Исторические аспекты возникновения и развития финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием ВВП и НД.
С увеличением объема производства и образованием монополистических объединений на рубеже XIX—XX вв., а также расширением деятельности государства финансы получили дальнейшее развитие.

Содержание работы

Введение
1. Финансы: исторический аспект
2. Финансы как историческая категория
3. Этапы развития финансов в СССР
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

Основным  производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного  планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий  планировались и носили директивный  характер. На этом этапе у государства  уже другие задачи: реконструкция  всех отраслей народного хозяйства  на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне  обусловили продолжение политики жесткой  централизации средств, предназначенных  как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения  системы финансовых отношений. Основной же группой финансовых отношений выступают денежные отношения между юридическими лицами и бюджетом, поэтому изменения коснулись прежде всего их.

Налоговая реформа 1930—1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и  платежей, упростила методики их расчета  и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых предприятий.

Доля  налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета  всегда была очень высока. Например, в 1940 г. — 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960 г. — 40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4 в 1980 г. — 31,1%.

Вторым  по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в 1975 г. — 31,9%. Этот Доход, наоборот, претерпел существенные изменения.

Итак, в  результате налоговой реформы 1930—1931 гг. подоходный налог с государственных  предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был  принят следующий порядок распределения  прибыли. Прежде всего отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения предприятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 8% — на прирост норматива собственных оборотных средств, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. В бюджет вносилось 72% прибыли.

В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще жестче воздействовали на необобществленный сектор сельскохозяйственного производства.

Данная  организация финансов позволила  государству даже в условиях Отечественной  войны 1941—1945 гг. выполнить поставленные задачи и к 60-м гг. страна по уровню развития промышленности становится одним  из крупнейших индустриальных государств мира. Были построены и введены  в действие десятки тысяч новых  крупных промышленных предприятий  Число отраслей и производств  в промышленности возросло с 81—87 в 1925—1927 гг, более чем до 300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей в машиностроении, химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.

Масштабы  производства обусловили процесс децентрализации  в управлении экономикой, так как  стало невозможным из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций  предприятиям, социалистическое государство  должно было обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необходимость  формирования фондов денежных средств  не только на уровне государства, но и  на уровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа  вызвали к жизни совершенно новые  группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и  государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятия. В связи  с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.

Экономическая реформа 1965 г. утвердила новую систему  распределения и использования  прибыли, в основу которой положены следующие принципы:

• повышение  заинтересованности работников предприятий  в общих результатах работы, в  связи с чем размеры материального поощрения работников были поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности;

• создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет прибыли  и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и  других мер по внедрению новой  техники, расширению производства;

• введение платности за пользование производственными  фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем использовании  фондов;

• повышение  материальной ответственности предприятий  за выполнение плана прибыли и  сохранность собственных оборотных  средств.

Финансовые  отношения по поводу распределения  прибыли представляют сложную систему  взаимоувязанных нормативов, методик  расчета налогооблагаемых баз, очередности  отчислений, льгот и санкций. В  первую очередь осуществлялись платежи  в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые  оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.

После первоочередных отчислений оставалась расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с рядом показателей  деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение, долгосрочного  кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) и др.

Так как  затраты второго (использование  фонда материального поощрения  — ФМП, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства  — ФСКМ И ЖС, фонда развития производства — ФРП) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение  долгосрочного кредита, погашение  среднесрочного кредита, выданного  на восполнение собственных оборотных  средств, финансирование прироста собственных  оборотных средств и т.д.) уровней  планировались и утверждались министерствами, то, безусловно, их объемы устанавливались  ниже планируемой и утверждаемой прибыли, т. е. в централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Распределение прибыли  промышленных предприятий

Распределение прибыли

1970

1975

1980

1981

1982

1983

Получено прибыли — всего из нее:

100

100

100

100

100

100

Внесено в бюджет в том числе:

62

58

60

59

59

60

плата за производственные

фонды

17

22

24

24

25

24

фиксированные (рентные)

платежи

5

4

1

1

6

7

взносы свободного остатка

35

30

33

32

27

28

прибыли отчисления от прибыли 

Оставлено в распоряжении предприятия

 

4

 

38

 

1

 

42

 

1

 

40

 

2

 

41

 

1

 

41

 

1

 

40

 

Источник. Народное хозяйство  СССР в 1983 г.: Стат. ежегодник. — М.: Финансы  и статистика,1984. — С. 537.


 

Из табл. 1 видно, что размер свободного остатка  прибыли, перечисляемого в бюджет, в первые годы экономической реформы значительно превышал размер платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль.

Анализ  данных финансовых отношений показывает, что социалистическое государство  очень неохотно выпускало из своих  рук финансовые ресурсы, хотя условия  этого настоятельно требовали. В  самый жесткий период государство  забирало у предприятий 72% прибыли, а провозгласив политику децентралиции системы управления экономикой — в среднем 60%. В итоге произошло несовпадение организованных государством конкретных групп финансовых отношений с задачами производства. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.

Стремясь  изменить положение, государство в 80-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую  систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения  прибыли, первой и второй моделей  хозяйственного расчета. Однако эти  усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные  методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились  темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась  убыточной. Народное хозяйство, располагающее  огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями  и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом  и его материальным покрытием. Впервые  в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в  стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило  курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в  целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление  хозяйствующих субъектов различных  форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т. д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т. д.

Рыночная  экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

В результате финансовая политика приобретает революционные  черты. Многие экономисты сравнивают современный  этап с этапом становления социалистических финансов.

Переход страны на новые экономические отношения  чреват большими трудностями. Структурные  преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т. п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:

1. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде,, Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас — не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

2. Значительное  снижение государственных доходов  из ранее действующих источников  или их потеря компенсируется  увеличением их количества. Основной  упор сделан на налоги, поэтому  с 1992 г. налоговая система представляет  собой сложную, противоречивую, во  многом не отвечающую даже  интересам новых хозяйствующих  субъектов систему. Были введены  такие новые налоги, как налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий  и физических лиц, налог на  операции с ценными бумагами  и др. Налоговый пресс привел  к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от  уплаты налогов, утечке капиталов,  расцвету теневой экономики.

3. Невмешательство  государства в экономику подтверждается  следующими цифрами: в 80-е гг. более 57% бюджета страны расходовалось  на народное хозяйство, последние  годы — не более 12%. Бели  раньше 78% всех капитальных вложений  финансировалось из бюджета, то  в настоящее время бюджет развития  вынесен в отдельный раздел  и в основном не обеспечен  финансированием.

Информация о работе Исторические аспекты возникновения и развития финансов