Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:08, доклад
Система предоставления медицинской помощи гражданам РФ исторически была и остается бесплатной для населения, что зафиксировано в статье 41 Конституции страны. В практическом отношении объем обязательств государства выражается в виде принимаемого на уровне Правительства РФ Постановления о Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которое реализуется на уровне субъектов Федерации в виде соответствующих Программ. В этом документе регламентируются все стороны оказания бесплатной для гражданина помощи: объемы, качество, стоимость и источники финансирования. Федеральная Программа определяет общие нормативы, которые на уровне субъектов Федерации корректируются в соответствии с конкретными потребностями в помощи.
Выполнила: студентка
Доклад
Источники финансирования учреждений здравоохранения, возможности и направления их оптимизации
Система предоставления медицинской помощи гражданам РФ исторически была и остается бесплатной для населения, что зафиксировано в статье 41 Конституции страны. В практическом отношении объем обязательств государства выражается в виде принимаемого на уровне Правительства РФ Постановления о Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которое реализуется на уровне субъектов Федерации в виде соответствующих Программ. В этом документе регламентируются все стороны оказания бесплатной для гражданина помощи: объемы, качество, стоимость и источники финансирования. Федеральная Программа определяет общие нормативы, которые на уровне субъектов Федерации корректируются в соответствии с конкретными потребностями в помощи.
Система финансирования здравоохранения в Российской Федерации в настоящее время является многоканальной, включающей в себя четыре основных источника и шесть форм поступления средств в медицинские учреждения, два из которых (бюджет и система обязательного медицинского страхования) обеспечивают реализацию бесплатной помощи (Табл. 1).
До 1993 года в России существовало только государственное бюджетное финансирование всех учреждений здравоохранения. Введение в 1993 году в виде источника обязательного медицинского страхования (ОМС) преследовало своей целью на начальном этапе увеличение средств, поступающих в здравоохранение за счет их дополнения к бюджетным, а затем замещение государственного финансирования страховым. Тем не менее, этого не произошло. С появлением дополнительного потока из системы страхования, объем прямого государственного финансирования начал снижаться, причем более выраженными темпами, чем увеличивалось поступление денег из системы обязательного медицинского страхования, поскольку, государство теперь стало платить бюджетные средства в виде страховых взносов и нагрузка на бюджет не уменьшилась при сокращении консолидированного бюджета страны. В итоге в системе здравоохранения стало ощущаться общее недостаточное финансирование, требующее сегодня интенсивных действий со стороны государственной власти на всех уровнях для разрешения этой проблемы.
Все названные источники финансирования, в первую очередь, охватывают средства, циркулирующие на уровне бюджета субъекта Федерации и его административных единиц, поскольку, именно на этом уровне представлены основные объемы, но кроме того существует уровень финансирования федеральных структур.
Таблица 1
Основные источники
финансовых средств в медицинские учреждения Российской Федерации
Источники финансирования |
Формы поступления средств |
Бюджеты всех уровней |
Смета расходов |
Фонды обязательного медицинского страхования (страховые медицинские организации системы ОМС) |
Тарифное соглашение и договора |
Платные услуги |
Договора на услуги по добровольному страхованию |
Договора с предприятиями | |
Индивидуальные услуги | |
Спонсорство |
Передача средств |
В ряде субъектов Федерации
функционируют государственные
структуры прямого федерального
подчинения: ведомственные медицинские
учреждения федерального уровня (например,
Министерства обороны, Министерства внутренних
дел и т.п.), высшие медицинские
учебные заведения и научно-
Исходя из того, что в случае страхования любого вида никогда нельзя быть уверенным в формировании определенного фиксированного объема финансирования, государство, в целях безопасности населения, оставило на собственном обеспечении важнейшие виды помощи, обозначив их как социально-значимые. Их число постепенно уменьшалось, и в настоящий момент к ним относится помощь при:
- заболеваниях, передаваемых половым путем;
- туберкулезе;
- синдроме приобретенного иммунодефицита;
- психических расстройствах и расстройствах поведения;
- наркологических заболеваниях.
Кроме того, на прямом бюджетном финансировании остаются высокотехнологичные, а следовательно, наиболее дорогие виды помощи, весь объем скорой помощи и выполнение федеральных целевых программ.
Потоки средств
Система обязательного медицинского
страхования также как и
Основная функция ТФОМС – сбор этих средств в единый бюджет ОМС, позволяющий выровнять условия оплаты медицинской помощи для всех категорий населения, из которого средства по принципу численности застрахованных передаются страховым организациям.
Страховые медицинские организации
в системе ОМС осуществляют конкретное
финансирование медицинской помощи
в рамках утвержденных государством
объемов и видов помощи, определяемых
в виде так называемой территориальной
базовой программы
Страховые компании заключают
договора со страхователями на оплату
оказания медицинской помощи и, соответствующие
договора с медицинскими учреждениями
на оказание помощи. В соответствии
с Законом и договорами они
могут осуществлять контроль качества
медицинской помощи в учреждениях
здравоохранения и
Оплата деятельности самих
ТФОМС и СМО в соответствии
с некоммерческим бесприбыльным
характером их деятельности осуществляется
в виде расходов на ведение дела
из средств обязательного
Федеральный уровень системы обязательного медицинского страхования представлен Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который не занимается непосредственной оплатой помощи, а использует свои средства для выравнивания финансирования на территориях с низким объемом ресурсов в ТФОМС, а так же на оплату осуществления общефедеральных программ.
Государство оплачивает страховые
взносы за неработающее население и
взносы в качестве страхователя-работодателя
за сотрудников государственных
предприятий и бюджетных
Третий источник финансирования – оказание платных медицинских услуг:
- по договорам со страховыми компаниями в системе добровольного медицинского страхования;
- услуги, оказываемые работникам предприятий по прямым договорам с администрацией этих структур;
- индивидуальные медицинские услуги населению по договорам с гражданами.
Право оказания платных услуг предоставлено всем медицинским учреждениям, но строго регламентируется государством. Поступления от внебюджетной деятельности учитываются в общем объеме финансирования, но распоряжение этими средствами, в большинстве случаев находится в ведении самих учреждений, хотя и контролируется государством. Следует отметить, что степень влияния государства на использование средств от платных услуг зависит от конкретного региона: от весьма высокой степени свободы до включения этих средств как части в смету расходов учреждения.
Последний возможный источник финансирования – спонсорство, в силу случайности характера и крайней незначительности его объемов реального удельного веса в потоке средств не имеет, и, поэтому, в данном случае не рассматривается.
Все вышеназванные источники
финансирования в равной степени
возможны для государственных и
частных медицинских
Кроме названных целевых
федеральных бюджетных средств
и внебюджетных финансовых ресурсов
обязательного медицинского страхования
достаточно значительные суммы на здравоохранение
дополнительно отчисляются
В настоящее время полные расходы на здравоохранение в Российской Федерации составляют около 4% валового внутреннего продукта (ВВП) при оцениваемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ потребности не менее 7% от ВВП. В результате общий объем средств оказывается недостаточным. Так, в 2002 году при потребности в 346,3 млрд. руб. фактические расходы составили 311 млрд. руб., т.е. дефицит превысил 10%. В то же время, по различным оценкам, в системе циркулирует от 25 до 45% от стоимости помощи дополнительных финансовых потоков, являющихся либо платой за гарантированные и оплаченные государством бесплатные услуги, либо выступающих нелегальным доходом персонала. Иными словами, недостающие средства на самом деле в здравоохранении имеются, но никак не учитываются, и в определенной мере идут на нелегитимную оплату. Соответственно, сегодня реально стоит задача перевести эти потоки в официальное каналы доходов медицинских учреждений.
В настоящее время финансовые
ресурсы здравоохранения