Экономическая сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать экономическую сущность налогов.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, происхождение и функции налогов;
изучить классификацию налогов;
анализировать проблемы формирования налоговой базы РФ;
исследовать направления налоговой политики.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая по финансам.docx

— 99.44 Кб (Скачать файл)



 

Примечание. НДС - налог на добавленную стоимость; ЕСН - единый социальный налог.

Итак, необходимость эффективной  реализации потенциальной возможности  налогового регулирования регионального  развития на основе:

- оптимального использования  потенциала;

- умеренного роста базы  налогообложения.

Соответственно много  надежд возлагается на введение регионального  налога – налога на недвижимость. Дискуссии  о нем идут с начала 2000-х гг., когда такой налог впервые в качестве эксперимента был введен в двух регионах России (Тверь, Великий Новгород).

Напомним, что данный налог  должен объединить следующие налоги:

- налог на имущество;

- земельный налог;

- транспортный налог.

Плательщиком данного  налога должны стать физические лица.

3.2 Налоговая система РФ

Налоговая система Российской Федерации создавалась практически  с нуля. На протяжении последних 10-12 лет закладывались ее основы, одновременно налоговая система продолжала совершенствоваться в соответствии с потребностями социально-экономического развития страны и ее интеграцией в мировую экономическую систему. Общеизвестно, что состояние налоговой системы во многом определяет характер экономических, социальных и политических преобразований в стране. От того, насколько она отвечает потребностям сегодняшнего дня, зависит эффективность реализации принимаемых решений во всех сферах деятельности общества.

В последние годы в Налоговый  кодекс был внесен ряд масштабных изменений, однако процесс развития налоговой системы продолжается. В ближайшей перспективе – дальнейшее совершенствование налогового законодательства, устранение пробелов и неувязок, приведение его в соответствие с потребностями текущего момента, гармонизация налоговых систем государств, взаимодействующих в рамках единого экономического пространства.

Налоговые системы большинства  стран, как правило, базируются на налогообложении  конечного финансового результата деятельности организаций, на размер которого решающее влияние оказывают цены, по которым заключаются сделки. Манипулирование ценами во внутрихолдинговых операциях позволяет не только искусственно перераспределять прибыль между зависимыми организациями внутри России, но и перемещать объект налогообложения в другие страны.

Налоговый контроль за уровнем трансфертных цен осуществлялся в соответствии со ст. 20 «Взаимозависимые лица» и ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». Но действие норм этих статей Налогового кодекса на практике оказалось крайне ограниченным.

Работа над урегулированием  трансфертного ценообразования  продолжалась многие годы и в основном завершена с вступлением в  силу с 1 января 2012 г. Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием принципов  определения цен для целей  налогообложения». [8]. Действие этого закона направлено на реализацию «принципа вытянутой руки» в отношении цен, устанавливаемых в сделках между зависимыми лицами. Согласно данному принципу в сделках такого рода должны применяться цены, которые устанавливались бы в сопоставимых экономических условиях между независимыми сторонами.

Теперь нормы, регулирующие трансфертное ценообразование для  целей налогообложения, приближены к международным стандартам, в  основе которых практически повсеместно  лежит «Руководство по трансфертному  ценообразованию для транснациональных  компаний и налоговых ведомств», принятое 25.06.1995 г. Комитетом по налоговым  вопросам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И  несмотря на то что спустя несколько  месяцев после принятия Федерального закона № 227-ФЗ стала очевидной необходимость  существенных доработок его положений, нельзя признать, что он знаменует  собой качественно новую ступень  в урегулировании вопросов трансфертного  ценообразования.

Налоговое стимулирование инвестиционной

 и инновационной активности.

Создание условий, обеспечивающих заинтересованность предприятий в  развитии и совершенствовании производственной базы, на практике оказалось трудно реализуемой задачей, несмотря на активные и разносторонние меры государства  в этом направлении.

Реализация курса на переход  к инновационной модели развития экономики связана преимущественно  с внутренними ресурсами организаций, в связи с чем предоставление налоговых льгот выступает важным элементом стимулирования инновационного спроса.  Наиболее распространенным во всем мире механизмом налогового воздействия является льгота по налогу на прибыль организаций. Поэтому приоритетной задачей в области налогообложения прибыли всегда считалось стимулирование инвестиционной активности налогоплательщиков, поддержка модернизации. Рассмотрим основные меры, принятые в последние годы в данной сфере.

