История происхождения понятия финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 12:32, доклад

Описание работы

Возникновение явления финансовых отношений и самого термина финансов относят к средним векам. Термин «finansia» появился в 13-15 вв. в торговых городах Италии и стал употребляться как понятие связанное с системой денежных отношений между населением с одной стороны, и государством с другой стороны, по поводу образования государственных денежных средств.

Файлы: 1 файл

Финансы - История происхождения понятия финансы. Теории госфинансов.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

Классическая политэкономия. Основатель финансовой науки Адам Смитв труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) разработал положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде.

В работе Адам Смит дал характеристику финансовым категориям (расходам и доходам государства). Он доказал, что весь государственный доход используется непроизводительно, следовательно, государственные расходы сокращают возможности роста национального дохода, отсюда и его отрицательное отношение к налогам.

Адам Смит разработал 4 принципа организации налогообложения: 1) налоги уплачиваются в соответствии со способностями и силами подданных; 2) размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены; 3) время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика; 4) при сборе налогов должны обеспечиваться минимальные издержки.

Оценивая косвенные налоги и налог на заработную плату, он говорит о росте цен на товары, о росте издержек производства, вследствие чего уменьшается продажа товаров и сокращается потребление.

Налог на зарплату он называет разорительным для рабочего, поскольку сокращается его покупательная способность, а это отрицательно влияет на рыночный спрос. Таким образом, налоговая концепция Смита была подчинена стимулированию накопления капитала и ускорению развития производительных сил.

Давид Рикардо также посвятил свою работу «Начала политической экономии и налогообложения» анализу основ налогообложения.

Адам Смит и Давид Рикардо определили концепцию экономической политики по отношению к государственным расходам и налогам. Результатом проводимой государственной политики в XYIII-XIX вв. было ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

Английский ученый Джон Стюард Милль – разработал новые принципы рациональной налоговой системы. Ему принадлежит идея введения необлагаемого минимума при подоходном обложении, который должен быть равен доходу, необходимому для существования.

Джон Стюард Милль детально разработал «налоговую теорию услуг», согласно которой каждый человек должен отдать государству часть своего дохода за полученную от него поддержку. Он тесно связал налоги с государственными расходами, устанавливая между ними строгую зависимость.

В 1870-х гг. возникла новая историческая школа, начало которой положили немецкие ученые (Г. Шмоллер, М. Вебер, А. Вагнер).

А. Вагнер занимался исследованием государственных финансов. Он считал, что финансы могут быть использованы государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

С середины и до конца XIX вв. финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения.

В работах К. Маркса и Ф. Энгельса«Критика политической экономии», «Капитал» вскрыт классовый характер государственных бюджетов эпохи домонополистического капитализма, раскрыт непроизводительный характер расходов государства, показана связь государственных займов с налогами.

Исследуя методы первоначального накопления капитала, К. Маркс отнес к ним финансовые методы: государственные расходы, государственный кредит и налоговую систему. Именно они обеспечили быстрое накопление капитала, создав предпосылки для развития капиталистического производства.

Большое внимание К. Маркс и Ф. Энгельс уделили налогам, они подчеркивали, что налоги для трудящихся являются орудием эксплуатации. К. Маркс считал более прогрессивными прямые налоги, особенно подоходный налог, а косвенные налоги – наиболее тяжелыми.

Анализируя сущность государственного бюджета, К. Маркс писал, что основным вопросом бюджета является соотношение расходной и доходной частей (сальдо бюджета). Именно сальдо определяет сокращение или увеличение налогообложения.

Экономическая теория Джона Кейнсаоказала огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики. Рекомендации Кейнса использовались многими государствами в течение длительного периода. В основе теории положена идея «эффективного спроса». Эта теория изложена в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Кейнсстал основоположником теории регулирования экономики посредством государственных финансов, он предложил активизировать государственную политику в руководстве экономикой. В своей теории он обосновал необходимость вмешательства государства в экономику в условиях нестабильного развития. Государственные расходы и государственные инвестиции могут финансироваться в долг, за счет налогов, займов, а это означает, что может привлекаться рынок ссудных капиталов для достижения «эффективного спроса». Возникновение дефицита бюджета – один из способов регулирования экономики. Таким образом, должна соблюдаться следующая зависимость:

Сбережения + налоги = инвестиции + государственные расходы

Кейнс считал главным средством достижения экономического равновесия эффективный спрос и выступал за расширение сферы финансов.

Последователи Кейнса в 60-е годы (Хансен А., Харрод Р.) развили его теорию, они завершили создание фискальной антициклической теории, сущность которой сводилась к изменениям в государственных доходах и расходах в целях сбалансированного экономического развития.

Они продолжили идеи Кейнса о налоговых "стабилизаторах", дополнили их "управляемыми стабилизаторами" (изменяющимися налоговыми мероприятиями государства).

С середины 50-х годов XX века возникли неоклассические теории Р. Слоу, Дж. Кенрика в США, А. Роббинса в Великобритании – они отстаивали принцип невмешательства государства в экономику, выступали за сокращение общего объема государственных расходов, одновременно изменив их структуру, путем увеличения доли затрат на образование, науку. Одновременно предлагалось снижение уровня налогов, но требовалось достижение бездефицитного бюджета.

Из неоклассической школы выделилось неоконсервативное направление (Г. Стейн; Дж. Хоу; А. Уолтерс). Их мнение противоположно кейсинсианской школе. Главным средством достижения равновесия они считали предложение, а не спрос; если кейсианцы – за расширение сферы государственных финансов, то неоконсерваторы – за ее сокращение, если кейсианцы считали, что государственные расходы можно финансировать выпуском займов, то неоконсерваторы поставили задачу сбалансирования доходов и расходов государственного бюджета.

В методике государственного регулирования неоконсерваторы отдавали предпочтение денежно-кредитному маневрированию, монетарной политике, направленной на регулирование темпов роста денежной массы в обращении. Они – за снижение налогов, поскольку государство через налоговую систему должно создать условия для формирования сбережений, достаточных для обеспечения инвестиций в стране. Широкую известность приобрела налоговая концепция американского экономиста А. Лэффера, который на основании графической модели пришел к выводу: высокие ставки налога сдерживают темпы экономического роста (рис.).

Рисунок  – Кривая Лэффера

 

При повышении ставки налога доходы государства сначала увеличиваются, когда же налоговая ставка превысит некую границу – точку М,то доходы от налоговых поступлений начинают снижаться. Поэтому снижение налогов будет улучшать состояние финансов.

В 70-е годы XX века возникло неокенсианское направление, крупнейшие представители – Н. Калдор, Х. Минский.

В основе их теории – идея расширения государственного вмешательства с помощью финансового механизма.

При всех расхождениях подходов в трактовке роли государства ни монетаристы, ни неоклассики не ставили под сомнение надежность самого механизма принятия государством решений в области экономики и финансов.

Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, сторонники теории общественного выбора,сформировавшейся в 1950-1960-х годах, поставили под сомнение результативность государственного вмешательства в экономику, проявляющуюся в таких показателях, как национальный доход, сбалансированный бюджет.

Они исследовали политические, юридические и социологические области, сделав объектом анализа процесс принятия правительственных решений в области перераспределения ВВП, регулирования сферы финансовых операций. Они доказывали, что нет непреодолимой границы между бизнесом и политикой, по их мнению, "рациональные политики" поддерживают, прежде всего, те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы победы на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора распространила принципы индивидуализма не только на коммерческую деятельность, но и на финансовую деятельность государства.


Информация о работе История происхождения понятия финансы