Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, можно определить цель написания данной работы, а именно – рассмотреть теоретические аспекты и провести анализ развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть сущность государственного кредита;
рассмотреть основные функции и виды государственного кредита;
проанализировать состояние государственного кредита на современном этапе;
определить преимущества и недостатки государственного кредита;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 337.18 Кб (Скачать файл)

Средневзвешенный уровень доходности по сделкам с государственными долгосрочными облигациями ”до погашения“ составил 44,1 процента годовых. Средневзвешенная ставка РЕПО (независимо от срока) в 2012 году по сделкам с государственными долгосрочными облигациями составила 33 процента годовых. В 2012 году сделки с государственными облигациями с процентным

доходом, номинированными в иностранной валюте и размещенными на внутреннем рынке, на вторичном рынке не заключались.

На начало 2013 года в обращении находилось 609 выпусков корпоративных облигаций 227 эмитентов, в том числе 22 банков, 205 небанковских организации, на общую сумму 58,9 трлн. рублей, или 11,2 процента к ВВП. На 1 января 2012 г. данный показатель составлял 57,4 трлн. рублей, или 19,3 процента к ВВП. Таким образом, объем корпоративных облигаций в обращении за год вырос незначительно, что отразилось на снижении данного сегмента рынка в сравнении с ВВП. Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.

Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2013 года составил 128,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2012 года на 12,4 трлн. рублей, или на 10,6%.

Увеличение государственного долга в 2012 году в основном обусловлено ростом внутреннего долга.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 января 2013 года составил 25,8 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей, увеличившись с начала 2012 года на 8,0 трлн. рублей.

Увеличение внутреннего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено эмиссией государственных облигаций.

 

 

2.4 Анализ внешнего государственного долга

 

Внешний государственный долг представляет собой непогашенный на определенный момент времени фактические и ничем не обусловленные обязательства резидентов данной страны перед нерезидентами, которые требуют выплаты основного долга и/или процентов в будущем. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.

В состав внешнего долга не включаются:

    • акционерный капитал предприятий прямого инвестирования, другие формы участия в капитале, а также реинвестированные доходы, поскольку они не предусматривают выплату основного долга и/или процентов по его обслуживанию (прямые и портфельные инвестиции, обеспечивающие участие в капитале);
    • производные финансовые инструменты, такие, как форвардные контракты  и опционы;
    • выпускаемые резидентами долговые ценные бумаги, используемые в рамках обратных операций с ценными бумагами.

Показатель валового внешнего долга Республики Беларусь включает обязательства перед нерезидентами, классифицированные по институциональным секторам, по срокам погашения и по типам долговых инструментов. 

Валовой внешний долг представлен по следующим секторам экономики:

центрального банка; депозитных организаций за исключением центрального банка; сектора государственного управления; а также других секторов в составе других финансовых организаций и нефинансовых предприятий, домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ).

Разграничение между долгосрочными и краткосрочными обязательствами основано на критерии первоначального срока погашения.

Долгосрочный внешний долг определяется как долг со сроком погашения свыше одного года.

Краткосрочный внешний долг определяется как долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более одного года.

В классификации обязательств по финансовым инструментам выделяются долговые ценные бумаги, кредиты и займы, торговые кредиты и авансы, другие долговые обязательства. Межфирменные долговые заимствования между единицами, состоящими в отношениях прямого инвестирования, отражаются отдельно. 

Валовой внешний долг имеет прямую взаимосвязь с платежным балансом и международной инвестиционной позиции (в части внешних долговых обязательств).

Принципы и концепции, используемые при составлении валового внешнего долга, соответствуют принципам составления платежного баланса и международной инвестиционной позиции страны (принципы экономической территории страны, резидентства, принципы оценки и времени регистрации операций и др.). 

Основными источниками информации, используемыми при разработке валового внешнего долга, являются:

    • система отчетности предприятий–резидентов о внешнеэкономических операциях и запасах внешних долговых обязательств;
    • банковская система отчетности; 
    • другие официальные источники информации Республики Беларусь;
    • информация стран–партнеров, включая Центральный банк Российской Федерации и Национальный банк Украины; 
    • данные международной финансовой статистики.

Система отчетности предприятий–резидентов используется при сборе информации об внешних долговых обязательствах страны с внешнеэкономическими партнерами по всем видам инвестиций сектора нефинансовых предприятий и домашних хозяйств.

Система банковской отчетности охватывает два типа респондентов: 

банки Республики Беларусь, которые отчитываются как об инвестиционной деятельности своих клиентов – резидентов Республики Беларусь, так и о своих собственных внешнеэкономических операциях, включая сведения о состоянии внешних долговых обязательств;

предприятия–резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны и отчитывающиеся непосредственно Национальному банку. 

Данные валового внешнего долга направляются руководству Национального банка, органам государственного управления страны, международным финансовым и статистическим организациям, центральным банкам стран–партнеров во внешнеэкономической деятельности, учебно-образовательным организациям страны, а также по индивидуальным запросам юридическим и физическим лицам на основании действующего законодательства.

Обязательства Республики Беларусь перед нерезидентами, образующие ее валовой внешний долг, на 1 января 2013 г. составили 34,1 млрд. долларов (54 % годового ВВП), или 72 % общей суммы иностранных обязательств страны. За 2012 год внешний долг Республики Беларусь увеличилась на 93,1 млн. долларов, или на 0,3%. За счет операций, отражаемых в платежном балансе, внешние долговые обязательства уменьшились на 161,9 млн. долларов, за счет курсовой и стоимостной переоценок – увеличилась на 28,6 млн. долларов, за счет прочих изменений (в результате пересмотра классификации, списания безнадежных долгов и др.) на 26,4 млн. долларов.

На рисунке 1 изображена структура внешнего долга Республики Беларусь по секторам экономики на 1 января 2008-2013 годов.

  Рисунок 3.1. Структура внешнего долга Республики Беларусь по секторам экономики на 1 января 2008-2013 годов

Рост валового внешнего долга РБ за 2012 год обеспечило рост привлечение инвестиций сектором органов государственного управления, банками и другими органами.

В структуре валового внешнего долга страны наибольший удельный вес занимали внешние долговые обязательства других секторов и сектора органов государственного управления. При этом следует отметить, что за последние пять лет доля внешних обязательств Правительства Республики Беларусь значительно возросла.

Обязательства органов денежно-кредитного регулирования (в структуре

платежного баланса и международной инвестиционной позиции соответствует сектору ”центральный банк“) на 1 января 2013 г. составили 438,9 млн. долларов (1,3 % валового внешнего долга страны) и уменьшились за  2012 год на 1,1 млрд. долларов, или на 71,3 %, за счет значительного  сокращения обязательств перед нерезидентами по счетам и депозитам, которые на 1 января 2013 г. сложились в объеме 212,6 млн. долларов (48,4 % внешнего долга данного сектора). На 1 января 2012 г. обязательства перед нерезидентами по счетам и депозитам составляли 1 195,6 млн. долларов (78,2 % внешнего долга данного сектора).

На 1 января 2013 г. внешний долг сектора органов государственного управления (без учета кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь) сложился в объеме 12,6 млрд. долларов (36,8 % валового внешнего долга страны) и увеличился сначала 2012 года на 217,6 млн. долларов (на 1,8 %). Внешний долг данного сектора представлен исключительно долгосрочными обязательствами, в том числе в форме привлеченных Правительством Республики Беларусь кредитов и займов в размере 10,2 млрд. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3 млрд. долларов), обязательствами перед нерезидентами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 1,8 млрд. долларов, а также обязательствами, связанными с распределением специальных прав заимствования МВФ, в объеме 566,6 млн. долларов.

За 2012 год внешний долг банков увеличился на 129,4 млн. долларов, или на 2,1 %,  и на 1 января 2013 г. составил 6,2 млрд. долларов (18,2 % валового внешнего долга страны). Краткосрочные внешние обязательства составили 2,6 млрд. долларов (42,6 % внешних обязательств данного сектора) и увеличились на 589,3 млн. долларов, или на 28,7 %. Долгосрочный внешний долг сократился с начала года на 459,9 млн. долларов, или на 11,4 %, и сложился в размере 3,6 млрд. долларов (57,4 %). Основная сумма внешнего долга банков (83,8 %) представлена обязательствами перед нерезидентами по привлеченным кредитам и займам в размере 5,2 млрд. долларов, в том числе долгосрочными – в объеме 3,2 млрд. долларов и краткосрочными – в объеме 2 млрд. долларов. 

На 1 января 2013 г. внешний долг других секторов увеличился на 5,9 % и составил 14,9 млрд. долларов (43,7 % валового внешнего долга страны). Основная часть внешнего долга в размере 10,4 млрд. долларов (69,7 % внешнего долга данного сектора) представлена краткосрочными обязательствами на срок один год и менее. При этом основным инструментом привлечения внешнего финансирования явились торговые кредиты и авансы (включая просроченные обязательства) в размере 8,7 млрд. долларов (58,1 %). Задолженность по привлеченным иностранным кредитам и займам составила 5 млрд. долларов (33,8 %), обязательства по долговым инструментам между прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования ( межфирменное кредитование) сложилось в размере 1,2 млрд. долларов (7,8 %).

Кроме анализа внешних заимствований страны в разрезе секторов экономики, предусмотренных стандартной структурой платежного баланса и международной инвестиционной позиции, особый интерес может вызывать статистика внешнего долга государственного сектора в расширенном определении и данные частных внешних заимствований.

По состоянию на 1 января 2013 года внешний долг государственного сектора в расширенном определении составлял 19,3 млрд. долларов, или 56,5 % от величины совокупного внешнего долга Республики Беларусь, что указывает на значимую роль государственных органов и подконтрольных им субъектов хозяйствования во внешнеэкономической инвестиционной деятельности.

В структуре внешнего долга государственного сектора в расширенном определении органы государственного управления являются основным заемщиком иностранных финансовых ресурсов, их доля составляет 65,2 % рассматриваемых заимствований. Финансовым и нефинансовым организациям принадлежит 32,5 % указанного долга, органам денежно-кредитного регулирования (центральному банку) – 2,3 %.

В структуре валового внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения в последние годы наблюдается устойчивая тенденция смещения сроков заимствования от краткосрочных к долгосрочным обязательствам. На 1 января 2013 г. в общем объеме валового внешнего долга долгосрочные обязательства на срок свыше одного года составили 61,2 %, или 20,9 млрд. долларов, и увеличились за 2012 год на 1,3 млрд. долларов, или на  6,6 %. Краткосрочные  обязательства уменьшились на 1,2 млрд. долларов, или на 8,3 % и сложились в размере 13,2 млрд. долларов (38,8 %). 

Основным источником формирования долгосрочных внешних обязательств явился сектор органов государственного управления (60,2 % всего объема долгосрочного внешнего долга), где значительную часть долга составили привлеченные Правительством Республики Беларусь долгосрочные кредиты и займы. Основное место в краткосрочных заимствованиях занимали другие секторы (78,4 % всего объема краткосрочных внешних обязательств страны), где преобладающая доля принадлежала торговым кредитам и авансам.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.2. Структура внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения на 1 января 2008-2013 годов

Краткосрочные внешние обязательства Республики Беларусь (по остаточному сроку погашения)  на 1 января 2013 г. составили 18,9 млрд. долларов (или 55,4 % общего объема валового внешнего долга) и увеличились за 2012 год на 0,8 млрд. долларов, или на 4,6 %.

В общем объеме внешнего долга Республики Беларусь основную часть (60 %), или 20,5 млрд. долларов, составили обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам, задолженность по торговым кредитам и авансам (включая просроченную задолженность) сложилась в размере 8,7 млрд. долларов (25,4 %), обязательства по долговым ценным бумагам составили 1,9 млрд. долларов (5,6 %), по счетам и депозитам – 1,3 млрд. долларов (3,9 %), долговые инструменты по операциям с прямыми инвестициями – 1,2 млрд. долларов (3,4 %), обязательства по распределенным правам заимствования МВФ – 0,6 млрд. долларов (1,7 %), прочая кредиторская задолженность – 47 млн. долларов (0,1 %).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.3. Структура внешнего долга Республики Беларусь по видам финансовых инструментов на 1 января 2013 года

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита