История кредитной системы Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 11:14, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении проблем и перспектив развития кредитной системы Кыргызстана, ее роли в экономике в свете происходящих экономических преобразований, перехода от командно-административной экономики к рыночной.
В результате в Кыргызской республике, законодательно сформировалась двухуровневая банковская система:
I уровень - Национальный Банк Кыргызстана;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
История кредитной системы Кыргызской Республики………………………..3
Становление кредитной системы……………………………………………….5
Кредит и его принципы………………………………………………………….7
Совершенствование кредитной системы……………………………………..13
Заключение ……………………………………………………………………..20
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

кредитная система.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Платность кредита. Ссудный процент

• регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях;

• на кризисных этапах развития экономики — антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка.

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

Подтверждая роль кредита как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию. Именно эта стимулирующая функция не в полной мере использовалась в условиях плановой экономики, когда значительная часть кредитных ресурсов предоставлялась государственными банковскими учреждениями за минимальную плату (1,5 — 5% годовых) или на беспроцентной основе.

Принципиально отличаясь от традиционного механизма ценообразования на другие виды товаров, определяющим элементом которого выступают общественно необходимые затраты труда на их производство, цена кредита отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от целого ряда факторов, в том числе чисто конъюнктурного характера:

• цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема— снижается);

• темпов инфляционного процесса (которые на практике даже несколько отстают от темпов повышения ссудного процента):

• эффективности государственного кредитного регулирования. осуществляемого через учетную политику центрального банк:, в процессе кредитования им коммерческих банков;

• ситуации на международном кредитном рынке (например, проводившаяся США в 80-х гг. политика удорожания кредита обусловила привлечение зарубежного капитала в американские банки, что отразилось на состоянии соответствующих национальных рынков);

• динамики денежных накоплений физических и юридических лиц (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается);

• динамики производства и обращения, определяющей потребности в кредитных ресурсах соответствующих категорий потенциальных заемщиков;

• сезонности производства (например, в России ставка ссудного процента традиционно повышается в августе—сентябре, что связано с необходимостью предоставления аграрных кредитов и кредитов для завоза товаров на Крайний Север);

• соотношения между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью (ссудный процент стабильно возрастает при увеличении внутреннего государственного долга).

Обеспеченность кредита

Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принять на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономической нестабильности. например, в отечественных условиях.

Целевой характер кредита

Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитов Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредит

Договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.

Дифференцированный характер кредита

Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков.

Перераспределительная функция

В условиях рыночной экономики рынок ссудных капиталов выступает в качестве своеобразного насоса, откачивающего временно свободные финансовые ресурсы из одних сфер хозяйственной деятельности и направляющего их в другие, обеспечивающие, в частности, более высокую прибыль. Ориентируясь на дифференцированный ее уровень в различных отраслях или регионах, кредит выступает в роли стихийного макрорегулятора экономики, обеспечивая, удовлетворение потребностей динамично развивающихся объектов приложения капитала в дополнительных финансовых ресурсах. Однако в некоторых случаях практическая реализация указанной функции может способствовать углублению диспропорций в структуре рынка, что наиболее наглядно проявилось в России на стадии перехода к рыночной экономике, где перелив капиталов из сферы производства в сферу обращения принял угрожающий характер, в том числе с помощью кредитных организаций. Именно поэтому одна из важнейших задач государственного регулирования кредитной системы — рациональное определение экономических приоритетов и стимулирование привлечения кредитных ресурсов в те отрасли или регионы, ускоренное развитие которых объективно необходимо с позиции национальных интересов, а не исключительно текущей выгоды отдельных субъектов хозяйствования.

              Совершенствование кредита

Лизинговый кредит. В настоящее время в Кыргызстане почти не используется лизинговое кредитование, А ведь при нашей материальной базе лизинг мог бы приносить неплохие прибыли. Особенно привлекательным лизинг становится с введением налоговых и амортизационных льгот. Если лизинг обладает налоговыми и амортизационными преференциями, то они делают его предпочтительнее, как прямая закупка или кредитование3. Например:

- расходы по оплате лизинговых  платежей полностью относятся  на себестоимость. Это позволяет очень существенно сократить платежи налога на прибыль, что невозможно ни при прямой закупке, ни при кредите, где суммы стоимости имущества платятся из чистой прибыли в части, не соответствующей амортизационным отчислениям;

- только при лизинге существует процесс ускоренной амортизации оборудования, с коэффициентом 3. Это позволяет списать оборудование в три раза быстрее. Также общая сумма налога на имущество за период амортизации оборудования при лизинге в 3 раза меньше, чем во всех остальных случаях;

- при лизинге оборудование может  числиться по желанию сторон  либо на балансе лизинговой  компании, либо на балансе лизингополучателя. В случае, сели оборудование числится на балансе лизинговой компании, предприятие-лизингоплучатель учитывает это оборудование на забалансовых счетах, не показывая ни само оборудование, ни кредиторскую задолженность за него в балансе, и таким образом значительно улучшает структуру своего баланса. При этом его активы не увеличиваются, и освобождает от уплаты налога на это имущество;

- по окончании срока лизингового  договора оборудование передается в собственность предприятия-лизингополучателя по нулевой стоимости.

Опыт развития лизинга в других странах показывает, насколько привлекательным лизинг становится при наличии налоговых и амортизационных преференций. Закон КР «О финансовой аренде (лизинг)» не устанавливает нормы и принципы учета и налогообложения предмета лизинга вообще. Ст. 22 и ст.23 настоящего Закона определяют политику учета предмета лизинга и начисления амортизации с общими требованиями законодательства КР. Ни какими другими нормативными актами не устанавливаются налоговые и амортизационные преференции.

Главным препятствием развитию лизинга в Кыргызстане являются налоги. Налогообложение операций по финансовой аренде является безусловным лидером по части неурегулированности правил расчета налогов. Сейчас существуют спорные и неурегулированные вопросы по налогообложению и бухучету лизинговых операций, которые могут привести к проблемам с налоговыми органами. Например, непонятно, кто из участников лизинговой сделки должен включить в свою налоговую декларацию вычет на амортизацию или текущий ремонт. Масса проблем возникает с уплатой налога на добавленную стоимость. Ст. 134 определяет в качестве даты налогового обязательства день отгрузки товара. Означает ли это, что уже в момент отгрузки лизинговая компания должна начислить обязательство по НДС в отношении всей суммы по договору? В России обязательства по НДС возникают в момент получения каждого лизингового платежа, то есть, равномерно, в течении всего срока действия лизингового договора. А в Узбекистане лизинговые платежи вообще освобождены от НДС (нам бы так).

На мой взгляд, должны быть решены вопросы предоставления льгот. Я считаю целесообразным применять ускоренную амортизацию в отношении предмета лизинга в налоговых целях. Налоги – это серьезная категория, которая может стать непреодолимым препятствием для любого бизнеса. Надеюсь на устранение налоговых барьеров лизинговой деятельности в Кыргызстане.

Ипотечный кредит. В настоящее время наши банки робко приступают к ипотечному кредитованию, несмотря на то, что в этом заложена и социальная значимость и стимул для развития экономики, а также и банковского дела. Отсутствие долгосрочных и дешевых кредитных ресурсов – одна из главных причин такого подхода. Кроме того, по нашему мнению необходимо принятие и ряда законодательных актов, способствующих развитию этого дела, в частности, банкам, представляющим ипотечные кредиты, установить льготы по налогообложению на объем таких кредитов, уменьшить нормы обязательного резервирования. Существует, и необходимость в создании специализированных банков жилищного строительства со специальным лицензированием и льготным налогообложением.

Были целесообразны и другие инициативы государства. Например, частично освободить от подоходного налога средства граждан, перечисленные ими на жилищные счета в банках; не облагать налогом дивиденды юридических лиц, направляемые ими на строительство жилья; значительно сократить ставку НДС на строительные материалы, если они расходуются в жилищном строительстве; освободить от налогов проектные работы по созданию новой техники и технологии в жилищном строительстве и промышленности строительных материалов и т.д.

Как правило, при ипотечном кредитовании сроки предоставления кредитов составляют 15 – 20 лет и в связи с этим для наших банков ключевой проблемой является отсутствие дешевых долгосрочных ресурсов. А в настоящее время из-за существующего положения на финансовом рынке мы имеем возможность выдачи только краткосрочных кредитов.

Нет еще закона, который бы регулировал порядок выпуска и обращения эмиссионных ипотечных ценных бумаг.

Существующие законы по взысканию задолженности «дружественны» должнику и процесс отчуждения залогового имущества на практике занимает очень много времени, сил и средств.

В первую очередь, речь идет об общей экономической ситуации в Республике, которая на данном переходном этапе является нестабильной и оставляет желать лучшего. При такой ситуации банки стараются выдавать только краткосрочные кредиты сроком на 1 – 3 месяца, использование которых не развивает реальный сектор экономики и, тем самым, не создает возможности для повышения доходов населения. Ипотечное кредитование – это долгосрочное вложение средств, что при нынешней ситуации является рискованным мероприятием.

Также необходимо отметить, что без надлежащей системы страхования проводит ипотечное кредитование рискованно. Объектами страхования могут выступать как недвижимые имущества, например, на случаи повреждения, так и кредитозаемщик – на случай смерти или болезни.

При ипотечном кредитовании одной из альтернатив минимизации риска также является предоставление гарантий третьих лиц, наличие которых дает возможность уменьшить возможные кредитные потери. Однако при нынешней ситуации найти надежного и платежеспособного гаранта довольно-таки непросто.

Что же касается оживления реальною сектора, его кредитования, можно сказать, что основной его проблемой в Кыргызской Республике является недостаток долгосрочных инвестиций. Обычная практика решения такой проблемы это создание специализированных кредитных институтов.

Важное значение имеют условия создания новых механизмов рефинансирования коммерческих банков, начинающих работать с реальным сектором. Эта проблема требует разработки программ по реализации проектов стимулирования и расширения рынка краткосрочных и: долгосрочных долговых обязательств, эмитируемых предприятиями четко определенной специализации.

Состояние реального сектора республики обуславливает высокую рискованность кредитных операции, что в основном и сдерживает коммерческие банки от активного взаимодействия с реальным секторов. В этих условиях необходимо создание определенных предпосылок для повышения привлекательности вложения банковского капитала в реальные сектор. В этом плане, наряду с реализацией чисто правовых аспектов этой проблемы (закон "О страховании депозитов"), возможно осуществление следующих проектов:

1. Развитие инфраструктуры рынка, позволяющей коммерческим банкам по возможности адекватно оценить риски кредитования предприятий реального сектора. Это может быть кредитное бюро, которое будет аккумулировать информацию о финансовом положении заемщиков, рейтинговые консалтинговые компании, специализирующиеся на реальном секторе и помогающие коммерческим банка в поисках потенциальных клиентов. Диапазон возможных услуг этих компаний может быть очень широким, это может быть и непосредственное кредитование или представление лизинговых, факторинговых и других видов услуг.

2. Создание страховой компании для страхования экспортеров в целях защиты их от риска невыполнения контрактов.

Многие государства (в основном западные) для стимулирования экспорта с помощью государственных страховых агентств осуществляют страхование экспортных кредитов от политического риска. Частые страховые общества такого рода страхования обычно не проводят.

Информация о работе История кредитной системы Кыргызской Республики