Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:24, реферат
Целью реферата является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.
2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.
Введение 3
Этапы становления государственного финансового контроля 5
1 этап (середина XIII - конец XV веков) 5
2 этап (конец XV - начало XVIII веков) 5
3 этап (начало XVIII - конец XIX веков) 8
4 этап (начало XX - конец XX веков) 10
Заключение 16
Список литературы 18
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Кафедра «Государственные и муниципальные финансы»
Реферат по дисциплине
«Государственный и муниципальный финансовый контроль»
на тему:
«Этапы становления государственного финансового контроля в Российской Федерации»
Выполнила:
студентка группы ГМУ 3-1
Дегтярева А.В.
Научный руководитель:
Терехова Т.Б.
Москва 2013
Оглавление
Введение 3
Этапы становления государственного финансового контроля 5
1 этап (середина XIII - конец XV веков) 5
2 этап (конец XV - начало XVIII веков) 5
3 этап (начало XVIII - конец XIX веков) 8
4 этап (начало XX - конец XX веков) 10
Заключение 16
Список литературы 18
Введение
Новые условия развития российского общества и экономики предъявляют жесткие требования к эффективности решения задач управления различными сферами государственной жизни, в том числе и теми, которые связаны с реализацией задач контроля использования финансовых средств и материальных ресурсов. Эффективность финансового контроля является одним из важнейших факторов финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, благополучия граждан. Для этого важно изучить историю становления и развития финансового контроля в России.
В настоящее время процесс формирования адекватной целям и задачам развития Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще далеко незавершенным. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория государственного финансового контроля, не определены основные направления организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует системная методическая база контроля. Имеет место нерациональное разделение функций между субъектами государственного финансового контроля, недостаточно налажена система взаимодействия между органами государственного и внутреннего контроля проверяемых организаций.
Стратегической задачей как с точки зрения оценки уровня эффективности государственного финансового контроля, так и сточки зрения расширения контрольных функций является разработка критериев оценки рационального использования бюджетных средств.
Все это диктует необходимость тщательного изучения и активного использования в современной законотворческой деятельности и практике государственного финансового контроля прошлого опыта, в частности, опыта финансового контроля в России начиная с середины XIII века по настоящее время.
При изучении государственного финансового контроля в нашей стране отчетливо пролеживаются четыре основных этапа:
- середина XIII - конец XV веков;
- конец XV - начало XVIII веков;
- начало XVIII - конец XIX веков;
- начало XX - конец XX веков.
Целью реферата является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.
2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.
Этапы становления государственного финансового контроля
1 этап (середина XIII - конец XV веков)
Середина XIII - конец XV веков – это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.
Развитие и совершенствование государственного финансового контроля находится в неразрывной связи с теми изменениями в экономическом устройстве государства, которые происходили в стране.
С конца IX века начинается объединение Древнерусского государства. Взамен дани или полюдья появляется дань в пользу татар или ордынское серебро. При этом раскладочный способ взимания податей и сборов (выход ордынский) просуществовал на протяжении всей эпохи Золотой Орды (1243 -1480 гг.). Именно в этот период находим первые упоминания масштабного целевого мониторинга налогооблагаемой базы того времени: в 1257 г. татарскими численниками производилась первая перепись для сбора дани. В 1259 г. в Новгороде «начали «окаянные» ездить по улицам, описывая дома христианские».
В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси на данном этапе единообразной системы финансового контроля. Прообраз системы финансового контроля оформился при Иоанне III с появлением финансового управления казенного приказа.
2 этап (конец XV - начало XVIII веков)
В конце XV-первой половине XVI вв. в России утверждаются центральные органы управления - Приказы. В этот период существовали следующие основные финансовые Приказы:
- большого дворца (ведал доходами с царских земель);
- большого прихода (собирал большинство прямых налогов, а также определял работу территориальных приказов, которые выполняли функцию приходных касс);
- большой казны (сборы с городских промыслов);
- земский (занимался продажей дворовых участков, мощением дорог, судебной и полицейской властью в Москве) и др.
