Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..

Файлы: 4 файла

74 новая.docx

— 331.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………………

3

1 Социальные гарантии и целевые программы

 

    1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...

4

     1.2  Характеристика целевых программ  содействия занятости…………………………...

12

2 Занятость населения: настоящее и будущее

 

     2.1 Информация о положении на  рынке труда города Владивостока…………………….

16

    2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..

23

Заключение……………………………………………………………………………………...

27

Список использованных источников…………………………………………………………..

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы  исследования заключается в следующем. Специалисты в области права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.

Одним из основных способов, с помощью которых гражданам предоставляются различные виды социального обеспечения, является деятельность соответствующих органов. В настоящее время в стране функционирует достаточно разветвленная система таких органов.

Целью исследования является рассмотреть финансовый механизм реализации государственной политики занятости населения, пути его совершенствования.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть социальные гарантии в сфере занятости населения;

– охарактеризовать целевые программы содействия занятости.

– рассмотреть информацию о положении на рынке труда города Владивостока;

– определить пути рационализации региональной инвестиционной политики;

Объектом исследования является социальная политика во Владивостокском городском округе в сфере занятости населения.

Предметом исследования является изучение процесса решения проблем с безработицей.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в учебных целях, в работе государственных и муниципальных  служащих.

 

1 Социальные гарантии и целевые программы

1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения

Закрепление в ст. 37 Конституции РФ права каждого на защиту от безработицы возлагает на государство соответствующие обязанности, которые включают в себя установление социальных гарантий защиты и поддержки работников при наступлении безработицы.

Особенности социальных гарантий в сфере занятости населения обусловлены в первую очередь тем, что они тесным образом касаются сферы труда. С одной стороны, эти гарантии играют важную роль в функционировании рынка труда и в этом аспекте характеризуются как экономические, с другой — выступают проявлением заботы со стороны государства, выражающейся в оказании содействия гражданину в трудоустройстве, что, в свою очередь, отражает их социальную направленность[24, с. 12].

Гарантии, предусматривающие материальную поддержку граждан в период поиска ими работы, имеют ярко выраженный социальный характер. Это обстоятельство нашло отражение в нормах Закона РФ от 19 апреля 1991 г.                № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости). Так, гл. III «Гарантии государства в области занятости» посвящена гарантиям государства в реализации права граждан на труд (ст. 12) и                         дополнительным гарантиям занятости для отдельных категорий населения               (ст. 13). В частности, гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода

 выбора рода  деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы

и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения[12, с. 34].

В главу VI «Социальные гарантии и компенсации» законодатель включил только гарантии социальной поддержки безработных, к которым отнесены выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности, выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, а также возможность при исчислении трудового стажа для получения связанных с ним выплат не учитывать указанные в Законе о занятости периоды времени в качестве его перерывов (ст. 28).

Предусмотренные в указанном Законе гарантии в сфере занятости населения в целом направлены на защиту граждан от безработицы, и в этом аспекте выступают как социальные гарантии.

К числу гарантий, непосредственно обеспечивающих защиту от безработицы, следует отнести бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда, социальную поддержку, осуществление мер активной политики занятости населения, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости

на профессиональное обучение, финансирование материальных затрат в связи с

направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Возможность беспрепятственной реализации права на социальную защиту от безработицы обеспечивается комплексом мер: развитием экономики, ростом производственно-технического потенциала, нормальным функционированием рынка труда, проводимой государством политикой, направленной на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ в сфере занятости населения, принятием федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда и занятости населения, созданием и успешным функционированием государственной службы занятости населения, социальной поддержкой граждан в период безработицы, финансовым обеспечением мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных и др. Не менее важную роль играет деятельность органов службы занятости по оказанию содействия в трудоустройстве и осуществлению гарантированных Законом о занятости выплат, а также деятельность работодателей по предоставлению предусмотренных ТК РФ гарантий при приеме на работу, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при увольнении и в других случаях. Гарантированность права на защиту от безработицы ориентирует на его обеспечение государственные органы и иные субъекты, в обязанности которых вменены содействие в трудоустройстве и материальная поддержка безработных граждан.

