Исторические аспекты возникновения и развития финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием ВВП и НД.
С увеличением объема производства и образованием монополистических объединений на рубеже XIX—XX вв., а также расширением деятельности государства финансы получили дальнейшее развитие.

Содержание работы

Введение
1. Финансы: исторический аспект
2. Финансы как историческая категория
3. Этапы развития финансов в СССР
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после Второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы, в значительной мере обусловленные затратами на милитаризм. Скачок государственных расходов происходит в годы войн. Так, в США во время Второй мировой войны вследствие скачкообразного роста военных затрат государственные расходы увеличились в 10 раз. Однако в послевоенные годы расходы государства сокращаются незначительно и основная тенденция заключается в постоянном их увеличении.

Следует отметить, что в структуре государственных  расходов после Второй мировой войны произошли существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX в. понизился и существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное  развитие получили расходы по вмешательству  государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую  и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства  — одной из самых опекаемых  отраслей экономики.

В главных капиталистических  странах за счет государственных  средств была создана атомная  промышленность. Резко увеличился государственный  сектор экономики. Пытаясь увеличить  занятость населения и сократить  безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко  повысились затраты на научно-технический  прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало  активно помогать монополиям своей  страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах  достигли 20% и более общей суммы  расходов государственного бюджета.

Вмешательство в процесс воспроизводства и  сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Так, страны Европейского Союза (ЕС) создали межгосударственные фонды  денежных средств, используемые для  финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передислокации рабочей  силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.

Появились новые государственные расходы  на охрану окружающей среды, преодоление  экономической отсталости отдельных  регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызвали необходимость  увеличения налогов — главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты.

Налоги  — важнейшее орудие перераспределения  национального дохода. В XX в. возросло значение прямых налогов и главного среди них — подоходного налога с физических лиц. Впервые этот налог был введен в Великобритании в 1842 г., а в большинстве стран Западной Европы и США — в первой четверти XX в. Вследствие понижения необлагаемого минимума и уменьшения налоговых льгот по семейному положению в годы Второй мировой войны этот налог превратился в массовый налог, в налог на заработную плату и небольшие доходы. Им облагается практически все самодеятельное население. Второй крупный прямой налог — налог на прибыль корпораций.

Наряду  с увеличением прямых налогов  в 1970—1990 гг. произошло повышение  косвенных налогов, прежде всего  за счет поступлений по акцизам и  налогу на добавленную стоимость. Возрос удельный вес налогов в валовом  национальном продукте — с 30% (в США) до 50% и более (в малых странах  Западной Европы).

Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все  возрастающих расходов государства. Бюджеты  капиталистических стран в годы после Второй мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

После Второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:

•местные (региональные) финансы;

•внебюджетные специальные правительственные  фонды;

•финансы  государственных предприятий.

В развитых зарубежных странах важной сферой финансовых отношений являются финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре корпорации представляют собой акционерные общества. Акционерная форма организации деятельности предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, получила исключительно широкое развитие. В современных условиях в акционерные предприятия вкладывает свои средства не только буржуазия, но и значительная часть населения. Так, одна из самых крупных корпораций США «Дженерал Моторс» насчитывает около 1 млн. акционеров и никто из них не имеет акций более чем на 1%.

Почему  же акционерная форма собственности  получила такое широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой?

Выпуск  акций — одна из мощных форм мобилизации  капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового  рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко  ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деятельности акционерных  обществ и предприятий других, форм собственности приобретает  все большее значение. Современные  условия капиталистического воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали  вопросы управления финансами предприятий.

В странах  с развитой рыночной экономикой решение  кардинальных вопросов развития корпораций осуществляется под строгим контролем  ее финансового управления. Успех  деятельности акционерных обществ  во многом определяется знанием всеми  сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают  кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового  менеджмента (наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы развития финансов в СССР

 

Ранее было отмечено, что финансовые отношения  организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или  ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской  войны. Экономические условия в  это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные  предприятия промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника, особенно в оптовой  и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923—1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались  неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием  условий для планирования таких  показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это время были, с  одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского  хозяйства даже с помощью частника и кулачества; с другой стороны, поддержка  государственного сектора и подавление частника.

Экономические и политические условия диктовали  необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали  заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать  этим требованиям.

В связи  с этим государство создает три  основных общегосударственных фонда  денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных  с их формированием и использованием.

Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений — налоги.

Налоговая система данного периода характеризовалась  особой множественностью налогов.

К первой группе налогов следует отнести  прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских  земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных  предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая  доля оставалась на предприятии для  расширения производства, создания фонда  улучшения быта рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.

В тот  период жилищная проблема стояла чрезвычайно  остро, поэтому такой подход решал  и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток — не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.

Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали  отдельные акты производственной и  торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных  накладных и т.д.

Особое  место в налоговой системе  занимал промысловый налог, которым  облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла  и промысловые занятия. Налог  состоял из двух самостоятельных  платежей — патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при  выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю.

Регулярность  поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.

Вторую  группу налогов составляли косвенные  налоги в виде акцизов на товары народного потреблении.

Широко использовалась система  доходов от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата  за добычу угли и т.д.

Вся налоговая  система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные слоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического - сектора применялись пониженные ставки с доходовгосударственныхикооперативныхпредприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 г. ставки диффенцировали по группам плательщиков.

Максимальная  ставка для капиталистических элементов  была повышена до 67,5%, а с 1927 г. — до 81%. Кроме того, в 1931 г. введен специальный  сбор на нужды культурного и жилищного  строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников  эта надбавка достигла 200%, т.е. фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.

Вторым по значению общегосударственным  фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и  личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального  страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.

Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями  сельхозпродукции становятся колхозы  и совхозы. Оптовая и розничная  торговля почти полностью сосредоточилась  в руках государства и потребительской  кооперации.

Информация о работе Исторические аспекты возникновения и развития финансов