, следующие последствия. Так, высокий ссудный процент, установленный  в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов  из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время  США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Таким образом, растет внешний долг США. Плюс к этому  рост спроса на высокодоходные американские ценные бумаги вызвал рост общемирового спроса на доллары. Подобный рост международной ценности доллара оказывает значительное депрессивное воздействие на экспорт США: американские товары становятся слишком дорогими для иностранных покупателей. Сокращение же чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику, увеличивает уровень безработицы.

Источники финансирования дефицита бюджета

Причин бюджетного дефицита может быть много:

- спад общественного производства;

- рост предельных издержек  общественного производства;

- массовый выпуск «пустых»  денег;

- излишне, неоправданно  раздутые социальные программы;

- возросшие затраты на  финансирование ВПК;

- оборот «теневого» капитала  в огромных масштабах.

Возможными причинами  бюджетного дефицита являются и огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции  и многое другое, не поддающееся  общественному учету. Но важнейшее  значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты  на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Возрастание бюджетных  расходов не компенсируется величиной  налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный  дефицит.

Пути сокращения бюджетного дефицита

Для устранения отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную  Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

При разработке Программы  сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который  убедительно показывает, что на отдельных  этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3% к валовому национальному  продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует  принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении  источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать  к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная  потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может  покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке  государственных ценных бумаг, а  также использованием разнообразных  форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее  положение: без обеспечения динамизма  в развитии экономики и повышения  ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

Следует отметить, что в  бюджетной политике нашего государства  реализуется пассивная форма  дефицита, которая носит потребительский  характер. Это значит, что большая  часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть  этих расходов носит общегосударственный  характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

В перспективе, как уже  отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход  от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его  накоплению.

В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой -- способствовали сокращению государственных расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

1) повышение эффективности  общественного воспроизводства,  которое будет способствовать  росту финансовых ресурсов -- основного источника увеличения доходов бюджета;

2) дальнейшее развитие  и укрепление рыночных отношений,  проведение рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности,  имея в виду, что рациональное  сокращение сферы государственной  экономики позволит сократить  бюджетное финансирование;

3) расширение круга плательщиков  должно осуществляться одновременно  с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных  отношений налоговые ставки должны  гарантировать стабильные перспективы  хозяйствования и в то же  время создавать возможность  здоровой конкуренции, стимулировать  предприятия в повышении производительности  труда, рациональном использовании  материальных и финансовых ресурсов;

4) развитие территориально-регионального  хозрасчета. Укрепление самостоятельности  регионов позволяет пересмотреть  сферы влияния соответствующих  бюджетов: республиканского и местных  органов власти.

5) оптимизацию объема  и реструктуризацию расходов  государственного бюджета в целом  и прежде всего направляемых  в реальный сектор экономики.  Бюджетные вложения в отрасли  экономики должны решать задачи  структурной ее перестройки, концентрироваться  в перспективных отраслях, определяющих  научно-технический прогресс. Это  потребует изменения направлений  инвестирования бюджетных средств,  направляемых в отрасли экономики  с целью значительного повышения  финансовой отдачи от каждого  бюджетного рубля. Изменение в  политике бюджетного финансирования  отраслей экономики в целом  должны осуществляться по пути  постепенного сокращения направления  бюджетных ресурсов в сферу  материального производства. Этот  процесс должен осуществляться  одновременно с развитием и  укреплением хозяйственного расчета  и самофинансирования предприятий.  Высвободившиеся средства могут  быть направлены на развитие  социальной сферы, решение ряда  задач, связанных с повышением  жизненного уровня населения;

6) в целях изыскания  дополнительных источников финансирования  социально-культурных расходов следует  рассмотреть целесообразность и  возможность сокращения некоторых  расходов государства, в частности,  на военные расходы, управление  и т.п. Это позволит профинансировать  в начальный период развития  рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности  населения;

7) обоснованное принятие  новых социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь  важнейших социальных программ;

8) совершенствование планирования  и развитие системы платных  услуг в непроизводственной сфере.  Здесь весьма своевременным является  переход к планированию расходов  учреждений непроизводственной  сферы по научно обоснованным  финансовым нормативам, скорректированным  с учетом возможностей бюджета -- нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;

9) корректировка трансфертной  политики, предполагающая уменьшение  трансфертных выплат отраслям  реального сектора экономики,  повышение эффективности трансфертных  платежей;

10) реформирование бюджетного  процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников;

11) составление бюджета  на многовариантной основе с  целью формирования оптимальной  структуры доходов и расходов;

12) развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит  финансировать расходы государства  без увеличения денежной массы  в обороте;

13) принятие мер, направленных  на привлечение в страну иностранного  капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу  несколько задач, не только  фискального, но и экономического  характера: сокращаются бюджетные  расходы, предназначенные для  финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства  товаров и услуг, появляется  новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет.

Таким образом, разработка и  последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с  другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

 

3. Выбрать правильный  ответ

1. Финансовый механизм  подразделяется на:

б) регулирующий и директивный.

2. Прибыль как экономическая  категория отражает:

б) доход, рассчитанный на основе объема реализованной продукции, исходя из действующих цен без косвенных  налогов, торговых и сбытовых скидок.

3. В процессе распределения  национального дохода образуются:

а) первичные доходы.

4. Основные фонды - это:

г) средства труда, которые  многократно используются в хозяйственном  процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму.

5. По назначению внебюджетные  фонды делятся на:

б) социальные и экономические.

 

Заключение

Рассмотрение важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом  сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства".

Также на основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Информация о работе Источники финансирования, пути его сокращения