Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:24, реферат
Целью реферата является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.
2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.
Введение 3
Этапы становления государственного финансового контроля 5
1 этап (середина XIII - конец XV веков) 5
2 этап (конец XV - начало XVIII веков) 5
3 этап (начало XVIII - конец XIX веков) 8
4 этап (начало XX - конец XX веков) 10
Заключение 16
Список литературы 18
В январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и выборных контрольных комиссий». Данные контрольные органы создавались в виде организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этот декрет положил начало единой системе контролирующих органов, основанной на сочетании государственного контроля с общественным.
На их основе Положением ВЦИК о рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) от 7 февраля 1920 г. был создан единый орган социалистического контроля с привлечением рабочих и крестьян. Переход к восстановлению народного хозяйства начался в 1921 г. в связи с переходом от политики военного коммунизма к НЭПу. Одним из первых финансовых мероприятий в рамках новой экономической политики было введение с 26 июля 1921 г. промыслового налога. В период НЭПа основной задачей финансовой политики в сфере внутренних дел стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В этот период в органах управления было произведено соединение партийных и государственных органов контроля. При этом считали необходимым усилить партийное руководство контрольным аппаратом.
В период 1923-1933 гг. была по существу заложена основа государственного контроля, в том числе финансового.
В декабре 1923 г. было утверждено положение«О финансово-контрольном управлении Наркомфина (НКФ) и НКРКИ СССР», а во второй половине 1925 г. были созданы его местные органы. В 1925 г. НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, функции, задачи и обязанности финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения.
Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавались кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов.
В связи с коренными изменениями в экономике государства, системе производственных отношений, формах собственности в 1933 г. в СССР была проведена налоговая реформа, что выразилось в ликвидации частного сектора, устранении многоукладности в экономике и упрощении налоговой системы.
С этой целью организуются финансово-бюджетные инспекции (ФБИ). Финансово-бюджетные инспекции были предоставлены права производить ревизии и обследования деятельности кредитных учреждений, хозяйственных органов и бюджетных организаций, расходование средств, выделенных из бюджета, расходование специальных и внебюджетных средств. В ходе ревизии ФБИ имели право требовать представления от проверяемых организаций плановых, оперативных и отчетных данных, документации по учету; от кредитных учреждений — справок о состоянии счетов проверяемой организации; от должностных лиц проверяемых организаций - объяснений и справок по всем возникающим вопросам. Должностные лица таким образом должны были доказать законность своих действий.
Впоследствии в 1937 г. Финансово-бюджетные инспекций были преобразованы в Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Наркомфина СССР с функциями внутриведомственного контроля. Особую роль внутриведомственный контроль занимал в период Великой отечественной войны в изыскании дополнительных финансовых и материальных ресурсов на нужды обороны. В целом, данная финансовая система просуществовала до 60-х годов XX в. и эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. Как отмечала в свое время М.С. Студеникина до 1956 г. контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов СССР был построен на началах строгой централизации. Впоследствии контрольно-ревизионные службы стали создаваться в различных ведомствах. В настоящее время в составе Министерства финансов Российской Федерации также имеется контрольно-ревизионное подразделения с аппаратом контролеров-ревизоров в субъектах Федерации, городах, районах.
Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 15 апреля 1936 г. было предложено всем народным комиссариатам и другим центральным учреждениям Союза ССР, советам народных комиссаров союзных и автономных республик, краевыми областным исполнительным комитетам, начиная с 1936 года, установить финансовый контроль и производить документальные ревизии всех подчиненных учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств. Приказ НКВД СССР от 28 апреля 1936 г. № 148 предписал обеспечить проведение документальных ревизий денежно-материальных ценностей в органах - частях, на предприятиях, в хозяйствах и на строительных объектах. Для этой цели в составе финансовых и финансово-плановых отделов (отделений) как в центре, так и на местах были выделены специальные лица - ревизоры.
Сегодня контрольно-ревизионные подразделения, наряду с Центром проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел функционируют во всех МВД, ГУВД, УВД - субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТ и ВС, а также в Главкомате, округах и соединениях внутренних войск. Им отведена важная роль в осуществлении ведомственного контроля за соблюдением финансового и налогового законодательства, постановкой бухгалтерского учета, целевым и эффективным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
До 1992 г. контрольно-ревизионное управление производило комплексные ревизии составления и исполнения бюджетов, предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, проверяло финансовую деятельность государственных управленческих структур и общественных организаций, работу ведомственных контрольно-ревизионных служб. В ходе ревизий и проверок изучались условия получения прибыли, степень выполнения обязательств перед бюджетом, проверялось использование ресурсов, формирование и использование фондов денежных средств целевого назначения, вскрывались нарушения.
С 1992 г. и по настоящее время основными функциями контрольно-ревизионных управлений во внутренней экономической безопасности стали:
- контроль соблюдения министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями финансово-бюджетного законодательства; целевого и рационального использования средств, полученных из бюджета, включая средства в иностранной валюте;
- выполнение ревизий и проверок по поручениям органов государственной власти и управления;
- выполнение ревизий и проверок по требованиям правоохранительных органов.
В настоящее время значительно возросло количество таких проверок, что серьезно повлияло на результативность работы контрольно-ревизионных служб. В действительно контрольно-ревизионные управления является практически единственными службами, которые проводят документальные ревизии и финансовые проверки по поручению Президента РФ и его администрации, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов и глав администрации регионов.
Изменения в экономике в конце 80-х годов XX в. скоординировали и направления в финансовой политике государства, что повлекло за собой изменение соответствующих норм права. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям, возрождение предприятий, созданных на негосударственной форме собственности, потребовали радикальных перемен не только в финансовом законодательстве, возникла настоятельная необходимость в реорганизации органов финансового контроля.
Заключение
Процесс становления и
Процесс формирование новой
контрольной системы и
Резюмируя, хочу еще раз выделить следующие периоды в истории государственного финансового контроля в России:
Следует отметить, что вся предшествовавшая
история становления и развития
государственного финансового контроля
была подготовкой к качественному
обновлению и совершенствованию
государственных контрольно-
Опыт становления и развития
государственного финансового
Список литературы
Информация о работе Этапы становления государственного финансового контроля в Российской Федерации