Эволюция финансов и финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.эволюция финансов и финансовой системы россии.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена общим  аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому  признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как  никогда важно иметь представление  о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру  и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших  факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и сущность  финансовой системы в экономике;

- проследить эволюцию структуры финансовой системы;

- проанализировать современную  структуру финансовой системы  РФ и ее состояние;

1. Финансы и финансовая система

 

 

Финансовая система - форма организации  денежных отношений между всеми  субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

1.1 Сущность и функции финансов

Финансы представляют собой экономические  отношения, которые связаны с  формированием, распределением, а также  с использованием фондов и денежных средств для выполнения задач, поставленных государством и для создания условий расширенного воспроизводства в экономике. Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями различных форм собственности при приобретении товарно-материальных ценностей, при реализации продукции, работ, услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и гражданами при уплате налогов и других платежей; государством и предприятиями при уплате налогов, иных обязательных сборов, а также при финансировании из бюджета; предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы страховыми организациями, предприятиями, населением при уплате страховых взносов, при возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

 

По материальному содержанию финансы  представляют собой финансовые ресурсы  страны. Финансовые ресурсы — это  совокупность целевых фондов, денежных средств государства и предприятий. Финансовые ресурсы складываются из следующих источников: средств, аккумулированных в государственной бюджетной системе; средств внебюджетных фондов; ресурсов предприятий (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, амортизация)

Если рассматривать финансы  в целом, то следует считать, что  они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как например финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных фондов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов.

 Распределительная функция  выражается как процесс распределения  ВВП, являющегося источником формирования  многочисленных фондов на разных  уровнях, с помощью финансовых  инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Так, предприятия , реализовав определенный объем продукции и получив  выручку, должно из этой суммы перечислить  в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие  должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), все через нормы, установленные государством. Затем, опять-таки, по нормативам к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, фонд занятости и др. Остается прибыль. Т.о. произошло первичное распределение.

Но ФОТ в дальнейшем делится  между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по нормам, установленным государством, а прибыль - между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней. Это распределение второго порядка.

Прибыль, являясь источником формирования таких фондов, как фонд производственного  и социального развития, резервного фонда и других, выступает объектом распределения третьего порядка. Т.е. распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Здесь можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак не об их отмене. Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в денежный фонд.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим необходим контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов - это  прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости и представляет собой стоимостной контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем - это только контроль реального денежного оборота. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции  финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Различают следующие  виды контроля: общегосударственный  (вневедомственный) финансовый контроль. Осуществляется органами государственной власти и управления (контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств).

Предварительный контроль производится на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача - выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

 1.2 Сущность финансовой системы и ее структура.

 

 

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений в сфере формирования и использования ресурсов, посредством которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях обеспечения стимулов к наиболее эффективному процессу хозяйствования.

   Подчеркнем, что финансы — это не деньги, а денежные отношения, возникающие при переходе части дохода от одного владельца к другому. В качестве собственников здесь могут выступать государство, местные органы власти, фирмы, население.

   Финансовые отношения носят  объективный характер и образуют систему экономических связей, возникающих между государством и предприятиями разнообразных форм хозяйствования; непосредственно между предприятиями; внутри предприятий; между органами власти различных уровней; между государством и общественными организациями; между государством и населением; между государствами.

   Объектом финансовых отношений  являются финансовые ресурсы,  которые включают чистый доход,  амортизационные отчисления, налоги  и неналоговые платежи, финансовые  резервы, часть средств общественных организаций и др. В связи с этим финансовые отношения выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и на этой основе — формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса.

   На базе финансов формируется финансовая система —„совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование денежных фондов.

   В условиях командно-административной  системы используется принцип демократического централизма, который предполагает концентрацию большинства ресурсов в руках государства. В условиях рыночной экономики господствует принцип федерализма, который предполагает разграничение функций и финансовых ресурсов между финансовыми звеньями системы.

   Основными звеньями финансовой  системы выступают: бюджеты различных  уровней власти, бюджеты и фонды  социального, имущественного и  личного страхования, финансы  предприятий, учреждений, организаций  и населения.

   Финансовая система подразделяется на централизованные (государственные) и децентрализованные финансы.

   Централизованные финансы,  аккумулируемые на государственном  уровне, включают бюджеты различных  уровней власти, внебюджетные фонды  (пенсионный фонд, фонд социального  страхования, государственный фонд занятости, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также кредит.

   Децентрализованные финансы  образуют:

   •  финансы предприятий,  которые включают фонд накопления, образуемый за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и амортизационных отчислений, направляемых на обновление и пополнение производственных фондов; фонд потребления; резервный фонд, необходимый для покрытия временно возникающих потребностей в денежных средствах;

   •  финансы организаций  и учреждений;

   •  бюджеты семей.

   Финансы призваны выполнять  различные функции: воспроизводственную,  распределительную, контрольную  и стимулирующую.

   Воспроизводственная функция  состоит в том, что финансы  играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Увеличение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабочей силы.

   Распределительная функция  финансов означает, что с их  помощью осуществляется распределение  финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, учреждениями, различными социальными слоями населения, а также общественного продукта.

   Контрольная функция финансов  предполагает, что с их помощью правительство осуществляет контроль за пропорциональностью в распределении и использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Информация о работе Эволюция финансов и финансовой системы России