Предоставление социальных гарантий в сфере занятости населения предполагает закрепление на уровне закона долговременных обязательств государства, направленных на обеспечение реализации гражданами конституционного права на защиту от безработицы, возложение на соответствующих субъектов обязанностей по созданию благоприятных условий для получения гражданином социального блага, опосредованного правом на защиту от безработицы. Таким социальным благом может быть получение бесплатного содействия в поиске подходящей работы, направления на общественные работы, на профессиональное обучение, получение пособия по безработице, стипендии и др.

Социальные гарантии определяют пределы возможностей граждан претендовать на получение от государства определенных услуг по оказанию бесплатного содействия в обеспечении их занятости и материальной поддержки по установленным законом нормам[21].

Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения

представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице.

Социальным гарантиям в сфере занятости, несмотря на их разнообразие, присуще внутреннее единство и целостность, которые обусловливаются наличием неразрывной связи права на труд с правом на защиту от безработицы. Но систему социальных гарантий в сфере занятости, как и любую систему универсального характера, отличает функциональная дифференциация гарантий на однотипные внутрисистемные совокупности.

Социальные гарантии в сфере занятости населения интегрированы в единую систему социальных гарантий различных уровней — федерального, регионального, местного, а также микроуровня (фирмы, предприятия, организации, учреждения). Эта система образована из социальных гарантий, содержащихся в законодательстве, иных нормативных актах, трудовых договорах, каждая из которых имеет свои цели, подчиненные общей цели, стоящей перед системой, и играет определенную функциональную роль в сфере занятости (обеспечение содействия в трудоустройстве или поддержка существовавшего до потери работы уровня жизни).

В последнее время наметилась тенденция пополнять систему социальных гарантий за счет включения в нее дополнительных гарантий, предоставляемых ищущим работу и безработным гражданам. Они находят закрепление в законодательстве субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и органов социального партнерства[25, с. 100].

Таким образом, система социальных гарантий формируется не только государством, но и другими субъектами, которые могут предусматривать для своих работников дополнительные социальные гарантии. При этом следует отметить, что закрепленные в коллективных договорах и соглашениях дополнительные социальные права не всегда можно считать гарантированными, поскольку возможность их предоставления и осуществления обусловлена наличием финансовых средств.

Говоря о классификации социальных гарантий в сфере занятости, надо отметить, что у них множество признаков, а значит, может быть и несколько различных классификаций: по функциональной значимости, по кругу лиц, которым предоставлены гарантии, по их внутреннему содержанию и др.

В качестве главного критерия классификации гарантий необходимо использовать их основную функцию  - обеспечение конституционного права на защиту от безработицы. Во-первых, этот критерий правильно отражает объективно существующую дифференциацию социальных гарантий на подсистемы гарантий реализации права на труд и гарантий реализации права на материальную поддержку. Во-вторых, он служит исходным базисом для последовательной (иерархической) классификации, которая в известной мере дает развернутую картину системы социальных гарантий, показывает ее структуру [20, с. 16].

В свою очередь, гарантии реализации права граждан на труд можно разделить по кругу лиц, которым они предоставлены, на общие и специальные.

Общие гарантии предоставляются всем или абсолютному большинству граждан. К таким гарантиям можно отнести свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; гарантии реализации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда; бесплатные консультацию и получение информации и услуг в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, другие гарантии, направленные на оказание содействия в трудоустройстве.

Специальные гарантии предусмотрены для отдельных категорий граждан

-  признанных  в установленном законом порядке безработными и не признанных безработными, но испытывающих трудности в поиске работы.

Гарантии, предоставленные безработным гражданам, по функциональному назначению можно разделить на две группы: основные, которые предоставляются всем гражданам, имеющим статус безработных, и дополнительные, которые предоставляются помимо основных отдельным категориям безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).

Копия 55 новая.docx

— 129.53 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тема 69.новая.docx

— 1.07 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульники.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации