Этапы становления государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:24, реферат

Описание работы

Целью реферата является сформировать целостное представление о путях становления и развития финансового контроля в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить исторические и социально-экономические предпосылки возникновения финансового контроля в России.
2. Выявить и проанализировать основные этапы становления и развития финансового контроля в России.

Содержание работы

Введение 3
Этапы становления государственного финансового контроля 5
1 этап (середина XIII - конец XV веков) 5
2 этап (конец XV - начало XVIII веков) 5
3 этап (начало XVIII - конец XIX веков) 8
4 этап (начало XX - конец XX веков) 10
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

этапы становления гфк в рф.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

В  январе  1918  г.  Совет  Народных  Комиссаров  принял  Декрет  «Об  образовании  Центральной  контрольной  коллегии,  местных  учетно-контрольных коллегий  и  выборных  контрольных комиссий».  Данные  контрольные  органы  создавались  в  виде  организации  финансовых  отделов  губернских  и  уездных  комитетов  Советов  рабочих,  крестьянских  и  красноармейских депутатов.  Этот  декрет  положил  начало  единой  системе  контролирующих органов, основанной на сочетании  государственного  контроля  с  общественным.

На их основе  Положением  ВЦИК  о  рабоче-крестьянской  инспекции  (РКИ)  от  7 февраля 1920 г.  был создан единый  орган  социалистического  контроля с привлечением рабочих и крестьян. Переход  к восстановлению народного  хозяйства  начался в  1921  г.  в  связи  с  переходом  от  политики  военного  коммунизма  к  НЭПу.  Одним  из  первых  финансовых  мероприятий  в  рамках  новой  экономической  политики  было  введение  с  26  июля  1921  г.  промыслового  налога.  В  период  НЭПа  основной  задачей  финансовой  политики  в  сфере  внутренних  дел  стало  вытеснение  частника  из  всех  сфер  производства,  усиление  обложения  капиталистических  элементов.  В  новых  экономических  условиях  начинают  меняться  характер  налогов,  их  значимость  в  обеспечении  доходной  части  бюджета.  В  этот  период  в  органах  управления  было  произведено  соединение  партийных  и  государственных  органов  контроля.  При  этом  считали  необходимым  усилить  партийное  руководство  контрольным  аппаратом.

В  период  1923-1933  гг.  была  по  существу  заложена  основа  государственного  контроля,  в  том  числе  финансового.

В  декабре  1923  г.  было  утверждено  положение«О  финансово-контрольном  управлении  Наркомфина  (НКФ)  и  НКРКИ  СССР»,  а  во  второй  половине  1925  г.  были  созданы его  местные  органы.  В  1925  г.  НКФ  СССР  принял  Положение  о  наружном  налоговом  надзоре,  где  определялись права,  функции,  задачи  и  обязанности  финансовых  инспекторов,  их  помощников  и  финансовых  агентов.  На  наружный  налоговый  надзор  возлагалось  обследование  плательщиков  налогов,  изучение  источников  их  доходов,  объектов  налогообложения.

Ведение  окладного  счетоводства  (карточки  недоимок,  книги,  отчетные  ведомости  и  др.)  передавались  кассовым  органам,  а  взимание  платежей  -  налоговым  агентам.  Исключительное  значение  придавалось  контролю  за  взиманием налогов  со  стороны  вышестоящих финансовых  органов.

В  связи  с  коренными  изменениями в  экономике  государства,  системе производственных  отношений,  формах  собственности  в  1933  г.  в  СССР  была  проведена  налоговая  реформа,  что  выразилось  в  ликвидации  частного  сектора,  устранении  многоукладности в  экономике  и  упрощении  налоговой  системы.

С  этой  целью  организуются  финансово-бюджетные инспекции  (ФБИ).  Финансово-бюджетные инспекции  были  предоставлены  права производить  ревизии  и  обследования  деятельности  кредитных  учреждений,  хозяйственных  органов  и  бюджетных организаций,  расходование  средств,  выделенных  из  бюджета,  расходование  специальных и  внебюджетных  средств.  В  ходе  ревизии ФБИ  имели  право  требовать представления  от  проверяемых  организаций плановых,  оперативных  и  отчетных  данных,  документации  по  учету;  от  кредитных учреждений  —  справок  о  состоянии счетов  проверяемой  организации;  от  должностных  лиц  проверяемых организаций  -  объяснений  и  справок по  всем  возникающим  вопросам.  Должностные лица  таким  образом  должны  были  доказать  законность  своих  действий.

Впоследствии в  1937  г.  Финансово-бюджетные  инспекций были  преобразованы  в  Контрольно-ревизионное управление  (КРУ)  Наркомфина СССР  с  функциями внутриведомственного  контроля. Особую роль  внутриведомственный  контроль  занимал  в  период  Великой  отечественной войны  в  изыскании  дополнительных  финансовых  и  материальных  ресурсов  на  нужды  обороны.  В  целом,  данная  финансовая  система  просуществовала до  60-х  годов  XX  в.  и  эволюционировала  в  направлении,  противоположном  процессу  общемирового  развития.  Как  отмечала  в  свое  время  М.С.  Студеникина  до  1956  г.  контрольно-ревизионный  аппарат  Министерства  финансов  СССР  был  построен  на  началах  строгой  централизации.  Впоследствии  контрольно-ревизионные  службы  стали  создаваться  в  различных  ведомствах.  В  настоящее  время  в  составе  Министерства  финансов  Российской  Федерации  также  имеется  контрольно-ревизионное  подразделения  с  аппаратом  контролеров-ревизоров  в  субъектах  Федерации,  городах,  районах. 

Постановлением Совета  Народных  Комиссаров  Союза  ССР от  15  апреля  1936  г.  было  предложено  всем  народным  комиссариатам  и  другим  центральным  учреждениям  Союза  ССР,  советам  народных  комиссаров  союзных и  автономных  республик,  краевыми  областным  исполнительным комитетам,  начиная  с  1936  года,  установить  финансовый  контроль  и  производить  документальные  ревизии  всех  подчиненных  учреждений,  предприятий,  хозяйственных  организаций и  строительств.  Приказ  НКВД  СССР  от  28  апреля  1936  г.   №  148  предписал  обеспечить  проведение  документальных  ревизий   денежно-материальных  ценностей  в органах  -  частях,  на  предприятиях,  в  хозяйствах  и  на  строительных  объектах.  Для  этой  цели  в  составе  финансовых  и  финансово-плановых  отделов  (отделений)  как  в  центре,  так  и  на  местах  были  выделены  специальные  лица  -  ревизоры.

Сегодня  контрольно-ревизионные  подразделения,  наряду  с  Центром  проведения  ревизий и  проверок  деятельности  органов внутренних  дел  функционируют  во  всех  МВД,  ГУВД,  УВД  -  субъектов  Российской  Федерации,  УВДТ,  ОУМТ  и  ВС,  а  также в  Главкомате,  округах  и  соединениях внутренних  войск.  Им  отведена  важная  роль  в  осуществлении  ведомственного  контроля  за  соблюдением  финансового и  налогового  законодательства,  постановкой  бухгалтерского  учета,  целевым  и  эффективным  использованием  трудовых,  материальных  и  финансовых  ресурсов. 

До  1992  г.  контрольно-ревизионное  управление  производило  комплексные  ревизии составления  и  исполнения  бюджетов,  предприятий  и  организаций  всех  отраслей  народного  хозяйства  и  форм собственности, проверяло  финансовую деятельность  государственных управленческих структур и общественных организаций, работу ведомственных  контрольно-ревизионных  служб.  В  ходе  ревизий  и  проверок  изучались  условия  получения  прибыли,  степень  выполнения  обязательств  перед  бюджетом,  проверялось  использование  ресурсов,  формирование  и  использование  фондов  денежных  средств  целевого  назначения,  вскрывались  нарушения.

С  1992  г.  и  по  настоящее  время  основными функциями  контрольно-ревизионных управлений  во  внутренней  экономической безопасности  стали:

-  контроль соблюдения  министерствами, ведомствами, предприятиями,  организациями  и   учреждениями  финансово-бюджетного законодательства;  целевого  и рационального использования  средств,  полученных из  бюджета,  включая  средства в  иностранной  валюте;

-  выполнение  ревизий  и  проверок  по  поручениям органов  государственной  власти и  управления;

-  выполнение ревизий  и  проверок  по  требованиям правоохранительных  органов.

В  настоящее время значительно возросло  количество  таких  проверок,  что  серьезно  повлияло на  результативность  работы контрольно-ревизионных служб.  В  действительно  контрольно-ревизионные  управления  является  практически  единственными службами,  которые  проводят  документальные  ревизии  и  финансовые  проверки  по  поручению  Президента  РФ  и  его администрации,  Правительства  РФ,  Генеральной прокуратуры,  других  правоохранительных  органов  и  глав  администрации  регионов.

Изменения  в  экономике  в  конце  80-х  годов XX  в.  скоординировали  и  направления  в  финансовой  политике  государства,  что  повлекло  за  собой  изменение  соответствующих  норм  права.  Отход  от  административно-командной  модели  развития  экономики  и  переход  к  рыночным  отношениям,  возрождение  предприятий,  созданных  на  негосударственной  форме  собственности,  потребовали  радикальных  перемен  не  только  в  финансовом  законодательстве,  возникла  настоятельная  необходимость  в  реорганизации  органов  финансового  контроля. 

 

 

Заключение


 Процесс становления и развития  российской государственности неразрывно  связан с формированием механизмов  и  мер финансово-экономической  политики, органов государственного  финансового  контроля, как важнейшего  экономико-правового  института,  обеспечивающего национальную финансовую  безопасность и эффективное   использование государственных   финансовых средств.

 Процесс формирование новой  контрольной  системы и финансовой  отчетности был длительным и  трудоемким. Он осуществлялся путем   экспериментальных проверок, методом   проб и ошибок. Используя лучший  европейский опыт и изучая  реальную практику нововведений, реформаторы  отечественного  финансового контроля создавали  механизм, который не должен был  давать сбоя и надежно защитил   бы государственную казну от  любых  посягательств недобросовестных  чиновников, какие бы высокие  посты в государстве  они  ни занимали.

 Резюмируя, хочу еще раз выделить следующие периоды в истории государственного финансового контроля в России:

  • Первый  период: середина XIII - конец XV веков. Это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.
  • Второй  период: конец XV - начало XVIII веков. Это период возникновения централизованного финансового контроля.
  • Третий  период: начало XVIII - конец XIX веков. Это период становления органов централизованного финансового контроля.
  • Четвертый период: начало XX - конец XX веков. Это «советский» период развития финансового контроля. В этот период Россия обретает статус конституционной монархии, создается специфический российский парламент - Государственная Дума. В эти годы деятельность финансового контроля становится подотчетной Государственной Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса  Государственного контроля и выводе государственного контролера из состава  Совета министров, установлении принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных  действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия. Четвертый период в  истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного  научного изучения и нуждается в  подробном самостоятельном исследовании.

Следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному  обновлению и совершенствованию  государственных контрольно-финансовых органов.

 Опыт  становления и развития  государственного финансового контроля  в России является важным исходным  материалом для выработки   современных концепций контрольно-финансовой деятельности.  

Список  литературы


  1. Данилевский Ю.А. Становление государственного финансового контроля в России. - М., 2008.- С. 201.
  2. Растеряева II. Государственное хозяйство: Курс финансовой науки. - СПб., 2007. - С. 211.
  3. Рудченко И.Я., Жданов И.И. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России - СПб., 2010.- С. 301
  4. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М., 2008. - С. 323.
  5. У истоков финансового права М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов /Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2009. - С. 254.
  6. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.- М., 2008.-   С. 388.
  7. http://www.ach.gov.ru/ru/about/history/

 


Информация о работе Этапы становления государственного финансового контроля в Российской Федерации