Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..

Файлы: 4 файла

74 новая.docx

— 331.49 Кб (Скачать файл)

Гарантии, предоставленные ищущим работу гражданам, также можно разделить на несколько групп, используя разные дифференцирующие критерии (круг лиц, отраслевой и территориальный признаки): гарантии содействия трудоустройству многим категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женам, мужьям военнослужащих, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т. п.); гарантии содействия трудоустройству для работников отдельных отраслей экономики (для работников культуры, оборонной промышленности, угольной отрасли и т. п.); гарантии ищущим работу гражданам, связанные с особенностями регулирования труда лиц, работавших в особых условиях либо проживающих в отдельных регионах страны (на Семипалатинском полигоне, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т. п.)[15, с. 34].

Разнообразие дифференцирующих признаков позволяет гибко, с учетом интересов граждан и общества, особенностей отраслей экономики, регионов, профессий, работ устанавливать специальные гарантии, благоприятствующие

трудоустройству и занятости населения.

Рассмотрим теперь классификацию гарантий реализации права на

материальную поддержку граждан при потере работы и безработице, используя критерий «круг лиц». Указанные гарантии делятся на гарантии, предоставленные безработным гражданам, и гарантии, предусмотренные для граждан, ищущих работу.

По функциональному назначению гарантии, предоставленные безработным гражданам, можно разделить на основные и дополнительные. К основным гарантиям, которые предоставляются всем гражданам, имеющим статус безработных, относятся: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; выплата стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; сохранение пособия по безработице в период участия в общественных работах; возможность не учитывать в качестве перерывов трудового стажа определенные промежутки времени, указанные в Законе о занятости [20, с. 18].

Дополнительные гарантии предоставляются, помимо основных, отдельным категориям граждан, признанных безработными и испытывающих трудности в поиске работы. В число этих гарантий входят: выплата пособия по безработице и увеличение продолжительности периода его выплаты; выплата стипендии в повышенном размере; предоставленные гражданам отдельных регионов в соответствии с законами о занятости субъектов РФ, доплаты к пособию по безработице и стипендии, компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта, субсидии на оплату жилого помещения и

коммунальных услуг; другие выплаты [20, с. 23].

Гарантии реализации права на материальную поддержку ищущим работу гражданам включают: выплату сохраняемого на период трудоустройства среднего заработка уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; дополнительную материальную поддержку, предоставленную отдельным категориям граждан законодательством о занятости

субъектов РФ, и другие выплаты.

Система социальных гарантий в сфере занятости постоянно развивается.

В известной мере это объясняется тем, что законодательство о занятости в Российской Федерации существует сравнительно недавно.

Развитие подсистемы социальных гарантий реализации права граждан на труд, очевидно, должно осуществляться как за счет возвращения к ранее известным видам трудоустройства (студенческие отряды, организованный набор рабочей силы), так и посредством появления дополнительных видов трудоустройства, учитывающих новые формы занятости (дистанционную занятость, самозанятость).

Думается, что подсистема гарантий реализации права на материальную поддержку будет развиваться не только путем увеличения размеров уже гарантированных выплат, но и за счет расширения круга лиц, которым предоставляются выплаты, и установления новых видов выплат (например, для организации собственного дела). Таким образом, развитие данных подсистем вызовет качественные изменения их состава.

Суммируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что дальнейшее совершенствование системы социальных гарантий в сфере занятости населения представляется крайне необходимым. Это, несомненно, будет способствовать повышению ее действенности в реализации права граждан на защиту от безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Характеристика целевых программ содействия занятости

В краевом центре была разработана Целевая программа содействия занятости, профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся образовательных учреждений и молодежи Владивостока на 2008-2012 гг. О

Необходимость создания подобной программы назрела уже давно. Несмотря на различные мероприятия, проводимые администрацией города, учреждениями образования и предприятиями Владивостока, вопрос трудовой занятости населения - в том числе подрастающего населения - по-прежнему остается злободневным. Данные статистики говорят о том, что на территории краевой столицы зарегистрировано много безработных.

Решить ее и призвана программа, подготовленная в администрации

Владивостока. Она предусматривает выполнение работы по четырем направлениям. Это информирование подростков и молодежи о положении на рынке труда и рынке образовательных услуг; содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан и молодежи; развитие системы профессиональной ориентации и социальной адаптации несовершеннолетних граждан и молодежи, а также содействие молодежному предпринимательству.

В рамках каждого из пунктов планируется реализация целого ряда мероприятий - по обеспечению временного трудоустройства, проведению ярмарок вакансий и дней открытых дверей, созданию образовательно-трудового профильного лагеря, оказанию консультационной и информационной помощи детям и их родителям, выявлению профессиональной ориентации подростков и многое другое.

Последнее направление специалисты считают одним из наиболее важных. Как было отмечено в ходе заседания, именно своевременное распознание профессиональных наклонностей ребенка позволяет в будущем обеспечить его качественное трудоустройство [30].

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Уставом Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года № 46-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ» Администрация Приморского края приняла программу «Содействие занятости населения Приморского края на 2012 - 2014 годы».

Государственным заказчиком и разработчиком целевой программы является Управление государственной службы занятости населения Приморского края.

В результате реализации Программы к концу 2014 года среднегодовой

уровень регистрируемой безработицы (отношение численности безработных

граждан к численности экономически активного населения) составит                            2,09 процента, коэффициент напряженности на рынке труда по состоянию на               31 декабря текущего года не превысит 0,7 незанятых граждан на одно вакантное рабочее место.

Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, составит:

2012 год – 63,0 процента;

2013 год – 63,3 процента;

2014 год – 63,5 процента.

Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, составит:

2012 год – 44,5 процента;

2013 год – 44,5 процента;

2014 год – 44,5 процента.

Доля безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, составит:

2012 год – 6,0 процента;

2013 год – 6,0 процента;

2014 год – 6,0 процента.

Среднегодовая численность граждан, признанных в установленном порядке безработными, в Приморском крае составит:

2012 год – 25400 человек;

2013 год – 23520 человек;

2014 год – 21640 человек [30].

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэконо-

мическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

– выплата пособий по безработице;

–  создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

– усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

–  создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

– создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

– помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

– проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

– создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Мероприятия, направленные на стимулирование занятости населения г. Владивостока и роль в ней органов местного самоуправления

2.1  Информация о положении на рынке труда города Владивостока

Основные экономические и социальные показатели развития характеризуют ситуацию на рынке труда города на конец апреля 2013 г. следующим образом:

– экономически активного населения на рынке труда - 369,2 тыс. чел.

– занятых в экономике - 367,4 тыс. чел.

– безработных, зарегистрированных в службе занятости - 1,5 тыс. чел.

Удельный вес безработных граждан, зарегистрированных в службе

занятости по отношению к экономически активному населению составляет              0,4 %.

Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости города

Владивостока» - это современная государственная структура, которая уже 20 лет оказывает эффективное содействие гражданам в поиске подходящей работы.

 На 1 января 2013 г. численность граждан, состоящих  на учете в КГКУ ЦЗН города  Владивостока, составляла 1944 человек. В январе - мае 2013 г. в службу занятости  за содействием в поиске работы  обратилось 3401 человек, из них 1600 человек  получили статус безработного.

Рисунок - 1 Качественный состав основных категорий обратившихся граждан в профессионально-квалификационном разрезе за январь - май 2013 г., чел.

Источник [30]

Рисунок 2 - Распределение обратившихся в службу занятости граждан  
за январь - май 2013 г. по отдельным категориям, чел.

Источник [30]

Рисунок 3 - Структурный состав обратившихся граждан по уровню образования в январе - мае 2013 г., %

Источник [30]

Рисунок 4 - Трудоустройство граждан, обратившихся в службу занятости в январе - мае 2013 года, чел.

   Источник [30]

Таблица 1 - Структура регистрируемой безработицы

 

на 01.01.2013 год

На 01.06.2013

чел.

%

чел.

%

Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете

1552

 

1471

 

Женщины 

1007

64,9

892

60,6

Молодежь в возрасте 16-29 лет  

336

21,6

287

19,5

Граждане предпенсионного возраста  

159

10,2

159

10,8

Выпускники профессиональных учебных заведений

42

2,7

14

1,0

Граждане, имеющие длительный перерыв в работе

296

19,1

272

18,5

Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие)

109

7

100

6,8

Граждане, уволившиеся по собственному желанию

516

33,2

506

34,4

Граждане, высвобожденные с предприятий и организаций

460

29,6

384

26,1

Имеющие высшее профессиональное образование

647

41,7

554

37,7

Имеющие среднее профессиональное образование

282

18,2

281

19,1

Имеющие начальное профессиональное образование

185

11,9

177

12,0

Имеющие среднее (полное) общее образование

347

22,4

326

22,2

Имеющие основное общее образование 

106

6,8

99

6,7

Не имеющие основного общего образования

4

0,3

3

0,2

Не имеющие профессии (специальности) 

47

3

49

3,3

Освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

14

0,9

13

0,9

Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей

448

28,9

425

28,9

Копия 55 новая.docx

— 129.53 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тема 69.новая.docx

— 1.07 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульники.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации