Валютная политика государства
- совокупность мероприятий, осуществляемых
в сфере международных валютных и других
экономических отношений в соответствии
с текущими и стратегическими целями страны.
Направление и формы валютной
политики определяются валютно-экономическим
положением стран, эволюцией мирового
хозяйства, расстановкой сил на мировой
арене. Валютная политика отражает принципы
взаимоотношений стран: партнерство и
разногласия, порождающие дискриминацию
более слабых партнеров, в первую очередь
развивающихся стран, вмешательство во
внутренние дела других государств.
Применяются следующие основные
формы валютной политики: дисконтная,
девизная политики и ее разновидность
- валютная интервенция, диверсификация
валютных резервов, валютные ограничения,
регулирование степени конвертируемости
валюты, режима валютного курса, девальвация,
ревальвация [17, c 40-48].
Дисконтная политика - изменение
учетной ставки центрального банка, направленное
на регулирование валютного курса и платежного
баланса путем воздействия на международное
движение капиталов, с одной стороны, и
динамику внутренних кредитов, денежной
массы, цен, совокупного спроса - с другой.
Девизная политика - метод воздействия
на курс национальной валюты путем купли-продажи
государственными органами иностранной
валюты. В целях повышения курса национальной
валюты центральный банк продает, а для
снижения - скупает иностранную валюту
в обмен на национальную. Девизная политики
осуществляется преимущественно в форме
валютной интервенции, т.е. вмешательства
центрального банка в операции на валютном
рынке с целью воздействия на курс национальной
валюты путем купли-продажи иностранной
валюты. Ее характерные черты - относительно
крупные масштабы и сравнительно краткий
период применения.
Диверсификация валютных резервов
- политика государств, банков, направленная
на регулирование структуры валютных
резервов путем включения в их состав
разных валют с целью обеспечить международные
расчеты, проведение валютной интервенции
и защиту от валютных потерь.
Двойной валютный рынок - форма
валютной политики, занимающая промежуточное
место между режимами фиксированных и
плавающих валютных курсов. Сущность его
заключается в делении валютного рынка
на две части: по коммерческим операциям
и услугам применяется официальный валютный
курс; по финансовым - рыночный. Заниженный
курс по коммерческим сделкам используется
для стимулирования экспорта товаров
и выравнивания платежного баланса.
Девальвация - снижение курса
национальной валюты по отношению к иностранным
валютам или международным счетным валютным
единицам, ранее и к золоту. Ее объективной
основой является завышение официального
валютного курса по сравнению с рыночным.
Ревальвация - повышение курса
национальной валюты по отношению к иностранным
валютам или международным счетным валютным
единицам, ранее и к золоту.
Валютные ограничения - совокупность
мероприятий и нормативных правил государства,
установленных в законодательном или
административном порядке, направленных
на ограничение операций с валютой, золотом
и другими валютными ценностями.
МВС включает, с одной стороны,
валютные отношения, с другой стороны,
валютный механизм. Валютные отношения
представляют собой повседневные связи,
в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках
в целях осуществления международных
расчетов, кредитных и валютных операций. Валютный
механизм представляет собой правовые
нормы и представляющие их инструменты
как на национальном, так и на международном
уровнях.
Составные элементы моровой
валютной системы:
- основные международные платежные
средства (национальные валюты, золото,
международные валютные единицы - СДР,
евро);
- механизм установления
и поддержания валютных курсов;
- порядок балансирования
международных платежей;
- условия обратимости (конвертируемости)
валют;
- режим международных
валютных рынков и рынков золота;
- статус межгосударственных
институтов, регулирующих валютные
отношения.
МВС прежде всего решает мирохозяйственные
задачи, что отражается на ее функциях.
В качестве основных функций
МВС следует отметить следующие:
опосредование международных
экономических связей;
обеспечение платежно-расчетного
оборота в рамках мирового хозяйства;
обеспечение необходимых условий
для нормального воспроизводственного
процесса и бесперебойной реализации
производимых товаров;
регламентирование и координирование
режимов национальных валютных систем;
унификация и стандартизация
принципов валютных отношений.
Особое значение в МВС имеют
межгосударственные организации.
Международный валютный фонд
(МВФ) - специализированное учреждение
ООН - создан в 1945 г [1, c. 41-44].
В настоящее время насчитывается
181 государство-член МВФ. Членство открыто
для государств в устанавливаемые МВФ
сроки на определяемых МВФ условиях. Новыми
членами являются Болгария, Намибия, Швейцария,
Россия (июнь 1992 г.), Эстония, Латвия, Литва,
Албания, Молдавия, Казахстан, Армения,
Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова.
Среди кандидатов на вступление — Сан-Марино,
Узбекистан, Таджикистан и Украина.
Цели МВФ:
поощрение международного сотрудничества
в области валютной политики;
способствование сбалансированному
росту в области валютной политики;
способствование сбалансированному
росту мировой торговли для стимулирования
и поддержания высокого уровня занятости
и реальных доходов, для развития производственного
потенциала всех государств-членов в качестве
главной цели экономической политики;
поддержание стабильности валют
и упорядочение валютных отношений между
государствами-членами, а также воспрепятствование
девальвации валют из соображений конкуренции;
участие в создании многосторонней
системы платежей, а также устранение
ограничений на трансфер валюты;
предоставление средств для
ликвидации несбалансированности платежных
балансов государств-членов.
Функции МВФ:
соблюдение согласованного
кодекса;
финансовая помощь для преодоления
дефицита платежного баланса;
консультирование и сотрудничество.
Международный банк реконструкции
и развития (МБРР) был сформулирован на
Конференции Организации Объединенных
Наций по валютно-финансовым вопросам
в 1944 г. в Бреттон-Вудсе.
Цели МБРР:
содействие реконструкции и
развитию территорий государств-членов
путем поощрения капиталовложений на
производственные цели;
поощрение частных и иностранных
инвестиций посредством предоставления
гарантий или участия в займах и других
инвестициях частных кредиторов;
стимулирование долгосрочного
сбалансированного роста международной
торговли, поддержание сбалансированного
платежного баланса путем международных
инвестиций в развитие производственных
ресурсов государств-членов МБРР.
Международная ассоциация развития
(МАР) была создана в 1960 г. как дочерняя
организация МБРР. Она является специализированным
учреждением ООН. МАР и МБРР преследуют
во многом одни и те же цели — предоставление
займов для приоритетных, экономически
и технически обоснованных проектов в
рамках национальной экономики. Организации
различают по источникам финансовых средств
и условиям предоставления капитала.
Международная финансовая корпорация
(МФК) создана по инициативе США в 1956 г.
для поощрения инвестиций частного капитала
в промышленность развивающихся стран.
Цель МФК - содействие экономическому
росту развивающихся стран путем поощрения
частных предприятий в производственном
секторе.
Современная МВС не выступает
как нечто обособленное, а формируется,
исходя из взаимосвязи и взаимодействия
национальных и международных валютных
систем. С ростом интернационализации
хозяйственной жизни грани между этими
валютными системами постепенно стираются.
Сбой отдельной национальной валютной
системы может оказать негативное воздействие
на региональные и мировую валютные системы
(например, события в России 17 августа
1998 г.), или реформирование региональной
валютной системы ведет к серьезным переменам
как в различных национальных системах,
так и в мировой валютной системе в целом
(например, введение в ЕВС евро) [17, c 100].
В настоящий момент в мире сложились
две мощные валютные системы: Ямайская,
с доминирующей валютной – долларом США,
и Европейская система, в которой в скором
будущем будет одна валюта - Евро. Основы
современной международной валютной системы
были, как известно, выработаны МВФ в январе
1976 году в Кингстоне. Реально новый валютный
механизм действует с 1 апреля 1978 году,
то есть с момента официального вступления
в силу поправок к уставу МВФ, в которых
и были реализованы кингстонские договоренности,
означавшие радикальный отход от принципов
Бреттон-Вудса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная валютная система
представляет собой совокупность формальных
и неформальных норм, правил и инструментов,
определяющих механизм формирования валютных
курсов и связанных с ними потоками товаров,
услуг и капитала.
Действующая в каждый конкретный
период международная валютная система
является результатом продолжительного
эволюционного процесса, в котором переплетаются
экономические, политические и исторические
аспекты. Следовательно, в отдельные исторические
моменты на нее влияли изменения в распределении
экономической и политической власти
на мировом уровне.
Некоторые специалисты считают,
что современная международная валютная
система «совсем прогнила». Другие специалисты
более мягко выражаются о состоянии современной
МВС.
Гагерин Тосунян, президент
Ассоциации российских банков: «Мировая
валютная система существует и действует
– это факт, объективная реальность. Конечно,
как и в любой другой области, нет предела
совершенству. Всякий раз можно говорить
о повышении эффективности МВС, о том,
что она могла бы работать и лучше. Однако
то обстоятельство, что нынешняя международная
валютная система в целом справляется
с основными вызовами, является доказательством
наличия более или менее эффективной системы».
Джон Хокурст, глава отдела макроэкономики
в лондонском офисе PricewaterhouseCoopers: «О кризисе
современной международной валютной системы
пока говорить рано. Другое дело, что существует
положение вещей (на мировых валютных
рынках), которое требует определенной
коррекции. И она уже происходит. Очевидно,
что доллар был слишком силен. Об этом
свидетельствует огромный дефицит торгового
баланса США. В то же время евро был довольно
слабым. Безусловно, на коррекцию этой
ситуации нужно некоторое время». Евгений
Гавриленков, управляющий директор и главный
экономист ИК «Тройка Диалог»: «О кризисе
мировой валютной системы говорить пока
рано. Можно говорить о том, что есть некоторые
настораживающие моменты, например, резкое
падение доллара. Но надо иметь ввиду,
что доллар еще не дошел до своего исторического
минимума по отношению к важнейшим мировым
валютам». Мадсен Пири, президент Adam Smith
Institute: «Моя оценка работы современной
международной валютной системы не очень
позитивна. Я делаю этот вывод исходя из
того, что сегодня происходит с МВС: попытки
контролировать происходящие в ней процессы
в целом оказались не очень успешными».
Мое же личное мнение совпадает с первой
группой специалистов, которые бьют тревогу
и требуют реформ в современной международной
валютной системе.
Специалисты, в основном, указывают
три основных вектора развития современной
международной валютной системы:
длительные арьергардные бои
доллара за сохранение статуса мировой
резервной валюты;
ослабление доллара и договорной переход
к СДР как новой мировой резервной валюте;
крушение доллара и распад мировой
валютно-финансовой системы на валютные
зоны.
Практическое внедрение МВС
зависит от согласованной политики ведущих
индустриальных стран, от развития событий
в системе международных валютных отношений.
В условиях фундаментальных
изменений в глобализирующейся мировой
экономике и современного мирового и финансово-экономического
кризиса структурные принципы Ямайской
валютной системы (современного валютного
механизма) пришли в противоречие с новыми
требованиями к ней. Эти факторы определяют
поиск направлений мировой валютной реформы.
В их числе: глобализация, регионализация,
многополярность, изменение соотношения
сил между мировыми экономическими и финансовыми
центрами.
Время доллара прошло. Мировая
валютная система, последние 35 лет ориентированная
на Америку, перестала быть эффективной.
Из кредитора США превратились в должника;
уже десять лет чистая задолженность страны
возрастает на 4% в год и специалисты полагают,
что в последующие десять лет эта ситуация
не изменится. Вашингтон не справляется
с ролью эмитента главной резервной валюты.
Нужен новый лидер.
Пока неясно, сможет ли Америка
мобилизовать внутренние ресурсы, обратится
ли она к внешним источникам для обеспечения
своего долга или объявит дефолт.
Рост евро четко обозначил следующую
тенденцию: Америка уже не может претендовать
на роль экономического лидера, во всяком
случае, единоличного. Отметим, что доля
экономики США с конца 40-х годов ХХ века
сократилась на 48%. Экономика Америки стала
долговой.
На сегодняшний день специалисты
считают, что надо преобразовывать евро
в новую международную валюту. Мне данная
перспектива кажется наиболее реальной.
Доллар объективно не справляется с возложенными
на него задачами, поэтому пришла пора
менять международную валютную единицу.
Обращая внимание на положительные стороны
введения евро, не стоит полностью забывать
о недостатках такой перспективы. В частности,
относительная «молодость» валюты и наличие
таможенным барьеров между странами ЕС
не позволяет нам с уверенностью сказать,
что евро станет новой мировой международной
валютной единицей, однако у этой валюты
на сегодняшний день наибольшие перспективы.