В царствование Алексея Михайловича число приказов, осуществляющих финансовую деятельность, значительно увеличилось. Так, в 1655 г. был создан Счетный Приказ, основная деятельность которого сводилась к анализу приходных и расходных книг других приказов.
В 1718 г. приказы были упразднены
Петром I в связи с учреждением камер-коллегии. Изменение
административно-
Указом от 22 февраля 1711 г. утверждается ПравительственныйСенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В это время учреждаются должности фискалов, которые должны «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления государственных чиновников.
В эпоху Петра I создавались новые по своему предназначению контрольные органы. В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии. При коллегиях состояли фискалы. В обязанности камер-коллегии вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием податей, функций. Для заведывания расходами была учреждена штатс-контор-коллегия, а ревизион-контора — для проверки счетов и отчетов.
В 1727 г. в целях борьбы с недоимками образована специальная Доимочная канцелярия, а в 1733 г. - Доимочный приказ.
Результатом финансовых преобразований, проведенных Петром I, явилось увеличение за пятнадцать лет доходов более чем в три раза: в 1710 г. - 3,1 млрд. рублей, в 1725 г. - 10,2 млрд. рублей.
3 этап (начало XVIII - конец XIX веков)
В 1775 г. утверждаются губернские финансовые органы - казенные палаты. Им поручается управление откупами на местах. Данным органам также вменялось собирать сведения о численности населения. При казенных палатах находились податные инспектора и податные присутствия. Такая система устройства фискального аппарата просуществовала до конца XIX в.
Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. В 1781 г. ее разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и нечетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору.
Петровские коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам.
8 сентября 1802 г. было создано Министерство финансов, основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами. Первым министром был назначен граф Алексей Иванович Васильев. Министерство было окончательно сформировано в 1811 г. В качестве структурного подразделения Министерства финансов того времени был организован департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных и неокладных сборов. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.
Только с учреждением Министерства финансов, в ведении одного министерства были сосредоточены полномочия по управлению всеми государственными доходами и расходами.
Контрольно-надзорная функция осуществлялась Министерством финансов совместно с органами управления государственными доходами на местах (казначействами, казенными палатами и др.). На Министерство полиции возлагалась обязанность точного соблюдения полученных от министра финансов предписаний, существо же этих мер находилось вне сферы его ответственности.
Конец XIX - начало XX веков - период активного развития централизованного финансового контроля.
В 1885 г. в ведении казенных палат были учреждены должности податных инспекторов «для наблюдения за поступлением окладных сборов живого органа, близкого к населению, заботящегося об охранении его платежных сил и могущего быть представителем финансового ведомства на местах», которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов на своих участках.
4 этап (начало XX - конец XX веков)
Из инструмента финансовой политики финансовый контроль в это время был превращен в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления.
Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости и трудовая повинность. В таких условиях, цивилизованные способы пополнения государственной казны функционировать не могли. Учитывая это в ноябре 1917 г. ВЦИК издал декрет и принял Положение «О рабочем контроле». В положении было указано, что в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных и прочих предприятиях, имеющих рабочих или дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, материалов, их хранением, а также над финансовым хозяйством предприятий.
В целях перестройки работы старого государственного контрольного ведомства по новому и для руководства им, Совет Народных Комиссаров в ноябре 1917г. направил в это ведомство народного комиссара по государственному контролю. Декретом СНК в декабре 1917 г. в комиссариате государственного контроля была образована коллегия в составе трех человек. Ей поручалось обеспечить перестройку и реорганизацию старого ведомственного государственного контроля на социалистических началах. Данные попытки не имели успеха, что и послужило причиной создания Центральной контрольной коллегии.
В период становления системы органов внутренних дел в составе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР функционировала финансовая служба. В докладе наркома внутренних дел РСФСР 5-му Съезду Советов 6 июля 1918 г. впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД РСФСР.
Информация о работе Этапы становления государственного финансового контроля в Российской Федерации