Начиная с 2007 г. организации  получили право в полном размере  уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков предыдущего  года. Это позволило не только повысить нейтральность налога на прибыль организаций по отношению к экономическим решениям налогоплательщиков, но и создать более благоприятные условия для осуществления долгосрочных инвестиционных проектов. Напомним, что ранее на результаты текущего налогового периода разрешалось относить лишь часть убытков прошлых лет (В 2002 – 2005 гг. – не более 30% налоговой базы, в 2006 г. 50%).

В целях повышения инвестиционной привлекательности России, укрепления международной конкурентоспособности  ее налоговой системы, стимулирования размещения холдинговых компаний на территории страны, а также снижения мотивации по использованию трансфертного  ценообразования только в интересах  минимизации налогов с 1.01.2008 г. введена ставка налога на прибыль организаций в размере 0% в отношении дивидендов, получаемых российскими организациями от стратегического участия в деятельности своих дочерних обществ. Право на применение нулевой ставки налога имеют фирмы, которые на день принятия решения о выплате дивидендов в течение не менее 365 дней непрерывно владеют на праве собственности 50%-ной долей участия в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, выплачивающей дивиденды.

Увеличение налоговых  вычетов из облагаемой базы по налогу на прибыль организаций в текущем  налоговом периоде, предоставление льгот по НДС и изменения в  механизме его взимания создают  выгодные условия для инновационной  деятельности, прежде всего (что особенно важно) на начальных этапах НИОКР. Механизм стимулирования инновационных процессов  с помощью налоговых льгот  постепенно набирает обороты.

3.3 Направления налоговой политики

В России с 1998 г. осуществляется налоговая реформа и естественно  ожидать ее завершения.

Понятно, что любая реформа  – и налоговая не исключение –  должна проводиться в соответствии с разработанной и утвержденной концепцией. Такой работы в полном объеме пока проделано не было. Безусловно, большинство внесенных за этот период поправок в налоговое законодательство были необходимы, способствовали совершенствованию механизма налогообложения и увеличению поступлений в бюджет, другие поддерживали стимулирующую функцию налогов, прочие устраняли ранее допущенные ошибки. Но все эти изменения выглядели разрозненными, не составляли единой программы действий по реформированию российской налоговой системы. Вместе с тем к настоящему времени имеются условия для успешного продвижения налоговой реформы.

Как показывает анализ предложений  экспертного сообщества, основная дискуссия  развернулась вокруг следующих вопросов:

- о введении налога  на роскошь (на предметы сверхпотребления);

- о сроках введения  и основных элементах единого  налога на недвижимость;

- об увеличении налоговой  нагрузки на экономику;

- о снижении ставок  по одним налогам и повышении  по другим.

Думается, что этих мер  недостаточно. Речь должна идти о серьезной  оптимизации налоговой политики и практики налогообложения в  целях поощрения инновационного развития российской экономики.

Чтобы достичь этой цели, необходимо устранить перекосы в  налоговой системе, задействовать  налоговые механизмы, с одной  стороны, стимулирования модернизации российской экономики, с другой –  пересечения пока еще многочисленных возможностей ухода от налогообложения. И в итоге разработать такой Налоговый кодекс, который оставался бы неизменным в течение продолжительного периода.

Нельзя забывать при этом, что налоги призваны выполнять не только фискальную, но и социальную функцию.

Как отмечал Министр финансов РФ А. Силуанов, выступая не съезде РСПП, изъятие налогов в 2011 г. составило 36,6% ВВП против 32,3% в 2010 г. при этом даже при увеличении налоговой нагрузки на 2,7 процентных пункта за один год  данный показатель, казалось бы, не выходит  за рамки нормы, действующей в  западных экономиках. [9]. Но это средняя по стране налоговая нагрузка на экономику, а реальное налоговое бремя конкретного налогоплательщика при условии добросовестной уплаты им всех причитающих налогов существенно выше, чем в большинстве развитых стран. Так называемые усредненные показатели не дают ясной картины.

В-частности, необходимо принять  во внимание роль и место теневой  экономики, которая формирует, по разным оценкам, от 25% до40% ВВП. Официальная  статистика производит досчет ВВП на теневой бизнес, но не рассматривая при этом размер реальной налоговой  нагрузки на тех, кто налоги платит. Также не учитываются налоговые  потери бюджета в результате ухода  от налогообложения, которые только в результате махинаций с возмещением  НДС достигают сотен млрд. рублей. Усугубляет положение добросовестных участников хозяйственной деятельности достаточно высокая доля  косвенного налогообложения, которая при невысоком уровне рентабельности и даже убыточности значительного числа предприятий вынуждает российских налогоплательщиков платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.

В немалой степени сводный  показатель налоговой нагрузки в  российской налоговой системе искажается вследствие освобождения от уплаты налогов  большого числа предприятий, многочисленных налоговых льгот и преференций. Существенное влияние на средний  показатель налоговой нагрузки оказывает  также зависимость объема налоговых  поступлений от уровня мировых цен  на энергоносители. И последнее. Сопоставление  показателей доли ВВП, перераспределяемой через налоговую систему, в Росси  и в странах Запада невозможно в принципе. Дело в том, что у  нас разная структура налоговых  поступлений: в странах с развитой экономикой налоговые поступления  от физических лиц в несколько  раз превышают соответствующие  показатели России. По указанным причинам сравнение средней налоговой  нагрузки на предпринимательскую деятельность в России и развитых государствах весьма затруднено.

Экспертные оценки показывают, что с учетом отмеченных моментов налоговая нагрузка добросовестного  налогоплательщика в России существенно  превышает 40%. В этих условиях повышение  налоговой нагрузки на экономику  представляется невозможным. Ссылки на западный опыт повышения в отдельных странах ставок отдельных налогов, в частности во Франции – по НДС, не убеждают. Во-первых, в этих странах имеются возможности для увеличения налоговой нагрузки. Во-вторых, кризисные явление коснулись экономик этих стран в значительно меньшей мере. Тем не менее Россия является страной, где в условиях экономического кризиса не только не сокращались, а увеличивались бюджетные расходы. Поэтому, на наш взгляд, налоговый маневр прежде всего должен быть направлен на стимулирование роста российской экономики за счет снижения, а также перераспределения налоговой нагрузки как между отраслями экономики, так и между экономикой и населением.

В первую очередь необходимо создать экономические условия  для ускорения инвестиционных и  инновационных процессов в российской экономике, повышения заинтересованности российского товаропроизводителя  в обновлении производственного  потенциала. Для этого требуются  эффективные инструменты налогового регулирования и стимулирования. Необходимо, чтобы налоговый режим  целенаправленно и активно побуждал налогоплательщика энергично проводить  модернизацию и обновление производства. Эффективность применения в налоговой  политике той или иной формы стимулирования зависит, правда, и от условий, на которых  данная поддержка предоставляется, и от уровня сознательности налогоплательщиков и их готовности направить дополнительно  полученные финансовые ресурсы именно на инновационные или иные определенные государством цели.

На завершающем этапе  налоговой реформы необходимо действовать  продуманно и обстоятельно, выявив все «болевые» точки в ныне действующей налоговой системе, устранить имеющиеся в налоговом  законодательстве противоречия и неточности, выработать и утвердить программу  мер по превращению российской налоговой  системы в мощный инструмент модернизации российской экономики.

 

 

Заключение

На основе проделанной  работы можно сделать некоторые  выводы.

Во-первых, следует сказать, что налоги это неотъемлемая категория  экономической системы общества.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах  Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие  государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

· работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие  в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги возникли с появлением государства  и являются основой его существования. Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных  финансов. В современных условиях налоги - основной источник доходов  государства.

Во вторых Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения связывает органичное целое экономику и политику.

И в третьих проведенный  анализ налоговой политики Российской Федерации показал, что российской экономике после структурной  коренной «ломки» и перехода на рыночные основы хозяйствования до настоящего времени в большей степени  характерен достаточно низкий уровень  налогообложения (за последние годы государственные институты власти придерживались тенденции постепенного снижения налоговой нагрузки). Однако с учетом ориентации нашей страны на социальную направленность в ближайшей  перспективе после преодоления  негативных последствий мирового финансового  кризиса можно будет наблюдать  постепенный рост налоговой нагрузки, связанный с увеличением налоговых  ставок по некоторым налогам и  платежам.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов