Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать экономическую сущность налогов.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, происхождение и функции налогов;
изучить классификацию налогов;
анализировать проблемы формирования налоговой базы РФ;
исследовать направления налоговой политики.
Однако в качестве преимуществ приоритета регулирующей функции следует отметить следующее:
- ориентация на реализацию регулирующей функции объективно позволяет установить более широкий спектр целевых ориентиров государственного регулирования экономики, чем ориентация на реализацию фискальной функции;
- приоритет регулирующей функции в государственном регулировании экономики не исключает возможности реализации фискальной функции, тогда как утверждать обратное можно только при соблюдении жесткой системы ограничивающих условий;
- реализация регулирующей функции налогов с ориентацией в государственном регулировании на расширение потенциала национальной экономики и его эффективную реализацию: с одной стороны, автоматически будет являться фактором, обеспечивающим реализацию как фискальной функции, так и распределительной (социальной) функции налогов.
В условиях, соответствующих современному уровню экономического развития Российской Федерации, необходимость реализации фискальной функции налогов в обязательном порядке должна определяться как одно из обязательных условий реализации их регулирующей функции. Другими словами, в предельном случае можно говорить о синтезе этих двух функций, т.е. о необходимости реализации регулирующе-фискальной функции. По мнению автора в настоящее время нет необходимости вводить в рассмотрение в теоретическом аспекте новую функцию налогов, тем более она имеет довольно трудно произносимое название. Вполне возможно ограничиться констатацией того, что с точки зрения наиболее эффективного решения актуальных задач социально-экономического развития, стоящих перед государственной властью в настоящее время, целесообразно в рамках государственного регулирования экономики установить приоритет регулирующей функции налогов при обязательном условии максимально полного соблюдения фискальных интересов всех уровней бюджетной системы.
Схема 1 Соотношение классических функций налогов в современной системе государственного регулирования экономики. [5].
2.2 Функции системы налогообложения
Положения о функциях системы
налогообложения до настоящего времени
составляют предмет научных дискуссий.
В экономической литературе приводятся
самые различные трактовки
Базовую основу функционального
проявления системы налогообложения
составляют функции финансов как
всеобщей экономической категории
распределения. Общепризнанными являются
две функции: распределительная
и контрольная. В рамках каждой из
них формируется особая функциональная
специализация налоговых
Однако теоретическое
определение функций ещё не означает,
что именно в заданном ими направлении
будет действовать принятая в
законе налоговая система. Функциональную
ёмкость системы
В числе налоговых функций
учёные обычно называют: фискальную, экономическую,
перераспределительную, контрольную,
стимулирующую, регулирующую. Эти функции
приводят как в полном, вышеназванном
перечне, так и в компоновке отдельных
из них. Из числа налоговых функций
сразу же следует исключить
Анализу содержательности трактовок
функций системы
Посредством фискальной функции
реализуется главное
Другая функция налогов
как экономической категории
состоит в том, что появляется
возможность количественного
Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.
Распределительная функция
налогов обладает рядом свойств,
характеризующих многогранность её
роли в воспроизводственном
Но с тех пор, как
государство посчитала
Функциональное предназначение
системы налогообложения в
3. Налоговая политика РФ
3.1 Проблемы формирования налоговой базы РФ
В своем выступлении на Санкт-Петербургском форуме в июне 2011 г. Президент России отмечал, что «…в современном мире невозможно управлять страной из одной точки, тем более, когда речь идет о такой стране, как Россия. В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений. Убежден, что такие решения будут в большей мере отвечать и потребностям перспективной структуры российской экономики».[6].
По мнению ученых, в проводимых в нашей стране налоговых реформах «…мировой опыт используется… крайне непродуктивно, так как не учитывались исторические, политические особенности развития российской экономики».
Соответственно это приводит
к известным серьезным
Если говорить о недостатках существующей модели налогообложения с точки зрения межбюджетных отношений, то к ним, на взгляд авторов, следует отнести следующее:
- не урегулирован вопрос
бюджетно-налоговой
- государство систематически
перекладывает свои
- высокая централизация
бюджетных ресурсов в центре,
что объясняется
Таким образом, проблема неурегулированности межбюджетных отношений с федеральным бюджетом в значительной мере зависит от состояния федеральных, региональных и местных финансов и налогов.
Существенным фактором, который влияет на выработку налоговой политики на региональном и местном уровне, является то, что на среднесрочную перспективу налоговая политика строится по принципу моноориентированной экономики. Соответственно сохраняется существенная зависимость от рыночной конъюнктуры: доля нефтегазовых доходов в доходной части бюджета постоянно превышает 40% и повышается:
- до 44,5% - в 2011 г.;
- до 43,0 – в 2013 г.
Так называемые доходы, которые
не относятся к нефтегазовым, предполагается
постепенно наращивать. Видимо, это
должно символизировать структурную
перестройку экономики и
Однако в нефтегазовых доходах превалирует опора на косвенное обложение:
- в 2009 г. основные налоги (НДС и акцизы) составляли 49,4% нефтегазовых доходов;
- в 2010 г. – 60,2%;
- в 2011 г. – 65,2%;
- в 2012 г. – 6,5%;
- 2013 г. – 71,0%.
Если к этим цифрам условно
добавить часть налога на добычу полезные
ископаемых (НДПИ), который добывающие
организации возмещают для себя
через цены, а платить его приходится
конечному потребителю (таким образом,
можно отнести к категории
косвенных налогов ту часть НДПИ,
которая входит в цену товара), доля
косвенного обложения бюджетных
доходов еще более
Говорить в этих условиях о социальной направленности бюджета вряд ли возможно, так как известно, что косвенное налогообложение не дифференцировано. Оно ориентируется прежде всего на массового потребителя, существенно снижает уровень его благосостояния и покупательной способности. Следует отметить существенную роль косвенных налогов в стимулировании инфляции – как ценовой, так и инфляции издержек. А ведь сокращение покупательной способности населения противоречит общепринятым постулатам «экономики предложения», которой пока еще придерживается весь цивилизованный мир.
Табл. 2. Структура доходной части бюджета РФ на
2010-2012 гг., млрд. руб. [7].
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы, всего |
7337,8 |
7783,8 |
8617,8 |
9131,7 |
Нефтегазовые доходы |
2984,0 |
3744,3 |
4003,0 |
4088,1 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
40,7 |
48,1 |
46,5 |
44,8 |
НДПИ |
969,2 |
1317,2 |
1314,0 |
1392,8 |
Таможенные пошлины |
2014,8 |
2427,2 |
2689,0 |
2695,3 |
Ненефтегазовые доходы |
4353,8 |
4039,5 |
4614,8 |
5043,6 |
Доля ненефтегазовых 2050,0доходов в общем195,4 объеме 509,8доходов, % |
59,3 |
51,9 |
53,5 |
55,2 |
НДС12,3 |
2050,0 |
2295,8 |
2750,4 |
3144,6 |
Налог на прибыль организаций |
195,4 |
217,3 |
233,4 |
246,1 |
ЕСН |
509,8 |
28,1 |
- |
- |
Акцизы |
101,5 |
134,5 |
260,1 |
312,3 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
12,3 |
16,7 |
31,0 |
35,1 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
494,6 |
558,8 |
673,7 |
718,2 |
Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов