Эволюция финансов и финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.эволюция финансов и финансовой системы россии.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

   Стимулирующая роль финйнсов  способствует расширению и совершенствованию  производства, полной занятости,  развитию научно-технического сотрудничества, внедрению инноваций.

   Таким образом, функционирование  финансов сопровождается формированием  экономических отношений по поводу  образования, распределения и  использования денежных доходов  и накоплений хозяйствующих субъектов, государства и работников, участвующих в производстве и реализации товаров и услуг, создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

 

1.3 Сущность финансовых отношений

 

Основой рыночных отношений являются деньги.

Рыночные отношения - это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели.

Финансовые отношения предприятий  состоят из четырех групп. Это  отношения:

- с другими предприятиями и  организациями;

- внутри предприятия;

- внутри объединений, предприятий,  которые включают отношения с  вышестоящей организацией; внутри  финансово-промышленных групп, а  также холдинга;

- с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами,  банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Финансовые отношения с другими  предприятиями и организациями  включают в себя отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми  и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств.

Самая большая по объему денежных платежей группа - это отношения  предприятий друг с другом, связанные  с реализацией готовой продукции  и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, т.к. именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.

Финансовые отношения внутри предприятия  включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

Финансовые отношения предприятий  с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в т.ч. и маркетинговых.

Отношения с финансово-кредитной  системой многообразны.

Прежде всего это отношения  с бюджетами различных уровней  и внебюджетными фондами, связанные  с перечислением налогов и  отчислениями.

Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

Финансовые отношения предприятий  с банками строятся как в части  организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Финансовые отношения предприятий  с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами. а также расширенного воспроизводства; финансирования научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.

К ним относятся: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд накопления; фонд потребления; валютный фонд; фонд для выплаты заработной платы; фонд для платежей в бюджет; другие фонды.

Основные пути укрепления финансовых отношений предприятий связаны  с оптимизацией используемых ими  денежных средств и ликвидацией  их дефицита.

Важнейшее направление их совершенствования - разработка и реализация стратегической финансовой политики предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Финансовая система Российской Федерации

 

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых  характеризуется особенностями  в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две  подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

 

 

 

Рис. 1. Финансовая система РФ

 

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов  и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы  деятельности и применения особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит  ведущая роль: 1) в обеспечении  определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным  звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и  использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения  функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон. С помощью него происходит перераспределение национального  дохода, что позволяет маневрировать  денежными средствами и влиять на темпы развития общественного производства.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных  властей, связанные с финансированием  расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Государственный кредит отражает кредитные  отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся  сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный  внешний долг - это задолженность  по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.

Финансы предприятий различных  форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участи в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики предприятия  осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации, формируют и используют фонды различного назначения, изыскивают необходимые им средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Эволюция финансовой системы  России

 

Финансовая система Русского государства  стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

Надо отметить, что в эпоху  бурного развития капитализма в  России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Первая мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи.

После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного  коммунизма» финансовая система  России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

Информация о работе Эволюция финансов и финансовой системы России