Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:40, реферат
Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма занимают одно из центральных мест в российской и зарубежной экономике, являются кардинальной проблемой развития федеративной системы современной России, поскольку от их решения непосредственно зависят ее социально-экономическая целостность и политическая стабильность.
Введение
Экономико-политические проблемы
бюджетного федерализма занимают одно
из центральных мест в российской
и зарубежной экономике, являются кардинальной
проблемой развития федеративной системы
современной России, поскольку от
их решения непосредственно
Обязательным условием успеха стратегических преобразований в экономической сфере страны является наведение порядка в отношениях между федеральным и региональным уровнями власти при составлении и реализации федерального и региональных бюджетов развития.
Проблема заключается
в рациональном, экономически эффективном
распределении бюджетных
Актуальность названным
проблемам придает тот факт, что
сложившаяся в России система
межбюджетных отношений, несмотря на проведенные
реформы, не отвечает основополагающим
принципам бюджетного федерализма
и стратегии развития страны на долгосрочную
перспективу. По уровню децентрализации
бюджетных ресурсов Россия практически
не уступает большинству федеративных
государств, однако, формально сохраняет
крайне высокую, даже по меркам унитарных
государств, централизацию налогово-
Таким образом, объектом данной работы являются межбюджетные отношения, а предметом - проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и направления их решения.
Цель работы заключается в рассмотрении проблем межбюджетных отношений в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. рассмотреть понятие
и признаки межбюджетных
. рассмотреть особенности
организации межбюджетных
. проанализировать основные
проблемы межбюджетных
. Рассмотреть основные
пути совершенствования
Информационную базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов по рассматриваемому вопросу, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Методологическую основу исследования составляют методы научной абстракции, позитивного анализа, эмпирический и исторический методы, инструментарий экономической и математической статистики.
1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы
1.1 Понятие и признаки межбюджетных отношений.
Современные государства независимо
от формального устройства в форме
федерации, конфедерации или унитарного
государства включают в себя субнациональные
административно-
Соответственно, наличие
различных административно-
Эта проблема решается в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения по своей природе относятся к особой фазе процесса формирования и реализации ядра системы государственных финансов - бюджета.
Содержание этих отношений задано перераспределением финансовых средств с участием различных уровней государственного бюджета, адекватных способу организации государственной власти и управления.
В процессе такого перераспределения происходит приведение бюджетных средств среднего и нижнего - регионального и муниципального - уровней в соответствие с объективными потребностями финансового покрытия включенных в комплекс обеспечиваемых за счет государства социально-экономических потребностей соответствующего уровня (субъекта РФ или муниципального образования).
Согласно ст.6 БК РФ, межбюджетные
отношения - это взаимоотношения
между публично-правовыми
Анализ действующей практики позволяет сделать вывод о том, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действуют два принципа:
·с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов (на основе твердого закрепления единых для всех субъектов нормативов отчислений налогов в бюджеты);
·с другой стороны - дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета.
Это приводит к возникновению
встречных финансовых потоков, негативные
последствия которых в большей
степени испытывают те регионы, которым
предназначены бюджетные
Анализ действующей системы межбюджетных отношений является составной частью бюджетного анализа.
Впервые перечень индикаторов,
непосредственно
В соответствии с методикой Минфина блок «Межбюджетные отношения» предусматривает расчет следующих индикаторов оценки межбюджетных отношений:
·закрепление нормативов отчислений по регулирующим доходам на долгосрочной основе;
·установление одинаковых нормативов отчислений по регулирующим налогам для всех муниципальных образований одного типа;
·закрепление формулы
распределения безвозмездной
·закрепление методологии предоставления бюджетных ссуд (бюджетных кредитов) на финансирование временных кассовых разрывов;
·выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
·финансирование государственных
расходных полномочий за счет фактических
расходов муниципальных образований
на их реализацию.
1.2 Организация межбюджетных отношений в РФ
В настоящее время в России имеются
следующие виды взаимоотношении
в рамках межбюджетных отношений :
·«раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные);
·«сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;
·межбюджетные трансферты;
·целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;
·обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.
Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Согласно ст.129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме [1]:
·дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
·субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
·субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
·иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
·межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Межбюджетный трансферт
Операции с межбюджетными
трансфертами, предоставляемыми из федерального
бюджета в форме субвенций
и межбюджетных субсидий в рамках
исполнения бюджетов субъектов Российской
Федерации, осуществляются в порядке,
установленном федеральным
2. Проблемы межбюджетных
2.1 Проблемы межбюджетных отношений в
России
Несмотря на положительные
изменения в системе
Объем принятых на этих уровнях
бюджетной системы расходных
обязательств зачастую существенно
превосходит объем
Действующая система разграничения расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных услуг.
Неоправданно возросло число
субвенций и субсидий, не связанных
с реализацией национальных приоритетов,
что, с одной стороны, усложняет
их администрирование, с другой - ограничивает
самостоятельность и
Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.
Причины существования и роста неэффективных расходов ясны - сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.
Стимулы для увеличения собственной
доходной базы на региональном и местном
уровнях невелики. Практически ни
один элемент налоговой базы, кроме
относительно небольших источников
(налоги на имущество), не относится
напрямую к источникам доходов этих
бюджетов. Даже передача на региональный
уровень дополнительного
Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты недополучают доходы в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.
2.2 Перспективы совершенствования системы
межбюджетных отношений в России.
Основной целью реформирования системы
межбюджетных трансфертов РФ должно
стать повышение качества бюджетного
процесса и финансового менеджмента
в субъектах Российской Федерации,
в том числе за счет расширения
практики учета результативности работы
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации при принятии решений
о предоставлении финансовой поддержки
из федерального бюджета.
В целях решения проблем
в сфере межбюджетных отношений
следует действовать в
·инвентаризация, анализ финансового
обеспечения и оптимизация
·обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
·обеспечение реструктуризации
бюджетной сети при сохранении качества
и объемов государственных и
муниципальных услуг, разработка критериев
качества предоставления услуг, методик
расчета финансового
·при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;
Информация о работе Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма