Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и предполагает достижение ряда сбалансированных целей

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. Теоритический аспект экономического роста…………………………5
1.1. Понятие экономического роста……………………………………………..5
1.2. Типы и факторы экономического роста………………………….………...6
II глава. Анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан...10
III глава. Рекомендации по улучшению экономического роста в Республике Казахстан……………………………………………………………………......17
Заключение………………………………………………….………………........26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая-Экономический рост сущность, виды и проблемы.docx

— 80.17 Кб (Скачать файл)

Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике.

Доля расходов на конечное потребление за 1 полугодие 2010 года по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года уменьшилась на 11,7 процентных пункта, валового накопления – на 7,5 процентных пункта, а доля чистого экспорта увеличилась на 19,2 процентных пункта.                            

 

III глава. Пути совершенствования экономического развития в Республике Казахстан

Картина на данном этапе экономических реалии, понадобилась для того чтобы наглядно доказать необходимость тщательного конструирования модели экономического подъема и роста. Перечислим ее главные компоненты:

    1. усиление государственного контроля за стратегическими   предприятиями, т.е
    • введение жесткого ценового контроля, мониторинга финансово-     хозяйственной деятельности,
    • пересмотр контрактов в необходимых случаях, приведение их в соответствие с законодательством и экономическими условиями внутреннего рынка республики;
    • применение уголовного наказания за сокрытие доходов

2. ограничение и постепенная отмена неоправданных льгот    

    иностранному капиталу;

3. активное привлечение прямых иностранных инвестиций в           

     обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство;

4.  всемерное стимулирование развития малого и среднего бизнеса;

            снижение совокупного налогового бремени, прежде всего, за счет усовершенствования НДС при одновременном ужесточении налогового администрирования;

5. пересмотр механизмов внешнего заимствования (отказ от гарантий кредитов в частный сектор);

6.  отказ по мере возможности от займов и кредитов, проведение их реструктуризации;

7.   развитие фондового рынка.

Необходимо более активно включить механизмы возврата средств. Правительство  иногда лукавит и вводит в заблуждение  парламент, по справедливости задающий вопрос о возврате средств. Чаще всего  Правительство начинает ссылаться  на невозможность вернуть средства и покорно расплачивается деньгами налогоплательщиков за частное предприятие. Не выгоднее ли его национализировать  или обанкротить (поскольку государство  за него выплачивает долги).

На протяжении всех лет реформы  мы наблюдаем перманентный бюджетный  кризис, в результате которого внутренний долг государства к 2007 г. достиг 78 млрд тенге (почти 1 млрд долл.).

Дефицит бюджета-2008 г. в размере 5.5% (1,2 млрд долл.) против 2.7% в 2006 г. и 3,66% в 2007 г. был покрыт за счет привлечения займов, размещения государственных ценных бумаг на внешнем и на внутреннем кредитном рынках. Инфляция при этом 9,5%.15

С методологической точки зрения следует  уточнить отношение к источникам покрытия дефицита бюджета ГКО и  внешние займы действительно  являются неинфляционными источниками  финансирования бюджетного дефицита. Тем не менее, они ведут к росту  государственного долга, увеличивают  бюджетные расходы. В результате становятся дороже деньги на финансовом рынке растет процентная ставка за кредиты, а это затормаживает  экономический рост.

В проблеме инфляции важно не формальное ограничение или обоснование  эмиссии, а поддержание соотношения  между товарной и денежной массой. И приоритетная задача государства - стимулировать рост объема товаров  и услуг, в том числе кредитными и фискальными методами, следить  за тем, чтобы прирост денег адекватно  обслуживал прирост товаров.

Дефицит бюджета, являясь одним  из индикаторов финансовой сбалансированности, не должен рассматриваться изолированно, вне задач возобновления экономического роста, гармонизации других его составляющих. Между темпами экономического роста  и размерами бюджетного дефицита существует прямая связь. Поэтому необходим  отлаженный механизм координации и  взаимодействия основных финансово  экономических показателей 

Денежно-кредитная политика подчинена  в основном решению задачи уменьшения влияния бюджетного дефицита на платежеспособность хозяйствующих субъектов и инфляцию, она зажата в тисках двух императивов - уровня инфляции и уровня бюджетного дефицита и не оказывает существенного  воздействия на экономику.

Чтобы изменить ситуацию, потребуется  признать роль и значение кредита  в авансировании производства, обеспечении  непрерывности кругооборота средств, учитывать специфику кредитования оборотных средств и основного  капитала. Это даст возможность выработать более обоснованный подход к определению  денежной массы. Тогда кредитно-финансовая политика будет действительно активно  влиять на формирование бюджета, а не механически выводиться из бюджетных  проектировок.

Одним из ключевых индикаторов бюджетной  политики, направленной на экономический  рост, должен стать показатель доли государственных расходов в ВВП  Естественно, что стратегия государственных  расходов обусловливается той ролью, какую государство играет в рыночной экономике. Если признать необходимость  активной роли государства, по меньшей  мере, в области бюджетно-финансовой и денежно кредитной политики, то тенденция снижения доли государственных  расходов в ВВП должна быть заменена тенденцией их стабилизации и поэтапного повышения до разумного уровня

Чтобы придать бюджету активный характер, необходимо:

1) Принять меры по усилению ответственности за планирование и использование бюджета.

2) Усилить внутренний и внешний контроль над бюджетом.

Государство вводило уже не раз  для этого специальные институты. Так, например, уже существуют Казначейство, Комитет валютно-финансового контроля для внутреннего контроля и Счетный комитет для внешнего контроля, подчиненный Президенту РК. На деле эти структуры пока малоэффективны. В основном они вынуждены констатировать факты нарушении бюджетной дисциплины, что во многом связано с ограниченными их возможностями. Для предупреждения злоупотреблений следовало бы ввести превентивный механизм, например специальный институт контролеров. 16

Системы финансового контроля с  помощью контролеров действуют  во Франции, США Великобритании других странах. Во Франции такая система  наиболее жесткая и установлена  еще в 1922 г. Она основана на простом  принципе, чтобы финансовое решение, принимаемое министром, стало законным, оно должно утверждаться финансовым контролером, подчиняющимся министру финансов.

Таким образом, министр финансов осуществляет контроль за деятельностью министерств, контролер осуществляет наблюдение за деятельностью министерств априори, то есть до принятия обязательств по расходам Он так же следит за использованием средств в дальнейшем и в любой  момент может приостановить перечисление средств, если видит, что они используются не по назначению или слишком быстро. Аналогичный контроль осуществляется в Великобритании, за исключением  того, что контролер назначается  казначейством. В США система  финансового контроля несколько  демократичнее, она придает большую  автономность министерствам. Они имеют особый закон об ответственности управляющих и обязательно - систему внутреннего контроля. К тому же в министерствах проводится обязательный аудит. Наличие нецелевого использования (даже в небольших размерах) грозит в самом лучшем случае отставкой министра.

Вместе с тем необходимо усилить  роль Министерства финансов, которое  должно одновременно нести полную ответственность  за исполнение бюджета. Как по доходам, так и по расходам.

К сожалению, еще с советских  времен сложилась порочная практика Министерство финансов является простым  исполнителем предписаний Премьер  министра, а министры также напрямую больше работают с Премьер министром, нежели с министром финансов

Важно организовывать строгий аудит  исполнения доходов и расходов бюджета. Причем аудит должен быть активным и способствовать повышению эффективности  управления бюджетом во всех направлениях

Внешний аудит, осуществляемый Счетным  комитетом, должен быть несколько изменен  в сторону расширения прав этого  комитета, увеличения его самостоятельности. Следует исключить из его полномочий проверку частных компаний, поскольку это отвлекает его от проверки госпредприятий и госорганов управления. Зато необходимо наделить данный орган правом проведения финансового расследования, а его сотрудники должны находиться под специальной защитой. Кроме того, отчеты и результаты деятельности Счетного комитета должны широко освещаться в печати. Аудит государственных счетов должен заканчиваться рекомендациями по улучшению бюджетной политики, повышению эффективности бюджетных программ.

Кроме этого пора ввести институт оценки бюджета, когда государственные  расходы рассматриваются с точки  зрения его выгоды и эффективности  затрат. Ведь множественность решаемых задач требует выработки приоритетов, использования бюджетных средств  с максимальной выгодой.

Оценка должна быть комплексной  и опираться не только на экономическую  эффективность (что касается преимущественно  инвестиционных вложении), но и на социальную эффективность, а также эффективность  деятельности министерств (МВД, например, по снижению преступности).

Оценку бюджета целесообразно  делать силами, возможно, и Счетного комитета, но обязательно с участием общественности (через СМИ), крупнейших независимых экономических агентств.

Принятый на данном моменте Закон "О бюджетной системе" заложил некоторые основы для этого, но реально, на практике, бюджетный процесс протекает прежними методами.

Рыночное планирование бюджета пора проводить на основе макроэкономического и функционального подхода. Предупреждение мошенничества, незаконного присвоения и растраты средств следует обеспечивать не только четким разделением функций и взаимным контролем, но и ужесточением закона в отношении нецелевого использования органами и учреждениями бюджетных средств. А также процедурой проведения конкурсных торгов, конкурсного размещения заказов

Перечисленные методы из западного  опыта, они являются методами демократической  системы с высокой конкуренцией. Государственные закупки, например, очень распространенные в США (закон  о заключении контрактов на конкурсной основе принят в 1984 г) основаны на широком  общественном освещении еще на стадии объявления конкурса.

В казахстанском законодательстве процедуры контроля за расходами  четко не определены и не соблюдаются, нет строго установленных правил обязательной предварительной про  верки правильности платежей банком или личной ответственности должностного лица нет понятия предварительного контроля и его роли

Усиление законности по отношению  к бюджетному процессу требует также  однозначно отказаться от практики секвестирования  бюджета. Очевидна необходимость установления особого статуса бюджетного учреждения, поскольку, в бюджетно-финансовой сфере процветает волюнтаризм вышестоящего руководства

Для денежной поддержки чрезвычайных ситуации можно создать специальные  циклические фонды для финансирования некоторых видов расходов, средства для которых будут выделяться только тогда когда это будет  оправдано определенной макроэкономической ситуацией 

Следующей задачей является введение жесткого мониторинга кредиторской задолженности, в том числе - задолженностей местных бюджетов. Денежно-расчетную  дисциплину пора налаживать очень решительными мерами, поскольку мультипликативный  эффект от задолженности - разрушительный эффект.

Точкой пересечения бюджетной  и кредитно-денежной политики в вопросе  их инвестиционной направленности является проблема рынка государственных  ценных бумаг.

В условиях низкой обеспеченности денежным агрегатом (вследствие преобладания антиинфляционной составляющей в денежно-кредитной  политике) ГКО отвлекают сбережения и банковские вклады от инвестиций.

В итоге кредитно-банковская сфера  перестает выполнять одну из важных функций превращения частных  сбережений в капиталовложения.

Банковская система еще не пользуется большим доверием у населения, которое  на данном моменте могло бы выступать в некоторой степени инвестором. В то же время, лишь небольшая часть сбережений населения расходуется на кредитно-инвестиционные цели, тогда как большая на текущие нужды, спекулятивные операции, богатства или - вывозится за рубеж.

Частные сбережения составляли в 2008 г. всего 27 млрд тенге, или около 3% ВВП. Реальные частные накопления гораздо выше. 17

Фондовый рынок страны, ярко разделен на два независимых сектора, в котором как в зеркале отражаются все проблемы в экономике и который, как барометр, свидетельствует о ненормальности протекающих экономических процессов.

Первый из этих секторов, или как  его неправильно называют - рынок  государственных ЦБ (ГКО), вряд ли в  чистом виде можно считать рынком. Он должен быть лишь сектором в целом  финансового рынка (включающего  и корпоративные ЦБ), но не отдельным  рынком ведь в нем отсутствует  конкуренция, а продавцом выступает  только одно лицо государство.

Данный сектор функционирует весьма активно, и, по существу, он один только и определяет лицо так называемого  фондового рынка. Выпуск ГЦБ на данном этапе, как уже отмечалось, на 15 - 20% покрывает дефицит ГБ. Второй сектор рынка ценных бумаг рынок корпоративных ЦБ вовсе не развит.

Информация о работе Экономический рост