Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, можно определить цель написания данной работы, а именно – рассмотреть теоретические аспекты и провести анализ развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть сущность государственного кредита;
рассмотреть основные функции и виды государственного кредита;
проанализировать состояние государственного кредита на современном этапе;
определить преимущества и недостатки государственного кредита;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 337.18 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время экономика Республики Беларусь нуждается в эффективном преобразовании, однако собственных средств на это не хватает. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой обновления экономики является государственный кредит. Государственный кредит — форма кредитных отношений, предполагающая возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счёт доходов бюджета и других государственных фондов.

Проблема кредитных отношений является очень актуальной на данном этапе развития экономики Республики Беларусь, так как отечественная экономика ощущает острую необходимость в ресурсах, а из-за их нехватки невозможно провести должное преобразование экономической системы нашей страны. В мировой практике государственный кредит является одним из основных инструментов привлечения средств, что особенно актуально для современного этапа экономического развития в Беларуси.

Исходя из вышесказанного, можно определить цель написания данной работы, а именно – рассмотреть теоретические аспекты и провести анализ развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    1. раскрыть сущность государственного кредита;
    2. рассмотреть основные функции и  виды государственного кредита;
    3. проанализировать состояние государственного кредита на современном этапе;
    4. определить преимущества и недостатки государственного кредита;
    5. выявить проблемы, препятствующие должному развитию кредитных отношений, и определить пути их преодоления.

При написании данной работы были использованы следующие источники: учебник под редакцией Н.Е. Заяц «Теория финансов», журналы «Деньги и кредит», «Банкаўскі веснік» и нормативно-правовые акты, регулирующие развитие государственного кредита в Республике Беларусь. 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 

 

    1. Сущность, виды и классификация государственного кредита

 

Государственный кредит - самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит - важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жёсткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

В то же время государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заёмщика; аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство является заёмщиком средств, а физические и юридические лица - кредиторами. Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путём операций на открытых  отношениях государство выступает в роли, как заёмщика, так и кредитора. В системе государственно-кредитных отношений есть понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заёмщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны [15, c.274].

Государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости ВВП. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд [15, c.275].

Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов:

    • кем являются кредитополучатель и кредитор;
    • причинами, по которым государство мобилизует средства;
    • местом получения кредита;
    • формой оформления кредита;
    • методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
    • сроками погашения государством своих обязательств;
    • степенью риска кредитора и кредитополучателя.

Классификация государственного кредита представлена в Приложении А.

 

 

    1. Функции государственного кредита и отличительные черты от банковского кредита 

 

Государственный кредит как финансовая категория выполняет следующие функции:

    • распределительную;
    • регулирующую;
    • контрольную.

Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Регулирующая функция государственного кредита выражается, прежде всего, в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

По мнению Н. Е. Зайца, «…контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль над правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы». [27, c. 278].

Как особая сфера экономических отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от банковского кредита. Данные отличия представлены в Приложении Б.

Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий - финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством.

Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.

Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Таким образом, государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом      

 

    1. Экономическая сущность государственного долга, его формы и виды

 

Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т. е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года. 

В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Долговые обязательства государства формируются за счёт государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долг. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчётном периоде срокам оплаты.

В Беларуси государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний - перед нерезидентами.

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определённый момент времени [24, с.175].

Расходы за счёт финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций. Другой путь привлечения иностранной валюты - получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возврата. К тому же не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, а получение кредитов часто обусловлено требованиями, не всегда отвечающими национальным интересам страны-должника.

Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.

Государственный долг растёт в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Государственный долг подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить её в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита