Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать экономическую сущность налогов.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, происхождение и функции налогов;
изучить классификацию налогов;
анализировать проблемы формирования налоговой базы РФ;
исследовать направления налоговой политики.
Примечание. НДС - налог на добавленную стоимость; ЕСН - единый социальный налог.
Итак, необходимость эффективной реализации потенциальной возможности налогового регулирования регионального развития на основе:
- оптимального использования потенциала;
- умеренного роста базы налогообложения.
Соответственно много надежд возлагается на введение регионального налога – налога на недвижимость. Дискуссии о нем идут с начала 2000-х гг., когда такой налог впервые в качестве эксперимента был введен в двух регионах России (Тверь, Великий Новгород).
Напомним, что данный налог должен объединить следующие налоги:
- налог на имущество;
- земельный налог;
- транспортный налог.
Плательщиком данного налога должны стать физические лица.
3.2 Налоговая система РФ
Налоговая система Российской
Федерации создавалась
В последние годы в Налоговый кодекс был внесен ряд масштабных изменений, однако процесс развития налоговой системы продолжается. В ближайшей перспективе – дальнейшее совершенствование налогового законодательства, устранение пробелов и неувязок, приведение его в соответствие с потребностями текущего момента, гармонизация налоговых систем государств, взаимодействующих в рамках единого экономического пространства.
Налоговые системы большинства
стран, как правило, базируются на налогообложении
конечного финансового
Налоговый контроль за уровнем трансфертных цен осуществлялся в соответствии со ст. 20 «Взаимозависимые лица» и ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». Но действие норм этих статей Налогового кодекса на практике оказалось крайне ограниченным.
Работа над урегулированием трансфертного ценообразования продолжалась многие годы и в основном завершена с вступлением в силу с 1 января 2012 г. Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». [8]. Действие этого закона направлено на реализацию «принципа вытянутой руки» в отношении цен, устанавливаемых в сделках между зависимыми лицами. Согласно данному принципу в сделках такого рода должны применяться цены, которые устанавливались бы в сопоставимых экономических условиях между независимыми сторонами.
Теперь нормы, регулирующие
трансфертное ценообразование для
целей налогообложения, приближены
к международным стандартам, в
основе которых практически
Налоговое стимулирование инвестиционной
и инновационной активности.
Создание условий, обеспечивающих
заинтересованность предприятий в
развитии и совершенствовании
Реализация курса на переход
к инновационной модели развития
экономики связана
Начиная с 2007 г. организации получили право в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков предыдущего года. Это позволило не только повысить нейтральность налога на прибыль организаций по отношению к экономическим решениям налогоплательщиков, но и создать более благоприятные условия для осуществления долгосрочных инвестиционных проектов. Напомним, что ранее на результаты текущего налогового периода разрешалось относить лишь часть убытков прошлых лет (В 2002 – 2005 гг. – не более 30% налоговой базы, в 2006 г. 50%).
В целях повышения инвестиционной
привлекательности России, укрепления
международной
Увеличение налоговых вычетов из облагаемой базы по налогу на прибыль организаций в текущем налоговом периоде, предоставление льгот по НДС и изменения в механизме его взимания создают выгодные условия для инновационной деятельности, прежде всего (что особенно важно) на начальных этапах НИОКР. Механизм стимулирования инновационных процессов с помощью налоговых льгот постепенно набирает обороты.
3.3 Направления налоговой политики
В России с 1998 г. осуществляется
налоговая реформа и
Понятно, что любая реформа – и налоговая не исключение – должна проводиться в соответствии с разработанной и утвержденной концепцией. Такой работы в полном объеме пока проделано не было. Безусловно, большинство внесенных за этот период поправок в налоговое законодательство были необходимы, способствовали совершенствованию механизма налогообложения и увеличению поступлений в бюджет, другие поддерживали стимулирующую функцию налогов, прочие устраняли ранее допущенные ошибки. Но все эти изменения выглядели разрозненными, не составляли единой программы действий по реформированию российской налоговой системы. Вместе с тем к настоящему времени имеются условия для успешного продвижения налоговой реформы.
Как показывает анализ предложений экспертного сообщества, основная дискуссия развернулась вокруг следующих вопросов:
- о введении налога
на роскошь (на предметы
- о сроках введения и основных элементах единого налога на недвижимость;
- об увеличении налоговой нагрузки на экономику;
- о снижении ставок по одним налогам и повышении по другим.
Думается, что этих мер недостаточно. Речь должна идти о серьезной оптимизации налоговой политики и практики налогообложения в целях поощрения инновационного развития российской экономики.
Чтобы достичь этой цели, необходимо устранить перекосы в налоговой системе, задействовать налоговые механизмы, с одной стороны, стимулирования модернизации российской экономики, с другой – пересечения пока еще многочисленных возможностей ухода от налогообложения. И в итоге разработать такой Налоговый кодекс, который оставался бы неизменным в течение продолжительного периода.
Нельзя забывать при этом, что налоги призваны выполнять не только фискальную, но и социальную функцию.
Как отмечал Министр финансов РФ А. Силуанов, выступая не съезде РСПП, изъятие налогов в 2011 г. составило 36,6% ВВП против 32,3% в 2010 г. при этом даже при увеличении налоговой нагрузки на 2,7 процентных пункта за один год данный показатель, казалось бы, не выходит за рамки нормы, действующей в западных экономиках. [9]. Но это средняя по стране налоговая нагрузка на экономику, а реальное налоговое бремя конкретного налогоплательщика при условии добросовестной уплаты им всех причитающих налогов существенно выше, чем в большинстве развитых стран. Так называемые усредненные показатели не дают ясной картины.
В-частности, необходимо принять во внимание роль и место теневой экономики, которая формирует, по разным оценкам, от 25% до40% ВВП. Официальная статистика производит досчет ВВП на теневой бизнес, но не рассматривая при этом размер реальной налоговой нагрузки на тех, кто налоги платит. Также не учитываются налоговые потери бюджета в результате ухода от налогообложения, которые только в результате махинаций с возмещением НДС достигают сотен млрд. рублей. Усугубляет положение добросовестных участников хозяйственной деятельности достаточно высокая доля косвенного налогообложения, которая при невысоком уровне рентабельности и даже убыточности значительного числа предприятий вынуждает российских налогоплательщиков платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.
В немалой степени сводный
показатель налоговой нагрузки в
российской налоговой системе искажается
вследствие освобождения от уплаты налогов
большого числа предприятий, многочисленных
налоговых льгот и преференций.
Существенное влияние на средний
показатель налоговой нагрузки оказывает
также зависимость объема налоговых
поступлений от уровня мировых цен
на энергоносители. И последнее. Сопоставление
показателей доли ВВП, перераспределяемой
через налоговую систему, в Росси
и в странах Запада невозможно
в принципе. Дело в том, что у
нас разная структура налоговых
поступлений: в странах с развитой
экономикой налоговые поступления
от физических лиц в несколько
раз превышают соответствующие
показатели России. По указанным причинам
сравнение средней налоговой
нагрузки на предпринимательскую
Экспертные оценки показывают, что с учетом отмеченных моментов налоговая нагрузка добросовестного налогоплательщика в России существенно превышает 40%. В этих условиях повышение налоговой нагрузки на экономику представляется невозможным. Ссылки на западный опыт повышения в отдельных странах ставок отдельных налогов, в частности во Франции – по НДС, не убеждают. Во-первых, в этих странах имеются возможности для увеличения налоговой нагрузки. Во-вторых, кризисные явление коснулись экономик этих стран в значительно меньшей мере. Тем не менее Россия является страной, где в условиях экономического кризиса не только не сокращались, а увеличивались бюджетные расходы. Поэтому, на наш взгляд, налоговый маневр прежде всего должен быть направлен на стимулирование роста российской экономики за счет снижения, а также перераспределения налоговой нагрузки как между отраслями экономики, так и между экономикой и населением.
В первую очередь необходимо
создать экономические условия
для ускорения инвестиционных и
инновационных процессов в
На завершающем этапе
налоговой реформы необходимо действовать
продуманно и обстоятельно, выявив
все «болевые» точки в ныне
действующей налоговой системе,
устранить имеющиеся в
Заключение
На основе проделанной работы можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, следует сказать,
что налоги это неотъемлемая категория
экономической системы
Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
· работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых взносов,
сборов, пошлин и других платежей формируются
финансовые ресурсы государства. Налоги
возникли с появлением государства
и являются основой его существования.
Экономическое содержание налогов
выражается взаимоотношениями
Во вторых Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения связывает органичное целое экономику и политику.
И в третьих проведенный
анализ налоговой политики Российской
Федерации показал, что российской
экономике после структурной
коренной «ломки» и перехода на рыночные
основы хозяйствования до настоящего
времени в большей степени
характерен достаточно низкий уровень
налогообложения (за последние годы
государственные институты
Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов