История возникновения казначейской системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:33, реферат

Описание работы

Россия располагает огромными богатствами. Национальное богатство государства требует не только организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного его использования, сохранности и хорошо организованного управления и контроля. С этой целью в России после 1863 года, когда в составе министерства финансов был создан департамент государственного казначейства, в распоряжении которого находились местные органы - казенные палаты, было учреждено казначейство.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
История возникновения казначейской системы в России………………………
История развития казначейской системы России……………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КДреферат.docx

— 34.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………

История возникновения казначейской системы в России………………………

История развития казначейской системы России……………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С давних времен функция  исполнения бюджета государства  являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия  на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое  значение по мере перехода экономики  страны к рыночным отношениям.

Россия располагает огромными  богатствами. Национальное богатство  государства требует не только организации  и осуществления работы по его  приращению, но и правильного его  использования, сохранности и хорошо организованного управления и контроля. С этой целью в России после 1863 года, когда в составе министерства финансов был создан департамент государственного казначейства, в распоряжении которого находились местные органы - казенные палаты, было учреждено казначейство. 

В настоящее время  основной задачей Федерального казначейства и главной целью его создания является организация исполнения и исполнение бюджетов.

Деятельность Федерального казначейства основывается на исполнении принципов Бюджетной системы  Российской Федерации:

    • единства бюджетной системы Российской Федерации;
    • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
    • самостоятельности бюджетов;
    • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • сбалансированности бюджета;
    • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    • гласности;
    • достоверности бюджета;
    • адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

Развитие казначейской системы  исполнения федерального бюджета сопровождается фактическим разграничением и передачей  функций и объемов работ, ранее  выполняемых территориальными органами Центрального банка, Госналогслужбы Российской Федерации, местными финансовыми органами в органы казначейства, освобождая эти органы для решения других, более свойственных им задач.

История возникновения  казначейской системы в России

 

Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории  управления государственными финансами. История создания казначейства естественным образом совпадает с началом  процесса образования Русского централизованного  государства. В средние века в  период правления на Руси Ивана III (1462 - 1505 гг.) обозначился переход от удельного  княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению. Были созданы Приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большой Казны, Большого Прихода, Счетный. Приказы-службы подчинялись царю и Боярской Думе, имея, в свою очередь, в подчинении местное управление. В 1512 году создается Казенный Приказ (Двор). А в 1558 году было образовано первое государственное экономическое учреждение - Казна, появилась должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. Вместе с тем, системной организации государственных финансов до Петра I не существовало.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны  регламентировалась Соборным Уложением 1649 года. Первым известным общегосударственным  бюджетом явилась роспись доходов  и расходов за 1679 - 1680 годы на сумму 1220,4 тыс. рублей. В 1710 году в период плавления  Петра I была создана Счетная или  Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

Постепенно происходит становление  казначейства как органа, осуществляющего  сбор и хранение денежной казны, а  также исполнение росписи государственных  доходов и расходов на местах (уездные  казначейства). В 1780 году в Москве и  Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении  которых находились все текущие  расходы за исключением "военных, флотских и кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при 1 департаменте Сената. В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея. В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству.

В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия. Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы, выразившееся в отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д. С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900 году - уже во всех 727 казначействах на местах).

Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. Постановлением Правительства  в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены  на Народный банк. Департамент Государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям  Народного банка, образуя там  сметные отделы.

Завершился этот процесс  в 1926 г. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих  руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и  аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную  работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных  советов. С этого времени в  стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая  без существенных изменений просуществовала  весь советский период развития государства. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов  бюджетов, межбюджетное перераспределение  доходов, открытие и ведение лицевых  счетов бюджетополучателей, организацию  учета и отчетности по всем операциям  с бюджетными средствами.

Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать. Однако, с  распадом Советского Союза и реформой банковской системы в Российской Федерации, бюджетные средства оказались  в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета  уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков. Как результат, стали  возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Время прохождения денег до конечных получателей резко возросло.

Министерство финансов России в известной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования. Объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила  функции Правительства РФ и Центрального банка России. Более того, законом  о Центральном банке России на него не возлагаются функции кассового  исполнения бюджета.

Указанные обстоятельства привели  к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской. Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный - на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета является содействие оптимальному управлению государственным финансовым ресурсам. Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации.

С этого момента началось возрождение казначейской системы  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития казначейской системы России

 

Казначейство прошло длинный  и сложный путь развития. Его история  неотделима от истории развития Российского  государства в целом.

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена  Древней Руси, когда появилась  должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением  границ Российского государства  и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало  дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная  или Казначейская контора, которая  должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала  до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход  в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения  для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному  документу, в каждой губернии создаются  казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов  Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Были определены и штаты  соответствующих чиновников. В составе  каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые  была определена должность уездного казначея как основного финансового  чиновника низшего звена, который  назначался государственным казначеем  по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной  частью структуры финансового аппарата на местах.

Сохранение казны уже  в то время стало делом государственной  важности. Зачастую казначеи хранили  государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских  волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест “Об учреждении министерств”, в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года “Особенным учреждением Министерства финансов”. Управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

Департаменту Государственного казначейства было определено ведомственное  подчинение центральных и местных  финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с  состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».

Главными направлениями  деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:

    • движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;
    • главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;
    • заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;
    • дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;
    • дела по составлению росписи доходов и расходов;
    • дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.

 

Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и  впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального – Департамента Государственного казначейства – до местных - губернских и уездных казначейств.

Информация о работе История возникновения казначейской системы в России