В структуре расходов медицинских
учреждений превалируют расходы
на оплату труда и коммунальные услуги,
что так же требует реструктуризации
и эта работа ведется.
В настоящее время законодательная
власть и Правительство страны рассматривают
пакет законов, который сохранив
все положительные стороны накопленного
опыта, будет направлен на увеличение
эффективности использования имеющихся
ресурсов, а, главнее, на максимально
возможное обеспечение доступной
и бесплатной медицинской помощи
гражданам Российской Федерации
на уровне современных достижений медицины.
Среди основных проблем финансирования
здравоохранения можно выделить следующие:
- Недофинансирование отрасли на протяжении нескольких десятилетий в пределах 2,7 – 6,0% ВВП. В связи с этим – низкая материально-техническая база подавляющего большинства учреждений, низкая зарплата медицинских работников, недофинансирование по медикаментам, питанию, капитальному ремонту, оборудованию и т. д.
- Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи финансово не покрывает потребности как отрасли, так и населения.
- Мероприятия по повышению собираемости взносов в систему обязательного медицинского страхования на неработающее население в субъектах Российской Федерации не приводят к существенному увеличению собираемых средств.
- Имеет место практика сбора 0,8% средств из региональных фондов обязательного медицинского страхования всех регионов в федеральный фонд с целью частичного покрытия дефицита недотационных регионов, вместо прямого дофинансирования из федерального бюджета как недотационных, так и дотационных субъектов.
- Отсутствие консолидации бюджетов всех уровней, финансирование медицинских учреждений из различных источников, отсутствие единых критериев финансирования медицинских учреждений не позволяют эффективно управлять финансовыми потоками в условиях недостаточного финансирования.
- Существующая система централизованного снабжения лечебно- профилактических учреждений медикаментами и изделиями медицинского назначения сопровождается постоянным дефицитом и перебоями в их поставках.
Основными направлениями
оптимизации финансирования системы
здравоохранения следует считать:
- совершенствование распределения полномочий, ответственности и финансирования в области здравоохранения;
- допуск всех поставщиков медицинских услуг и товаров, разных форм собственности, в т. ч. ведомственного и корпоративного здравоохранения, соответствующих установленным государством единым требованиям к предоставлению услуг, в т. ч. к выполнению программы государственных гарантий, на равной, конкурсной основе;
- формирование тарифов для предоставления помощи на основе медико-экономических стандартов с учетом уровня учреждения здравоохранения и региональных особенностей;
- принятие, на основе национальных проектов, экономически целесообразного единообразного механизма финансирования программ государственных гарантий медицинской помощи;
- финансирование корпоративных программ здравоохранения за счет средств частного бизнеса;
- разработку и внедрение системы мотивации субъектов рынка медицинских услуг и товаров, фармацевтической продукции, на решение приоритетных задач в здравоохранении;
- сокращение различий в потреблении медицинской помощи между социальными группами;
- осуществление мер, направленных на легализацию теневых платежей в здравоохранении;
- контроль за ценообразованием, в т. ч. при закупках по импорту;
- сохранение разных форм собственности поставщиков услуг и товаров здравоохранения при обеспечении права добровольного выбора гражданина, отказ от соинвестирования учреждений частных форм собственности, соблюдение запрета на приватизацию учреждений здравоохранения.